МОТОГОНКИ.РУ, 20 июля 2024 - Класс Supersport 300 был введен в чемпионат мира World Superbike по требованию консорциума производителей в 2017 году, чтобы соответствовать конъюнктуре рынка, с которого пытались вычистить класс 250-кубовых мотоциклов.
Концепция «Super Single» произрастает из Испании и Италии, где в конце 2000-х назрела ситуация, при которой многоцилиндровые 2-тактные мотоциклы класса GP250 и PreGP вступили в конкуренцию с 4-тактными 1-цилиндровыми аналогичной производительности, созданные на базе серийных двигателей. Частные команды строили прототипы на одноцилиндровых кроссовых двигателях, которые смогли конкурировать с заводскими 2-тактниками. Но массовой темой это никогда не было. Стала она таковой только в 2012 году с переходом Мото Гран-При Moto3 на 250-кубовые 1-цилиндровые 4Т. Но эти мотоциклы оказались дороже, чем 2Т: «неожиданная» новость ждала всех через год после перехода на 4Т... Появилась необходимость бюджетного аналога "для массового спорта", ими и стали "трехсотки".
Но и 300-ки со временем стали не совсем "трехсотками". Kawasaki Ninja 400 является самым конкурентоспособным в классе на данный момент. Главный бенефициар Supersport 300 - Yamaha продала за 7 лет десятки тысяч мотоциклов класса R3. Но сейчас конкуренция в WorldSSP300 слишком жесткая: борьба идет с Kawasaki, а также новым игроком, китайской Kove с двигатель аналогичного Yamaha объема 321 куб.см., что уже не дает пилотам R3 никакого преимущества.
В то же время, на рынке появилось множество "бюджетных" мотоциклов с 2-цилиндровыми двигателями объемом 660-770 куб.см., для которых уже создаются монокубки в рамках национальных гоночных серий.
Именно на эту категорию и намечена очередная "революция" FIM: у "трехсоток" больше нет будущего, поскольку из большой группы вошедших в консорциум в 2017 года заводов в WorldSSP300 остались только Yamaha, KTM и Kawasaki. Команды KTM в меньшинстве и существуют за счет субсидирования из Маттигхофена (для этой категории тюнинг KTM RC390 слишком дорог).
Стратегия реформирования Supersport со стороны FIM (под давлением производителей) выглядит очевидной:
- класс Superbike останется без изменений в рамках 999 куб.см. для многоцилиндровых моторов с производительностью в районе 220 л.с.;
- класс Supersport сдвигается в сторону 765 до 955 куб.см. для сохранения уровня производительности в районе 145-155 л.с.;
- начальная категория Supersport 300 будет переименована и сдвинется вправо - к 660-800 куб.см. с производительностью 75-95 л.с.;
- "трехсотки" сейчас обеспечивают производительность в районе 50 л.с.
Основная идея "апгрейда" - облегчить переход из класса в класс, чтобы сократить разрыв между классами в техники пилотирования и пиковых показателях мощности/скорости. Такая же тенденция наблюдается в MotoGP, где Moto3 все-таки рискует сдвинуться в направлении 2-цилиндровых 500 куб.см. к 2027 году.
В список мотоциклов, которые FIM будет рассматривать для омологации, уже сейчас входят Yamaha R7, Aprilia RS 660, Suzuki SV650 и Kawasaki Ninja 650, которые составляют категорию "бюджетных" шоссейных мотоциклов, не ориентированных на спорт в базовой комплектации. Производительность 2-цилиндровых мотоциклов слишком низкая для конкуренции с 3- и 4-цилиндровыми машинами аналогичной кубатуры (разница пиковой мощности - более 30%, и ее нельзя преодолеть простым "тюнингом").
FIM общается со всеми производителями о вступлении в новую категорию. Практически у каждого есть в модельном ряду мотоцикл, подходящий для этого. Даже у Triumph есть несколько вариаций Daytona с моторами от 660 до 765 куб.см., которые могут использовать в разных классах мировых чемпионатов.
Согласно инсайду, Yamaha Germany обсуждает с FIM Europe и своим европейским представительством в Нидерландах сохранение определенной гоночной программы для R3, как начального класса по аналогии с ETC и Red Bull Rookies Cup в MotoGP. Аналогичная работа идет и в Азии, где "трехсотки" слишком популярны, чтобы их хоронить. Но в мировом масштабе тема исчерпана.