МОТОГОНКИ.РУ, 16 сентября 2024 - Прежде всего, Андреа Досоли поспешил успокоить журналистов о планах Yamaha о якобы полном сворачивании программы поддержки Yamaha R6 - этого не будет в ближайшие 2-3 года, и новый мотоцикл, который все так ждут - Yamaha R9 не станет заменой для классического "рядника" с 600-кубовым двигателем.
«А был ли мальчик? А может, мальчика и не было?..»
Yamaha YZF-R6 в дорожной версии (не для продажи в ЕС)
Yamaha R6 по-прежнему выпускается, как в дорожной, так и в чисто гоночных версиях. Как минимум, будет выпускаться и поддерживаться. Но не для рынка ЕС и Японии, где он официально "списан" в неконкурентоспособные из-за экологических норм.
Но кроме Европы и Японии есть еще богатый рынок Северной Америки, Юго-восточная Азия, Индия, Австралия, даже Великобритания, специально вышедшая из ЕС, в том числе, чтобы не следовать за тонущим европейским индустриальным кораблем. На все европейские проблемы они смотрели с нескрываемой улыбкой, поскольку сами же их и придумали. В общем, на самом деле, купить Yamaha R6 в дорожной версии по-прежнему можно. Только стало чуть сложнее (в России), потому что нельзя купить прямо в Европе и Японии. Но можно в третьих странах.
Yamaha YZF-R6 Race
Yamaha R6 в версии Race - с нее снято всё лишнее и "экологически правильное" оборудование, а добавлена пара актуальных для гонок устройств. Готовая база для постройки Supersport. Но его тоже непросто купить, поскольку Yamaha Motor Europe распространяет его только через специализированные дилерские GYTR-центры, где на байк навешивают пакет гоночного оборудования, на чем и зарабатывают.
«Да, мы отказались от дорожной версии R6 - он будет недоступен для эксплуатации на дорогах общего пользования в Европе, - начал Андреа Досоли. - У нас была большая дискуссия на эту тему, правильный ли это шаг или нет. Мы исходили из нашего присутствия в ключевой гоночной серии мира - World Supersport и классах национальных чемпионатов, которые дают новых звезд, где R6 по-прежнему востребован за идеальное соотношение характеристик. В World Supersport сейчас участвуют 6 производителей, и сохранение присутствия Yamaha в нем очень важно. Поэтому, мы решили, что то решение было правильным - и решили сохранить это наследие так долго, сколько это будет возможно в условиях рынка».
Андреа Досоли, новый менеджер всего гоночного департамента Yamaha Motor Europe
В то же время, Yamaha не нравится сложившаяся ситуация в World Supersport, где доминирующие пилоты - два Ducati, из заводской команды и саттелита. Для Досоли это как "красная тряпка": он считает, что баланс производительности в WSS нарушен.
«В прошлом году за победы могли бороться три-четыре производителя. В этом Ducati не проигрывали уже 10 гонок. Ясно, что общий уровень вырос, но мы видим, что баланс сместился: доминирует один бренд. Мы знаем, что значительно улучшились по сравнению с прошлым годом почти на всех трассах с точки зрения цифр, скоростей и результатов, но Ducati прибавили больше, тогда как остальные бренды, напротив, здорово отстали. У MSMA не было такой цели: Ассоциация хотела создать равный баланс производительности для всех участников рынка. Сейчас его нет».
Пилоты Ducati не проигрывали гонок уже 10 этапов World Supersport подряд
«У нас есть несколько очень серьезных аналитиков, инженеров которые получили задачу - собрать доказательную базу и представить FIM все выкладки, что баланс нарушен. Мы хотели бы его восстановить, считаем это справедливым: R6 стало труднее бороться за победы и призовые места с мотоциклами Next Gen» - сказал Досоли.
Досоли считает, что сильнейшие гонщики сейчас не получают возможности выигрывать гонки, но это спорное заявление. Он считает, что Адриан Уэртас, новобранец Aruba.it Racing WorldSSP, лидер чемпионата мира не должен возглавлять серию, поскольку не обладает должным опытом и выезжает за счет мотоцикла. С этим можно спорить. Но другие показатели (пиковые скорости, средние лучшие скорости в ходе этапов и другие цифры) - менее предвзяты. Конечно, Yamaha неприятно расставаться со статусом доминатора World Supersport, которым R6 был на протяжении целого десятилетия.
В данный момент Yamaha идет по тому же пути, которым Honda зашла в тупик в MotoGP: пока Марк Маркес выигрывал гонки и борол за подиум, в HRC отрицали наличие проблем с прототипом Honda RC213V... и вот, Маркес вышел из игры - сразу вскрылись все болячки! Пока пилоты Yamaha могут бороться за подиум, R6 будут считать конкурентоспособным. Не является ли это ошибкой? Или это и есть т.н. «эффективный менеджмент»? Вот, в чем вопрос...
Yamaha продолжает считать R6 конкурентоспособным мотоциклом и не намерена его менять
Так может быть, Yamaha пора сменить пластинку и запустить в гонки новый мотоцикл? Вот, Yamaha R7 активно вытесняет с рынка прежние серийно-гоночные проекты компании, такие как R3 Cup и пр...
«R7 - отличная платформа для новобранцев. Учитывая особенности рынка, это сейчас едва ли не лучшая альтернатива малокубатурным сериям. Мотоцикл по своим характеристикам - большой, полноразмерный, с ним молодым спортсменам несложно справляться, в то же время, они получают ценный опыт работы с более мощными моделями. Определенно, эта платформа нашла свою нишу и мы будем развивать наши отношения с организаторами, чтобы внедрять монокубки R7 как гонки поддержки во все возможные серийные чемпионаты» - отреагировал Андреа.
Буквально в воскресенье FIM и промоутер FIM EWC подтвердили создание еще одного монокубка Yamaha R7 - серии поддержки в рамках чемпионата мира по мотогонкам на выносливость. В World Superbike с 2024 года запустили женский чемпионат мира WorldWCR, который по сути является монокубком Yamaha R7. Также, подобные кубки есть в ряде национальных чемпионатов по всей Европе.
3-цилиндровый двигатель Yamaha CP3 на презентации на EICMA в далеком 2013 году
Ну, а не логично ли, что за R7 должен следовать R9? Как насчет того самого Yamaha R9, о котором говорят с ноября 2023 года? Но определенно, Yamaha R6 не покинет гоночные треки в ближайшие пару лет.
«В данный момент нет никакой необходимости полностью менять доктрину, поскольку R6 остается конкурентоспособным, - ответил Досоли. - Обычно, не менее трех Yamaha R6 могут бороться за подиум в World Supersport: GMT, Ten Kate и Evan Bros. имеют в своих составах призовых пилотов должного уровня. У этих команд очень сильные мотоциклы. Я считают, что проблема только в балансе. И если мы продолжим пушить FIM и Dorna, мы добьемся возвращения ситуации предыдущих сезонов, когда было больше претендентов на победу в гонках. Новый мотоцикл для этого не нужен».
«Прежде всего, учитывая, сколько лет концепту мотоцикла сейчас, нужно отдать должное инженерам, которые разработали его в прошлом. Технически и концептуально сегодняшний R6 мало отличается от того, который выиграл чемпионат мира в 2013 году [с Сэмом Лоусом и российской командой Yakhnich Motorsport, прим. МОТОГОНКИ.РУ]. Он стал совершенней за 10 лет, более современным с точки зрения управляющей электроники и подвесок, но воплощенные идеи не утратили актуальности».
Так мог бы выглядеть Yamaha R9 по версии японского издания Young Machine
Yamaha R9 остается интригой - хорошо раздутым "слухом", если верить Досоли
«R9? Я читал кое-какие слухи. Но уверяю, что в данный момент нет никакой официальной информации о внедрении новой модели. И если это произойдет, то вряд ли станет поворотной точкой в стратегии Yamaha Motor Europe. Не сейчас, не в этом году» - ответил Досоли
Ожидается (потому что это никто никогда не подтверждал официально), что Yamaha R9 будет представлен на одной из ближайших выставок в Европе - EICMA-2024 или Intermot. В основе нового спортбайка лежит 3-цилиндровый двигатель, такой же как на MT09, по своим параметрам вписывающийся в FIM World Supersport Next Generation. Однако, его никто никогда не видел живьем.
Если бы Yamaha R9 появился, он мог бы стать платформой для замены R6. Но пока у Yamaha Motor нет материала - реальных испытаний в гонках, сравнений производительности и вообще, каких-либо сравнений с конкурентами, чтобы думать об этом. Японцы сохраняют приверженность принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе»: пока 10 раз не подтвердится успешность нового мотоцикла, замены проверенной десятилетиями рабочей лошадке смены не ждите.
Вот, в общем, главный намек от Андреа Досоли.