МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Российское кольцо
Лента новостей
»
[300250] Реклама. ООО «Хилтек», ИНН 7735575181 рекламодатель erid: 2SDnjc5hkoi
112114
1 апреля 2020 в 22:48
 
Александр Шеин, эксперт © MOTOGONKI.RU

Знать, а не догадываться: телеметрия на мотоцикле – вводный курс

Итак, у всех появилось время заняться чем-то, на что времени катастрофически не хватало. Например, доделать мотоцикл и подготовить его к новому гоночному сезону, чтобы начать его во всеоружии. Сегодня речь пойдет о том, как собрать комплект телеметрии, чтобы знать, а не догадываться.

МОТОГОНКИ.РУ, 1 апреля 2020 - Самые современные спортбайки, оснащенные платформами IMU и продвинутыми блоками управления двигателем, а также контрольными панелями с расширенным функционалом, уже имеют ряд встроенных функций для сбора данных. Но функционал этот достаточно узок, поскольку он не рассчитан на прямое гоночное применение. Это, скорее, приятное дополнение к уличному байку, который готов участвовать на трек-днях «as is», без дополнительных доработок: Lap Timer, GPS, датчики позиционирования (наклона и скорости), данные по оборотам двигателя, включенной передаче – эта информация может храниться во встроенном дата-логгере мотоцикла. Также, если спортбайк в топовой комплектации, он может быть оснащен комплектом «умных» подвесок, блоки управления которых также могут собирать кое-какую дату…

Телеметрия: знать, а не догадываться
Телеметрия: знать, а не догадываться

Однако все это не связано напрямую с трековым применением, а скорее носит сервисный характер, так что объединить эту «дату» в то, что нам нужно, не удастся. Так или иначе, потребуется установить комплект точного дополнительного оборудования.

Комплект телеметрического оборудования

Для того, чтобы собирать действительно важные для анализа данные, нам понадобятся три неотъемлемых элемента: 1) то, чем собирать данные (сенсоры); 2) то, куда их собирать (приемник и хранитель сигналов – дата-логгер); и 3) программа, которая будет эти данные обрабатывать и анализировать.

Сенсоры (датчики)

По-минимуму, мы хотим видеть и знать:
• Скорость мотоцикла (нужен GPS датчик)
• Углы наклона (тот же GPS + акселерометры)
• Обороты двигателя, положения дросселя/тормоза (датчики ECU + внешние датчики)
• Положение подвески (внешние потенциометры)

Лямбда-сенсор для дата-логгера i2M
Лямбда-сенсор для дата-логгера i2M

Дополнительно, можно поставить какое угодно количество датчиков, например в мировых сериях могут использоваться:
• Датчик давления воздуха в air box
• Лямбда-сенсор
• Датчики температуры колес
• Датчик давления на лапку переключения передач
• и многое другое в зависимости от задач команды и пилота

Потенциометры (датчики подвески) для системы i2M
Потенциометры (датчики подвески) для системы i2M

Сенсоры отличаются между собой частотой собираемых данных (1-200 раз в секунду), видами (потенциометр, температурный датчик и т.п.), ну и ценой, конечно. Чем чаще мы можем собирать данные, тем точнее будут наши выводы о поведении мотоцикла на треке

Сборщик данных с сенсоров – дата-логгер (data logger) - как правило, отдельный блок, который собирает все данные и пишет их во внутреннюю память в своем формате. Но сегодня массово применяются и системы all-in-one, в которых объединены основные функции именно логгера с GPS-системой, а остальные датчики подключаются по прободам или по Bluetooth.

Современный дата-логгер от i2M: все в одном + возможность подключения дополнительных сенсоров
Современный дата-логгер от i2M: все в одном + возможность подключения дополнительных сенсоров

Дата-логгер по сути своей – микрокомпьютер с процессором, системой ввода/вывода и энергонезависимой памятью. Поэтому, логгеры отличаются один от другого по производительности, объему памяти и другим параметрам. Например, по количеству каналов ввода («портов»), к которым подключаются проводные датчики. И чем мощнее блок, тем больше данных в секунду он может принять и записать, ведь все они поступают с датчиков одновременно. Плюс, современные датчики, как и дата-логгеры могут работать по беспроводной схеме, например, по Bluetooth.

В базовой телеметрии подобным блоком может вполне служить современный смартфон, который принимает данные по Bluetooth.

А что, и так можно было?!

Ведь практически любой смартфон имеет в комплектации GPS модуль, гироскопические сенсоры и акселерометры, и он сам может быть датчиком и дата-логгером в одном флаконе. Скорость передачи с внешними датчиками будет невысокой, но зато никаких дополнений не нужно, поэтому можно рассматривать и такой вариант для начала.

Программа для анализа у каждого производителя дата-логгеров свой формат и, соответственно, своя программа анализа, привязанная к его системе. Например, 2D продают свою программу за деньги (цена от 1500 евро до бесконечности), AIM дают свою программу бесплатно (ее можно скачать на официальном сайте).

Так выглядит рабочий экран ПО для анализа данных от i2M
Так выглядит рабочий экран ПО для анализа данных от i2M

Софт для смартфона стоит символические деньги (500-1500 руб), но и возможностей у него на порядок меньше.

Зачастую, программы позволяют выгружать данные в таблицу формата Excel, что здорово расширяет сферу применения и деятельности по анализу. Дописав пару модулей и формул, можно превратить Excel в простую, но эффективную систему анализа и математически рассчитывать дополнительные каналы.

Варианты сборок (китов)

Пойдем от самых доступных наборов – к более сложным и профессиональным системам.

Телефон с внутренними датчиками GPS/Gyro/Acc
Самое простое – покупаете программу для телефона, ставите телефон на мотоцикл – и вперед!

Хорошей программой является RaceChrono, и тоже я использую ее, но есть ряд других аналогов. Вот как выглядит простейшая аналитика, собранная за сессию в RaceChrono:

RaceChrono - одна из самых удобных программ для анализа своих покатушек
RaceChrono - одна из самых удобных программ для анализа своих покатушек

Как видно, есть режим, где можно наложить собранную дату с привязкой по GPS на проекцию трассы на Google Maps и смотреть «мультфильм», глядя и анализируя простые данные, например, угол наклона мотоцикла в повороте и ускорение - два параметра, которые может писать в лог любой современный смартфон (помимо скорости и времени круга). Ну, а еще ее можно связать с камерой GoPro, и тогда...

RaceChrono - режим наложения собранной даты на проекцию карты Google Maps
RaceChrono - режим наложения собранной даты на проекцию карты Google Maps

Преимущества такого набора (в зависимости от программы):
• Недорого
• Быстро
• Анализ телеметрии происходит прямо на экране телефона
• Как правило, можно выгружать треки в Excel

Недостатки
• Малая точность датчиков (GPS в телефоне обновляется раз в секунду, сильно искажается скорость и траектория)
• Слабые средства анализа
• Малое количество датчиков (есть скорость, частично углы наклона, траектория, ускорения и замедления)

Пример OBD-датчика: расширенная версия GPS-трекера с Bluetooth подключением
Пример OBD-датчика: расширенная версия GPS-трекера с Bluetooth подключением

Смартфон + набор Bluetooth датчиков

• Покупая дополнительные датчики, мы можем существенно улучшить качество данных
• Например, можно купить внешний GPS-приемник, который опрашивает спутники 50-100 раз в секунду (50-100 евро на ebay)
• Сюда же относятся датчики OBD на Bluetooth, которые позволяют читать параметры двигателя и видеть его обороты и температуру (для BMW подобный прибамбас стоит 150 евро и вставляется в гнездо от Calibration Kit)

Я использую такой набор, катаясь на мотарде или питбайке по картодромам

AIM Solo Bike DL
AIM Solo Bike DL

Внешний блок + подключение к ECU

Специализированные дата-логгеры, которые уже предназначены для сбора большого потока данных. Диапазон довольно широк:
– у того же AIM есть SOLO DL или SOLO 2 DL – cо стационарной установкой и подключением к мотоциклу; фактически, эта система работает, как вышеописанный набор со смартфоном (цена в районе 400-600 евро)
– и у AIM есть профессиональный комплект Evolution 4(S), собирающий кучу каналов и непосредственно используемый нашей командой на треке (цена около 5000 евро за комплект)
– 2D предлагает пару вариантов, как собрать комплект телеметрии, но здесь дешево не отделаетесь: любой набор получится в районе 5-8 тыс евро

AIM MXS дата-логгер на мотоцикле Honda
AIM MXS дата-логгер на мотоцикле Honda

Отдельным подвидом является совмещение дата-логгера с контрольной панелью мотоцикла, который устанавливается вместо штатной приборки и полностью ее заменяет. Но, конечно же, такой вариант уже нельзя назвать «бюджетным».

Вот пример использования AIM MXS 1.2 в комплектации с различным периферийным оборудованием, включая даже HD-видеокамеру:

Схема использования дата-логгера AIM MXS с различной периферией, включая камеру

Конечно же, AIM и 2D возглавляют рынок со своими профессиональными продуктами этого типа, и они не дешевы.

К счастью, на рынке есть альтернативные производители, выпускающие доступные варианты объединенных блоков логгер+панель, например, i2M. Они хорошо распространены, поскольку гонщики-любители, да и просто владельцы спортбайков зачастую ставят себе такие панели (модели Chrome, Chrome Lite и т.п.) на замену стоковым или после поломки оригинальной панели. Единственным, но главным недостатком i2M можно считать совершенно убогую программу анализа. Зато есть обходной маневр – экспорт данных из i2M в анализатор от 2D!

i2M Chrome на Suzuki GSX-R1000 2017
i2M Chrome на Suzuki GSX-R1000 2017

Также стоит обратить внимание на различные колаборации, которые производители телеметрии делают с производителями мотоциклов. Так, 2D создала для BMW Motorrad штатный набор BMW Kit, который стоит относительно вменяемых денег (0.8-1.5 тыс. евро), но при этом позволяет получить профессиональную телеметрию.

Датчики подвески

Функционал любой системы телеметрии существенно расширяется, если используются датчики подвески. Зачем они нужны и что с их помощью можно делать, мы разбирали недавно в материале «Продвинутая работа с телеметрией – анализ скоростей работы подвески»

Амортизатор Ohlins с потенциометром i2M
Амортизатор Ohlins с потенциометром i2M

Датчики подвески – это два небольших потенциометра, которые крепятся на перо вилки и амортизатор с помощью специальных хомутов и дают возможность проводить множество дополнительных анализов и настраивать мотоцикл точно под нужды пилота.

Метод установки потенциометра (датчика) на задний амортизатор - в штатный кронштейн
Метод установки потенциометра (датчика) на задний амортизатор - в штатный кронштейн

Лично я уже не представляю, как можно настроить подвеску без понимания ее поведения на треке, ориентируясь только на feedback пилота (особенно, если он не профессионал и не отточил “чуйку” мельчайших вибраций и странностей в поведении мотоцикла на треке).

Премиальные системы

Выше мы рассмотрели ряд систем и наборов, которые в сборе могут достигать в стоимости 10-12 тыс евро – это ли не премиальные системы? Нет! И здесь есть возможность освоить бюджет, сравнимый со стоимостью квартиры и машины.

Мультиканальный дата-логгер Magneti Marelli, какие применяются в MotoGP
Мультиканальный дата-логгер Magneti Marelli, какие применяются в MotoGP

К этой группе относятся производители, которые ведут свою родословную из мира автоспорта (где все во много раз дороже, чем в мото), например, Magneti Marelli.

Топовая система телеметрии Magneti Marelli, установленная на Kawasaki ZX-10RR Владимира Леонова, команда SPB Racing Team
Топовая система телеметрии Magneti Marelli, установленная на Kawasaki ZX-10RR Владимира Леонова, команда SPB Racing Team

Сюда же можно отнести Motec, как производителя электроники для мирового мотоспорта. Motec был едва ли не основным производителем управляющей электроники и систем анализа в World Superbike, Supersport и STK до унификации промоутером технического регламента чемпионата. Но теперь там балом правит Magneti Marelli.

Так с чего же начать?

Если вы хотите попробовать анализировать свои заезды, стоит начать с телефона в кармашке и простенькой программы. Как минимум, вы сразу получите данные о своих кругах, возможно, даже с некоторой (достаточно относительной) привязкой к треку, но точность сбора «даты» не позволит составить более четкую картину.
Когда войдете во вкус, можно перейти к какому-то базовому комплекту типа AIM solo DL. Ну, а если вы уже вошли во вкус и накопили достаточно денег, комплект телеметрии и соответствующий тренинг позволят раскрыть весь свой потенциал и, кто знает, может быть даже сэкономить на тренере.

Свои вопросы по работе с телеметрией, по тому, как и с чего начать, вы можете задать на вебинарах, организуемых командой BoxesMoto в он-лайн – используйте каждый день самоизоляции с пользой!

Программу онлайн сервисов Boxes Moto можно найти здесь: bm-race.ru/ru/online-services/

Подробности также можно узнать по телефону +79256824733, Александр или по E-mail: info@bm-race.com

Важные новости
 
Мировой Супербайк 2025 - все гонки: WorldSBK - Superpole на Phillip Island Circuit
Мировой Супербайк 2025 - все гонки: WorldSBK - Superpole на Phillip Island Circuit

Мировой Супербайк 2025 года стартовал на Phillip Island Grand Prix Circuit! Смотрите квалификации и гонки 1-го этапа World Superbike из Австралии: первая квалификация сезона - Superpole #AustralianWorldSBK от старта до финиша.
Педро Акоста дерзит Маркесу: новое соперничество MotoGP не за горами!
Педро Акоста дерзит Маркесу: новое соперничество MotoGP не за горами!

Крайне интересным стало известное пятничное шоу на RTVE «La Revuelta», куда на этот раз пригласили нового флагмана KTM Factory Racing, двукратного чемпиона Мото Гран-При Педро Акосту, которого три года назад называли «новым Марком Маркесом», но затем Педро сказал - «не давите на меня, всё произойдет со временем». И вот, его первая дерзость и намек - время пришло?
Чемпион World Superbike Топрак Разгатлиоглу пока не готов к борьбе в первой гонке сезона 2025 года
Чемпион World Superbike Топрак Разгатлиоглу пока не готов к борьбе в первой гонке сезона 2025 года

Действующий чемпион World Superbike из заводской команды MW Motorrad WorldSBK Топрак Разгатлиоглу завершил первый день на Phillip Island в ТОП-5, но явно не в топовой форме после фактического пропуска предсезонки и неожиданных проблем с BMW M 1000 RR, появившихся на тестах в понедельник. Он не уверен в успехе на предстоящей квалификации Superpole и субботней гонке, первой в сезоне 2025 года.
Бо Бендшнайдер с хода взял первый Superpole сезона World Supersport 2025 года: результаты
Бо Бендшнайдер с хода взял первый Superpole сезона World Supersport 2025 года: результаты

Пилот MV Agusta Reparto Corse Бо Бендшнайдер выиграл первую квалификацию World Supersport сезона 2025 года на Phillip Island. Но... сможет ли он теперь выйти на старт в субботу? Результаты и отчет с квалификации 1 этапа чемпионата мира.
Предсезонка 2025 года завершена: итог тестов Moto2 - 18 гонщиков внутри рекорда круга в Хересе
Предсезонка 2025 года завершена: итог тестов Moto2 - 18 гонщиков внутри рекорда круга в Хересе

Сразу 18 гонщиков мирового Moto2 оказались внутри рекорда круга Circuito de Jerez по итогам трех дней финальных тестов в Испании, пятеро из них пробились и закрепились в 1:39, улучшив рекорд на секунду. Новые лидеры чемпионата агрессивно выдавили прошлогодних фаворитов за пределы ТОП-20. Кто готов к схватке за победу на Гран-При Таиланда через неделю? Угадать - невозможно!
Шансы на спасение KTM резко возросли: ключевой акционер - Pierer Industrie AG избежал банкротства
Шансы на спасение KTM резко возросли: ключевой акционер - Pierer Industrie AG избежал банкротства

Только что поступили новости из Австрии, где состоялось очередное заседание земельного суда Вельса, где рассматривалось предложение KTM AG о реструктуризации компании по заявлению о защите о банкротства: что сказать, суд встал на сторону предприятия из Маттигхофена, предоставив необходимые инструменты и разрешения для реализации плана спасения. Дело за малым... и тут самое интересное.
Марк Маркес снова готов переступать пределы MotoGP: вижу цель - не вижу препятствий!
Марк Маркес снова готов переступать пределы MotoGP: вижу цель - не вижу препятствий!

Две серии гоночных симуляций, которые провел новобранец Ducati Lenovo Team Марк Маркес в финальный день продсезонки MotoGP 2025 года в Бурираме, приковали к себе всеобщее внимание. Вопрос был даже не в чистых временах круга, и не в том, что Марк проехал дистанцию гонки с абсолютным виртуальным рекордом, а то, как он это сделал.
Все супербайки 2025 года: список омологированных мотоциклов World Superbike и Supersport
Все супербайки 2025 года: список омологированных мотоциклов World Superbike и Supersport

На Phillip Island Grand Prix Circuit официально стартовал первый раунд чемпионата мира по Супербайку 2025 года - FIM Superbike World Championship или попросту WSBK! Накануне DWO и FIM представили окончательный список омологированных для этого сезона мотоциклов. В нем есть пара интересных нюансов.
Honda сделала шаг к водородному будущему: Honda Fuel Cell - вдвое надежней и вдвое дешевле
Honda сделала шаг к водородному будущему: Honda Fuel Cell - вдвое надежней и вдвое дешевле

Honda Motor Co представила завершенную спецификацию собственного водородного элемента для производства электроэнергии - шаг, сделанный уже после того, как эта система была применена в автомобилестроении: теперь Honda Fuel Cell вдвое надежней, стабильней и вдвое дешевле первого прототипа.
Главные новости MotoGP 2025 года будут писать банкиры и медиамагнаты
Главные новости MotoGP 2025 года будут писать банкиры и медиамагнаты

Возможно, мы увидели знак, что три самых громких новостных повода о MotoGP, World Superbike и British Superbike 2025 года будут созданы не гонщиками, инженерами и менеджерами команд, а бизнесменами, бухгалтерами и политиками. Первый заголовок уже написан медиамагнатами. Итак, куда движется индустрия мотоспорта в медийной сфере?
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 1 апреля 2020
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


2.63 МЛН
годовая
аудитория
591114
посетителей
в месяц
33087
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike worldsbk видео mxgp мото гран-при марк маркес большие призы комментарии валентино росси квалификация интервью repsol honda гонка moto2 тесты moto3 mx2 ducati motogp23 травма мотогонки ktm хорхе лоренцо суперкросс авария мотогп honda ama supercross чемпионат россии гран-при катара misano world circuit circuito de jerez трансляция hrc евгений бобрышев yamaha aprilia racing world supersport wss phillip island qatargp fp2 losail international circuit honda racing гран-при валенсии