МОТОГОНКИ.РУ, 17 марта 2025 - DeepSeek был назван национальным достоянием Китайской Народной Республики, после чего ряду ведущих инженеров стартапа был запрещен выезд из страны и они сдали свои загранпаспорта - такими заголовками пестрели передовицы изданий в пятницу, 14 марта 2025 года.
Китай опасается, что инженеры и программисты, участвовавшие в работе над DeepSeek, попадут в руки врагов, и те получат инструменты влияния на проект. Еще больше власти Китая опасаются, что создателей успешной языковой модели перекупят конкуренты из США.
В самом новостном поводе нет ничего особенного. Во-первых, Китай давно на государственном уровне ограничил применение DeepSeek в массовом секторе: для простых смертных база знаний, коей пользуется чат-бот, датирована сентябрем 2023 года, и по сути своей, устарела еще до того, как DeepSeek стал распространяться от смартфона к смартфону в 2024. Вы можете получить ценные рекомендации, однако, данные в них не будут актуальными, и делать правильные выводы вы не сможете. Это не введение в заблуждение, а ограничение функционала AS IS - простейшая защита коммерческой эксплуатации.
Важно другое. В отличие от ChanGPT и его ответвлений, Китай сразу же объявил DeepSeek стратегически важным объектом интеллектуальной собственности, ограничив его трансграничное использование.
Следующим, кто поступит так же в отношении основного набора ИИ-продуктов, будут Соединенные Штаты
Илон Маск не просто так охотится на OpenAI Global. Сначала, он хотел купить компанию целиком, чтобы интегрировать их технологию в уже имеющуюся структуру Tesla, но его мягко послали.
Затем, стал настаивать на смене идеологической платформы, то есть отказа от свободного (некоммерческого) распространения базы OpenAI и перевода ее на коммерческую основу. Напомню, что продуктами на базе технологии OpenAI являются сам ChatGPT и следующее поколение модели GPT-4.5, представленное 27 февраля 2025 года. А еще с десяток клонов, созданных сторонними разработчиками...
Проблема в том, что эта технология слишком широко распространилась в информационном пространстве, и ее эксплуатация начала переходить допустимые границы с точки зрения визионера Маска, являющегося также первым советником Президента Трампа, что немаловажно.
Команда Трампа состоит из высших менеджеров крупных коммерчески успешных компаний, технократов, которые слишком хорошо понимаю, что означает битва за контроль над лучшими разработками в области Искусственного Интеллекта. Трамп хотел бы заполучить контроль над биткоином, а также над ключевыми ИИ-разработками, чтобы Америка стала великой в будущем. Только это не его мнение, а мнение тех, кто за ним стоит - Илона Маска, в первую очередь.
Разумеется, Илон Макс и его собственная разработка, ИИ-помощник Grok сталкиваются с конкуренцией со стороны OpenAI и ее клонов. Но есть и обратная сторона:
продукты OpenAI массово используются в рамках некоммерческих проектов, что еще больше размывает контроль над распространением
Напомню, что Маск настаивает на незамедлительном переходе продуктов OpenAI на коммерческую платформу, чтобы таким образом ограничить доступ к технологии. Ruters сообщает, что представители Маска и гендиректор OpenAI Сэм Альтман договорились об ускоренной судебной процедуре в своем споре. Неделей ранее, суд Калифорнии отклонил требование Маска о запрете некоммерческой эксплуатации продуктов OpenAI, его юристам не удалось собрать достаточно аргументов, доказывающих опасность этого. Альтман продолжает настаивать, что речь идет лишь о личных амбициях Илона и его личной выгоде...
*** Но когда в твою компанию инвестируют 500 миллионов, можно заявлять всякое, оставаясь при этом как бы независимым. Ранее, Microsoft предлагала Альтману возглавить ее собственное подразделение по ИИ, а затем инвестировала деньги в OpenAI, добившись согласия на сотрудничество.
Но рано или поздно, цель Маска и тех, кто за ним стоит, будет достигнута, и технологии OpenAI перестанут распространяться так быстро, как сейчас.
В чем фишка?
В том, что большинство крупнейших мировых компаний, включая Microsoft и даже BMW Group, намерены использовать технологию OpenAI в своих собственных продуктах. Сейчас, часть функционала ChatGPT используется в персональной системе поддержки водителя в топовых моделях BMW M-серии. В будущем, BMW планирует расширить функционал ИИ-ассистента, добавив функции взаимодействия (коммуникации) между автомобилями - для предотвращения столкновений и будущего перевода их на автоматическое пилотирование. Точно такой же проект, только на базе собственной технологии предлагает Honda Motor Co, ведущая свои исследования в Японии и США.
Эти два нюанса, кажется, никак не связаны, но в некотором будущем могут аукнуться.
В случае, если правительственным структурам США удастся заполучить контроль над OpenAI - ограничить его распространение, например, по геотаргетингу, японская система сохранит условную независимость. Она и так ограничена инфраструктурой, поэтому смысла в ней пока 0,0 там, где этой инфраструктуры нет. Впрочем, даже это не суть проблемы, поскольку сама проблема пока ничтожна.
Суть проблемы в опасности фрагментации рынка ИИ-ассистентов, когда одна технология будет работать только в рамках определенного региона или ограничена политическими требованиями
Здесь несколько аспектов, включая законодательные. Западные правительства запрещают своим чиновникам пользоваться DeepSeek и даже просто устанавливать его на свои мобильные устройства, опасаясь, что злобный китайский ИИ начнет следить за ними. Никто не знает, есть ли основания для таких опасений, но на всякий случай, запрет вышел. Если бы авторы DeepSeek жили в США или какой-то нибудь Великобритании, их бы прославили, как авторов OpenAI, но политика - она такая...
Поэтому, нетрудно представить, что ChatGPT и остальные языковые модели в скором времени могут перестать быть доступными, будут существенно ограничены в своем функционале, либо вовсе попадут под блокировку. И в этом есть, как минусы, так и свои плюсы.
К счастью, пока воздействие систем ИИ на массовое производство и пользование автомобилями и мотоциклами ничтожно. Ну, кроме определенных брендов, которые очень хотят быть впереди всех. А ведь под это они привлекают огромные инвестиции, вносят соответствующие стратегии в свои долгосрочные бизнес-планы (речь, в частности, о BMW). Весь вопрос, сколько времени у них есть на самом деле.