МОТОГОНКИ.РУ, 7 января 2025 - Формат стартовой решетки не изменится, как минимум, до 2027 года: это по-прежнему 11 команд и 22 пилота.
5 заводских команд и 6 саттелитов
Пять заводов - Honda, Yamaha, Ducati, Aprilia и KTM представлены заводскими командами. У каждой в 2025 году снова будет по саттелиту. Только Ducati сохранит преимущество, поскольку у нее будет две партнерские команды - VR46 Racing Team и Gresini Racing.
Преимущество Ducati будет не таким явным, поскольку завод ограничил количество прототипов в factory-спецификации до трех. Таким образом, из 6 пилотов Ducati только трое будут владеть GP25, а трое - прошлогодней моделью. Впрочем, разница между ними не такая существенная, как между GP23 и GP24.
Yamaha возвращается в игру с 4-мя мотоциклами на старте: с 2025 года ее саттелитом будет итальянская Pramac Racing, 20 лет игравшая ключевую роль в структуре Ducati. Соглашение с Yamaha подписано на 5 лет с возможностью автоматического продления. Для Pramac это также означает открытие "команды развития" в классе Moto2, полностью спонсируемой Yamaha.
Неопределенность с KTM
После объявления KTM AG о своей неплатежеспособности в конце ноября 2024 года, KTM Racing GmbH остается один на один в схватке с конкурентами по MotoGP: команде под руководством Пита Байера предстоит тяжелый год в режиме жесткого закручивания гаек и экономии. Говорят, что на счетах KTM Racing есть порядка 49 млн евро, которых должно хватить для закрытия всех нужд проекта в MotoGP, Moto2 и Moto3. Но что будет по завершении сезона MotoGP 2025, никто не знает.
История KTM Factory Racing может завершиться в 2025 году
Тем не менее, Байер подтвердил, что ради сохранения составов Red Bull KTM Factory Racing и Tech3, были закрыты многочисленные сторонние программы в других видах мотоспорта. А программа развития прототипа KTM RC16 заморожена на неопределенный срок. Скорее всего, проект создания 850-кубового прототипа так и не будет запущен.
Команды MotoGP, пилоты и их шефы
В июне 2024 года в паддоке произошел настоящий взрыв, который привел к революционным перестановкам в составах заводских команд: группировка Ducati лишилась сразу трех сильнейших гонщиков после того, как в Борго-Панигале объявили о заключении контракта с Марком Маркесом. Энеа Бастианини, Хорхе Мартин и Марко Беццекки тут же сбежали из своих команд в заводские команды конкурентов - Aprilia и KTM.
Самая большая перестановка произошла в Aprilia Racing, поскольку Алеш Эспаргаро заявил о завершении карьеры, а Маверик Виньялес принял приглашение Tech3/KTM. Массимо Ривола подписал двух наиболее перспективных по его мнению претендентов на титул - действующего чемпиона MotoGP Хорхе Мартина (тогда он не был чемпионом, но уже уверенно возглавлял серию) и Марко Беццекки. А в саттелит TrackHouse/Aprilia на место Мигеля Оливеры взяли нового чемпиона Moto2 Аи Огуру. Получается, что в группировке Aprilia остался только один "ветеран" с хорошим знанием прототипа RS-GP - и это Рауль Фернандес!..
Ducati Lenovo Team
Франческо "Пекко" Баньяя остается №1 в списках на титул чемпиона MotoGP 2025 года, как по признанию инсайдеров чемпионата, так и по общим ожиданиям. Продолжит работу со своим постоянным главным инженером Кристианом Габаррини, в портфолио которого работа с Легендами MotoGP Кейси Стоунером и Хорхе Лоренцо.
Марк Маркес вступает в Ducati Lenovo Team на всё готовое: он получит в свое распоряжение команду Энеа Бастианини под управлением Марко Ригамонти. После ухода из Honda в Gresini, Маркес был вынужден оставить буквально всю свою "золотую команду". То же самое затем произошло при переходе в заводской гараж. Теперь Маркес представляет Ducati Corse, что также привело к полному отказу от всех персональных спонсоров и партнеров из прошлого, включая Red Bull. Но возможно, оно того стоило. Ригамонти до прихода в Ducati работал с Suzuki, а также в саттелитах Ducati, включая Pramac и Avintia.
VR46 Racing Team
VR46 после ухода Pramac Racing стала ключевым (референсным) саттелитом Ducati в MotoGP.
Массимо Бранкини, бывший шеф Жоана Зарко и Франко Морбиделли
По этой причине, именно VR46 получила от Ducati Corse третий заводской прототип GP25 - его передадут Фабио Ди Джианантонио, в команду к которому также переводят нового шефа - Массимо Бранкини. Бранкини, прежде всего, известен как человек, который привел Жоана Зарко к двум титулам в Moto2. Позже, когда Зарко ушел из Honda, Массимо был перекуплен Ducati, чтобы усилить команду француза в Pramac. С этой командой Бранкини остался после депортации Зарко в LCR, подопечным итальянца в 2024 году стал Франко Морбиделли.
Маттео Фламиньи работал с Марко Беццекки в VR46 в 2024 году
Франко Морбиделли перешел в VR46 из Pramac в этом году с небольшим понижением по службе, однако, с лучшими карьерными перспективами на будущее: любимый ученик Валентино Росси продолжит работу с тем же прототипом Desmosedici GP24, с каким он вступил в Pramac в 2024 году. Но его команда будет усилена сверхопытным инженером Маттео Фламиньи, который составлял костяк "золотой команды" Росси на протяжении 18 лет.
Gresini Racing
Частная команда старается не менять состава своих инженеров и механиков, придерживаясь традиций семейного бизнеса Грезини.
Алекс Маркес и Донателло Джаванотти, Gresini Racing
Алекс Маркес остался в команде под началом инженера Донателло Джаванотти, в данном боксе не произошло буквально никаких перестановок по сравнению с прошлым сезоном.
Френки Карчеди, шеф команды Марка Маркеса в Gresini Racinig MotoGP 2024
Фермин Альдегер стал партнером Маркеса-мл. 2025 году. Испанский новобранец из Moto2 получил по наследству команду Марка Маркеса и его шефа, британца Френки Карчеди с богатейшим опытом работы в разных командах MotoGP.
Aprilia Racing
Заводской проект из Ноале произвел одну из самых крупных закупок в своей истории, что является вызовом для руководителя команды Массимо Риволы: если его высокие ставки не сработают, он, скорее всего, будет вынужден покинуть свой пост по завершении сезона-2025.
Хорхе Мартин и шеф его команды Даниэль Романьоли теперь в цветах Aprilia Racing
Основная ставка Aprilia Racing - но нового чемпиона MotoGP Хорхе Мартина, который привел в команду и своего шефа Даниэля Романьоли, а также пару механиков, с которыми работал в Pramac. Романьоли - ветеран Ducati, и его новая карьера в Aprilia будет таким же вызовом для него, как для самого Хорхе и Риволы.
Другой новобранец - Марко Беццекки покинул VR46 Racing Team соло, без какой-либо свиты. В новой команде ему назначили шефом бывшего инженера по производительности Маверика Виньялеса Франческо Вентурато. Для Вентурато это будет дебют в роли шефа команды призового пилота.
Trackhouse Aprilia Factory Racing
Команда, которая чувствует себя стабильнее всех, потому что не давала никому никаких обещаний в дебютном 2024 году! В качестве саттелита Aprilia, добившись от Ноале полного вовлечения в программу разработки RS-GP и получив от завода 100% заводские прототипы, TrackHouse Racing может красиво выступать, преследуя свои собственные цели, которые намечены в недалеком будущем... и не в Европе, а в Штатах.
Ной Эррера остается в команде Рауля Фернандеса в TrackHouse Racing
Рауль Фернандес - единственный пилот Aprilia, сохранивший свое место и свою команду в 2025 году. Он продолжит работу с испанцем Ноем Эррерой.
Джованни Маттаролло
Новобранец MotoGP, действующий чемпион Moto2 Аи Огура пришел на место Мигела Оливеры, в его распоряжении будет готовая команда под руководством опытного ветерана Джованни Маттаролло.
KTM Factory Racing
Флагман заводской команды Маттигхофена Брад Биндер продолжит работу со своим шефом Андресом Мадридом.
Брад Биндер и Андрес Мадрид продолжат сотрудничество в KTM Factory Racing в 2025 году
Новая звезда MotoGP Педро Акоста перешел в заводской бокс, взяв с собой из Tech3 руководителя команды Пола Треватана, с которым быстро нашел общий язык в 2024 году.
Tech3 KTM Factory Racing
Французская Tech3 остается с KTM, несмотря на все пертурбации. Состав команды поменялся в 2025 году полностью с учетом перехода Акосты в заводской бокс.
Энеа Бастианини и Альберто Джирибуола во время сотрудничества в Gresini Racing
Бывший партнер Баньяи по Ducati Lenovo Team - Энеа Бастианини вступил в заранее подготовленную для него команду. Очевидно, что KTM давно нацеливалась на перехват Бастианини у Ducati, поскольку сначала в Tech3 был перекуплен известный инженер Альберто Джирибуола, и только затем Бастианини получил свое приглашение. С Джирибуолой он работал в Gresini Racing перед тем, как стать заводским пилотом Ducati. Все успехи Бестии в MotoGP связывают с их совместной работой с Альберто!
Маверик Виньялес и Ману Казо на старте с Aprilia Racing
Маверику Виньялесу при переходе в Tech3 удалось забрать с собой Ману Казо, с которым он работал еще в Suzuki, а затем и в Aprilia. Таким образом, и здесь комбинация KTM не выглядит случайной тратой ресурсов.
Honda HRC MotoGP (ex-Repsol Honda)
В заводском гараже Honda полный переворот, начиная от смены цветов на классический «триколор» HRC, заканчивая сменой концепции работы: японские инженеры теперь будут трудиться, в основном, над моторами и электроникой, а европейцы возьмут на себя вопросы создания и развития шасси, аэродинамики и общей производительности. Новым Техническим Директором заводской команды Honda стал Романо Альбезиано, создатель актуального прототипа Aprilia RS-GP. А это очень многое меняет... во всем. Кроме состава призовых пилотов.
Жоан Мир и шеф его команды Санти Эрнандес, Team Honda HRC MotoGP 2025
Жоан Мир согласился продлить свой контракт с HRC на следующие 2 года, чтобы постараться совершить прорыв в 2025 году в усиленной команде, где стало еще больше испанцев и итальянцев. В 2024 к нему перевели флагмана инженерии Repsol Honda, «золотого шефа» Марка Маркеса - Санти Эрнандеса. Два испанца продолжат налаживать контакт и дорабатывать Honda RC213V по мере сил.
Первое появление Кристана Пупулена на публике в цветах Honda HRC MotoGP
Лука Марини, сменивший в команде Маркеса, получил в 2025 году нового шефа: к нему внедрили Кристиана Пупулена, который много лет сотрудничал с Джеком Миллером в Ducati и KTM. Здесь большая закулисная рокировка: Пупулен сменит Джакомо Гвидотти, который последовал в Pramac Yamaha как раз за Миллером!
LCR Honda MotoGP
Объективно быстрейший пилот Honda по итогам MotoGP 2024 года - Жоан Зарко сохранит свою команду и ее шефа Давида Гарсию: нет смысла менять то, что и так хорошо работает.
Клаус Нохлесс остается шефом команды Idemitsu LCR Honda MotoGP
Новобранец Honda - Сомкьят Шантра переходит в Королевский класс из Moto2. Для него адаптировали "азиатскую" команду, ранее обслуживавшую Такааки Накагами в LCR. Шефа команды - Клауса Нохлеса оставили.
Monster Energy Yamaha MotoGP
Заводской проект Yamaha стремительно меняется, как и Honda. В руководстве большие перестановки, новые боссы, новый технический директор, новая концепция. Как и в HRC, Yamaha Racing намерена вести большую часть разработки прототипа YZR-M1 в Италии, тогда как японский R&D будет заниматься тем, что они умеют лучше всего - двигателями. Пока неизвестно, предстоит ли смена классического рядного 4-цилиндрового агрегата на V4, или этот проект так и останется стоять на полке музея. Почему? А вы почитайте мотивацию технического директора Yamaha Массимо Бартолини!
Неизменный дуэт Фабио Куартараро и Диего Губеллини, Monster Energy Yamaha MotoGP
Фабио Куартараро остается флагманом группировки Yamaha, продолжая работу со своим инженером Диего Губеллини, который привел его к титулу MotoGP 2021 года и помогал бороться за сохранение короны в 2022.
Последний шеф команды Валентино Росси - Давид Муньос хорошо разбирается в Yamaha M1 и будет работать с Алексом Ринсом
А вот команда Алекса Ринса обновлена: Yamaha выкупила у VR46 бывшего шефа Валентино Росси Давида Муньоса, который пришел на смену двум ветеранам Yamaha. Муньос не привел Росси к новому титулу в 2019 году, однако, по словам Валентино имеет современные и свежие взгляды на инженерию и подготовку прототипов к гонкам. Бывший шеф Ринса Патрик Приммер был уволен по итогам сезона-2024.
Pramac Yamaha
Команда Паоло Кампиноти открывает новую главу в своей большой истории в статусе заводского саттелита Yamaha, что означает практически полную интеграцию в программу Yamaha Racing подобно тому, как происходит в отношениях KTM и Tech3. Пилоты саттелита получат такие же прототипы M1, как их заводские коллеги, и полный комплект апгрейдов. По сути, Yamaha выставляет четыре равных прототипа на старт в 2025 году. Единственное, что Pramac 20 лет работала с Ducati и пока имеет небольшой опыт в обслуживании мотоциклов с 4-цилиндровым рядным двигателем. Но японские инженеры должны помочь с адаптацией.
Состав нового саттелита выбирался с особой тщательностью и следуя одной важной цели: если Yamaha решит пересесть на V4, оба пилота Pramac получат преимущество из-за богатейшего опыта работы с подобными прототипами KTM и Ducati. Изначально, Pramac думала взять к себе одно ветерана и одного новобранца. Поэтому, над составом колдовали долго и не без участия Yamaha Racing.
Джек Миллер возвращается в Pramac Racing, с которой он хорошо знаком по работе с Ducati. Спецом для Миллера Pramac переманил к себе известного шефа Honda Джакомо Гвидотти (родного брата бывшего менеджера KTM Factory Racing Франческо Гвидотти). Пока никаких аналогий в родственности не прослеживается, поскольку Франческо не объявлял о своих планах зайти в какую-то конкретную команду MotoGP в 2025 году, а просто был уволен из KTM и заменен на Аки Айо решением Маттигхофена. Но кто знает!..
Лука Феррачьолли с Лукой Марини в VR46 (2021)
Партнером Миллера стал Мигель Оливера, единственный португалец в MotoGP, за которого так держится нынешний Президент FIM. Для Оливеры подобрали шефа из классического состава с бэкграундом в Ducati - им стал Лука Феррачьоли, бывший гоночный инженер Луки Марини в VR46, который проработал с братом Валентино два сезона (2021-22). Впрочем, это сотрудничество оставило не лучшие воспоминания и легкий привкус разочарования. Марини считал свой дебют в MotoGP «выдающимся», но Феррачьоли не согласился с ним по ряду причин. Интересно, как всё сложится на новом месте, в новой обстановке и с совершенно новым мотоциклом!