МОТОГОНКИ.РУ, 5 октября 2023 - HRC и Repsol представляют из себя невероятно успешный совместный проект, равных которому в мире просто не существует. Их сотрудничество началось в 1995 году, Honda создала команду для Мика Дуэйна и Алекса Кривье, которые вместе стали чемпионами Королевских мотогонок 5 раз (6-й раз - "неофициально" Дуэйн стал чемпионом в 1994, до официального представления новых цветов Repsol Honda). Затем, началась эра MotoGP и Валентино Росси, который принес Repsol Honda еще 2 мировых титула перед тем, как уйти в Yamaha. Никки Хейден стал чемпионом MotoGP в 2006, Кейси Стоунер вернул заводской команде корону в 2011.
Но с 2006 по 2013 год главной звездой Repsol Honda был маленький испанец Дани Педроса. Роль Педросы в существовании заводской команды HRC трудно переоценить: он стал лицом Repsol еще до того, как вступить в MotoGP, еще в GP250. На Педросе строился весь маркетинговый план испанской компании в Европе, и хотя Дани так никогда и не стал чемпионом мира в MotoGP, до вступления в игру Маркеса, именно он был ключевой фигурой.
Достоверно известен факт. В 2009 году, после разразившегося мирового финансового кризиса многие мировые бренды резко сократили непрофильные расходы, включая Repsol. Испанская компания вышла из Формулы-1, закрыла программы в «Дакаре», ралли-рейдах, WTCC и других сериях. Встал вопрос и о выходе из MotoGP. Причем, это бы означало одновременный выход Honda из MotoGP, поскольку в годовом бюджете HRC спонсорский пакет Repsol имел тогда весомую роль - до 25%.
Стоит также отметить очень важный момент истории. За год до этого, в 2008 году российская компания «Лукоил» заинтересовалась покупкой значительной долей акций Repsol, которая в том году находилась не в самом устойчивом финансовом положении из-за проблем у крупнейшего акционера компании. Тогдашний босс Repsol Антони Бруфау заявил, что не допустит ситуации, в которой «компания однажды перестанет быть испанской».
На переговорах с Honda в Мадриде о продолжении сотрудничества и вариантах разрыва отношений, Бруфау повторил свое намерение - сохранить и приумножить "испанистость" компании, и тогда Сухей Накамото гарантировал, то Дани Педроса будет лицом Repsol Honda столько, сколько потребуется. Тот аргумент, что Дани будет неотъемлемой частью команды на годы, спас многолетнее партнерство Repsol и Honda Racing в MotoGP, хотя остальные проекты (в классах GP125 и GP250 были закрыты).
Сейчас контракты с Honda компания Repsol оформляет в краткосрочном формате, не более чем на 2 год. Последний контракт был продлен в августе 2022 года, когда HRC обещала взять в команду второго топового испанца - им оказался Жоан Мир, чемпион MotoGP 2020 года. Контракт Repsol и Honda истекает в 2024 году. Причем тут Маркес?
В 2013 году, с приходом Марка Маркеса и наступления эры его доминирования, Дани Педроса мгновенно отошел на второй план. Однако, согласно договоренностям с Repsol, Honda продлевала с Педросой контракт столько лет, сколько он мог себе позволить. Но когда Дани объявил о завершении карьеры в 2018 году, удерживать его не стали, поскольку к тому моменту Маркес уже много лет был №1 в программе Repsol.
Honda Racing объявила о досрочном прекращении контракта с Марком Маркесом по обоюдному согласию 4 октября 2023 года. Маркес покинет заводскую команду в конце года и, как ожидают, перейдет в саттелит Gresini Racing, где станет напарником своего родного брата Алекса, с которым они вместе выступали в Repsol Honda в 2019 году и должны были выступать в 2020, но этого не произошло из-за травмы и выхода Марка из чемпионата. После анонса разрыва отношений HRC и Маркеса-старшего, Repsol объявила о намерении довести действующий контракт в MotoGP до конца, то есть, заводская команда HRC в MotoGP не изменит своего облика и названия, как минимум, до конца 2024 года.
Но что будет дальше, большой вопрос...
Возможное прекращение многолетней истории Repsol Honda и переформатирование заводской команды в Team HRC (как уже произошло в MXGP, World Superbike и AMA Supercross) обсуждается последние 5-6 лет. С выходом из проекта Марка Маркеса финансовая составляющая может оказаться ключевой для HRC и ее проектов в мотоспорте. Также, это может сыграть решающую роль после 2026 года, когда у всех заводов-участников MotoGP истекут действующие контракты с Dorna Sports и их нужно будет перезаключать заново, и уже на совершенно новых условиях и в новом формате Технического Регламента.
Не эту ли реформу начали в Honda в 2022 году, понимая, что Марка не удержать и что за ним, вероятно, сцену покинет и Repsol?