МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты
MotoGP
Лента новостей
»
Реклама : bmcmoto.ru
30 апреля 2020 | 50631
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Inside MotoGP: Time Keepers - Сколько человек нужно, чтобы зафиксировать результат Гран-При?

Пора возвращаться в строй! МОТОГОНКИ.РУ перезапускает серию эсклюзивных публикаций Inside MotoGP: как работает чемпионат мира по Мото Гран-При - взгляд изнутри. Сегодняшняя тема - хронометраж и результаты.

МОТОГОНКИ.РУ, 30 апреля 2020 - В наше время гонки Мото Гран-При стали очень и очень равными, а финиши - все плотнее и плотнее. С 2012 по 2019 год установлены рекорды близких финишей во всех трех категориях чемпионата, включая Королевский класс, где установить победителя все чаще и чаще трудно лишь со стандартными средствами фиксации результата.

Но прозрачность и точность результатов является визитной карточкой MotoGP испокон веков. Здесь используется самая точная система хронометража, которую дублируют и подтверждают несколько дополнительных систем.

Прозрачность результатов в MotoGP - визитная карточка Гран-При
Прозрачность результатов в MotoGP - визитная карточка Гран-При

Система фиксации результата, которую использует Dorna Sports для MotoGP состоит из четырех компонентов: собственно, системы хронометража; аналоговой системы, дублирующей ее работу; фиксации фотофиниша и дублирующей ее системы сверхбыстрой видеофиксации.

Система хронометража

Система хронометража на базе технологий AMB, которую мы используем на трек-днях и в гонках, например, на TrackRaceDays, построена по тем же принципам и на тех же компонентах, что и в MotoGP. Но есть отличия. И здесь, и там используется набор транспондеров, устанавливаемых на мотоциклы; считывающие «петли» - антенны, уложенные под асфальтом автодрома на глубине всего 5-7 см от поверхности; локальный сервер, который записывает поступающую информацию; и удаленный дата-центр, который принимает данные хронометража по Интернет-каналу и хранит их в исходном виде (своеобразный backup).

Транспондер AMB TranX DP на прототипе Мото Гран-При
Транспондер AMB TranX DP на прототипе Мото Гран-При

Разница между системами хронометража, которые мы используем на трек-днях, и MotoGP/WorldSBK заключается в двух пунктах. Во-первых, в мировых сериях транспондеры закреплены за каждым мотоциклом и прописаны в базу таймкиперов еще в начале сезона; это несъемные, стационарно закрепляемые на мотоциклах в строго определенных местах датчики AMB серии TranX DP (DP означает direct power, то есть прямое подключение к сети мотоцикла).

Более современный вариант стационарных транспондеров AMB для MotoGP
Более современный вариант стационарных транспондеров AMB для MotoGP

Во-вторых, Dorna устанавливает дополнительные ресиверы («петли») для более точного сбора информации между секторами. Координаты петель привязаны по GPS к точкам на треке для точности расчетов.

Петля времени

Обычно, на автодроме 5 основных петель, две из них врезаны в стартовую прямую. Две петли дополнительно устанавливаются на пит-лейне, чтобы фиксировать моменты заезда и съезда конкретного пилота на трек.

Но в MotoGP и World Superbike используют дополнительно до 10 ресиверов. Благодаря этому, мы можем видеть не только время прохождения секторов каждым пилотом, но и т.н. Intermediates - предварительное время сектора, которое получается путем расчета данных с GPS-датчиков в блоках телеметрии и показаний промежуточных петель. Ведь вся эта информация «belongs to Dorna» и стекается в единый дата-центр MotoGP, поэтому в любую секунду доступна - для телетрансляции или мониторинга!

Мониторинг заезда (треккинг)

Движение мотоциклов в системе мониторинга заезда (треккинга), которые мы можем видеть на своих экранах на российских автодромах - тоже проекция, она не отражает со 100% точностью позицию мотоцикла: эта позиция расчетная, основывается на скорости, динамике и привязывается к последней пройденной петле. Конечно, в MotoGP эти данные максимально сглаживаются ради качественной картинки. На трек-днях - нет.

Функция треккинга в официальном приложении MotoGP
Функция треккинга в официальном приложении MotoGP

В то же время, для обеспечения безопасности во время сессий и на гонках треккинг невероятно важен: так, хронометрист может отслеживать движение каждого пилота и видеть, если кто-то неожиданно остановился. Затем, наблюдатель из Дирекции обращает внимание на данный сектор (например, через систему видеонаблюдения) и, если вдруг произошел инцидент (все, что угодно, не обязательно падение, а просто остановка или выезд на траву), который по каким-то причинам пилот оказался вне поля зрения маршалов, дать соответствующий сигнал. Одновременно за ходом любого заезда (будь то свободные тренировки или гонка) следят, как минимум, 4 пары глаз помимо 30-ти пар глаз маршалов на дистанции, что существенно повышает уровень безопасности во время любого события.

Важные новости
 
MotoGP Sprint Race - Гран-При Аргентины: огонь, искры и прорыв к победе с пятой линии
MotoGP Sprint Race - Гран-При Аргентины: огонь, искры и прорыв к победе с пятой линии

Да, определенно, спринтовые гонки в корне изменят MotoGP, сделав его менее спортивным. Потому что спорта здесь осталось немного, зато хаоса, зрелища и адреналина - хоть отбавляй! Брад Биндер катком прошелся по соперникам на Termas de Rio Hondo и оформил победу в субботнем спринте... с 15-й стартовой позиции.
MotoGP 2023 - Видео: спринтовая гонка Гран-При Аргентины
MotoGP 2023 - Видео: спринтовая гонка Гран-При Аргентины

Огонь и искры! Спринтовые гонки действительно меняют облик MotoGP: вторая спринтовая схватка в истории чемпионата принесла победу и подиум совсем не тем гонщикам, о которых вы могли бы подумать перед стартом. Гран-При Аргентины, MotoGP Sprint Race от старта до финиша.
MotoGP 2023: Аргентина как пародия на Портимао - Маркес снова на поуле, Беццекки бьет Баньяю
MotoGP 2023: Аргентина как пародия на Портимао - Маркес снова на поуле, Беццекки бьет Баньяю

Хо-хо-хо! Маркеса нет сегодня на Termas de Rio Honda, но Маркес снова на поул-позиции! Другой Маркес. И Гран-При Аргентины MotoGP 2023 года не будет таким же, как в 2022. Об этом позаботятся погода и пара специально обученных молодых гонщиков, которые не хотят делить подиум со стариками.
MotoGP 2023 - Видео: квалификации Q1 и Q2 Гран-При Аргентины
MotoGP 2023 - Видео: квалификации Q1 и Q2 Гран-При Аргентины

Трансляция квалификации Гран-При Аргентины MotoGP 2023 года от старта Q1 до финиша Q2: кто осмелится выйти на сликах в дождь?
Пройденный квест: как купить и поставить на учет мотоцикл в 2023 году
Пройденный квест: как купить и поставить на учет мотоцикл в 2023 году

Если вы не меняли мотоцикл последние 3-4 года или на время выбыли из мототусовки, покупка байка сегодня для вас станет настоящим квестом. Кое-что изменилось. Ниже приведена инструкция - как купить и поставить на учет мотоцикл в 2023 году, к чему стоит готовиться и как избежать издержек.
Важное, что не попало в обзоры и пресс-релизы первого дня Гран-При Аргентины MotoGP 2023
Важное, что не попало в обзоры и пресс-релизы первого дня Гран-При Аргентины MotoGP 2023

То, что не попало в официальные пресс-релизы и комментарии по итогам FP2 на Termas de Rio Hondo: низкий уровень держака, большие кочки и сильный ветер - ТОП-3 анти-рейтинга, составленного по итогам тренировочного дня Гран-При Аргентины на основании комментарии пилотов MotoGP, включая лидеров дня, напарников Aprilia Racing.
Обзор первого дня Гран-При Аргентины MotoGP 2023: видео и ключевые комментарии
Обзор первого дня Гран-При Аргентины MotoGP 2023: видео и ключевые комментарии

На Termas de Rio Hondo стартовал 2-й этап чемпионата мира по MotoGP 2023 года - Гран-При Аргентины. Ключевые события, результаты и комментарии перед квалификационным днем и спринтовой гонкой.
Мнение Давиде Бривио о MotoGP 2023: Со спринтовыми гонками, это уже другой вид спорта!
Мнение Давиде Бривио о MotoGP 2023: Со спринтовыми гонками, это уже другой вид спорта!

Выдающийся менеджер и организатор заводского проекта Team Suzuki Ecstar Давиде Бривио, ныне возглавляющий команду Формулы-1 Alpine F1, заявил, что с введением в MotoGP спринтовых гонок, этот чемпионат изменился, как вид спорта.
MotoGP 2023: Эспаргаро, Виньялес и Беццекки - лидеры тренировочного дня Гран-При Аргентины
MotoGP 2023: Эспаргаро, Виньялес и Беццекки - лидеры тренировочного дня Гран-При Аргентины

Алешу Эспаргаро и Маверику Виньялесу из заводской команды Aprilia удалось закрепит позицию лидеров по итогам первого дня Гран-При Аргентины: Виньялес возглавил FP1, Эспаргаро - FP2, третьим - и быстрейшим Ducati внезапно оказался Марко Беццекки. Итоги тренировочного дня ArgentinaGP MotoGP.
Motorrika представит на выставке Мотовесна модельный ряд мотоциклов эндуро K2R
Motorrika представит на выставке Мотовесна модельный ряд мотоциклов эндуро K2R

С 31 марта по 2 апреля 2023 года в Экспоцентре состоится главное событие отечественной мотоиндустрии - выставка «Мотовесна». Компания Motorrika на своем стенде представит линейку мотоциклов эндуро нового производителя K2R.
 


Как фиксируется финиш

Хронометрист (Time Keeper) снимает данные с электронной системы - она является источником информаци для всего остального. Данные с транспондеров автоматически сохраняются на сервер при каждом прохождении петель на треке. Но чтобы «сессия» стала «гонкой», хронометрист должен дать «старт», а затем завершить сессию. Сессия завершается, когда последний участник заезда пересекает линию финиша именно на треке - это ключевой момент, поскольку на треке или сервисных дорожках могут находиться не завершившие заезд пилоты. В этот момент, рядом с хронометристом обязательно находится представитель Дирекции, который дает команду - когда можно завершать заезд. После этого, результаты фиксируются.

Рабочее место хронометриста MotoGP не слишком отличается от такого же на Moscow Raceway
Рабочее место хронометриста MotoGP не слишком отличается от такого же на Moscow Raceway: за «пультом» Жорди Саис

После 3-4 лет уточнения регламентов MotoGP и World Superbike, были определены четкие понятия, как считать, что пилот «финишировал» или все-таки «не завершил заезд» (DNF). Подробнее об этом можно почитать на МОТОГОНКИ.РУ - мы писали об этом многократно. Но главное, что на момент появления клетчатого флага над финишной прямой, пилот обязательно должен завершить круг - увидеть клетчатый флаг именно на финишной линии, проехав через финишную петлю, иначе он не попадет в итоговый протокол.

Параллельно с электронной системой, работает аналоговая - это автоматический матричный принтер, напоминающий кассовую ленту: на нем фиксируется в печатном виде каждая засечка; формат - текущее время, номер участника, сектор, время сектора, актуальное время круга.

Фиксирующий принтер дублирует информацию хронометража на ленте
Фиксирующий принтер дублирует информацию хронометража на ленте

Если электронный хронометраж по какой-то причине даст сбой, аналоговый будет работать автономно, так что хронометристы смогут восстановить картину гонки вручную, полагаясь на печатные данные.

** Эта система хорошо знакома российским кроссменам! Судьи МФР обычно сидят в автобусе у последнего поворота и вручную фиксируют номера проезжающих, сохраняя порядок «на всякий случай». Конечно, все перестает работать, если трек достаточно грязные, и номера перестают читаться - в этом случае МФР просто останавливает заезд, не важно, есть электронная система хронометража, или ее нет.

Официальная камера фиксации финиша MotoGP
Официальная камера фиксации финиша MotoGP

Момент прохождения пилотом каждого круга (финишной петли) фиксируется с помощью камеры фотофиниша, которую с 2010 года дублирует система видеофиксации сверхскоростной съемки с частотой в 10000 кадров. Система фотофиниша требуется по регламенту, но, разумеется, уже давно пользуются именно видео, а все картинки близких финишей MotoGP - это стоп-кадр записи.

Вот знаменитая победа Хорхе Лоренцо над Марком Маркесом в Муджелло 2016 года - как она выглядела на фотографиях и видео, и как ее видела система хронометража, в частности, фото- видеофиниш:

MotoGP: Победа Хорхе Лоренцо над Марком Маркесом на Гран-При Италии 2016
Та же победа Лоренцо на Гран-При Италии 2016 года глазами видеофиксации: 0.019 секунды
Финиш Гран-При Италии 2016 года глазами видеофиксации: 0.019 секунды

Сколько же человек требуется, чтобы зафиксировать результат Гран-При?

В Контрольной башне располагается большой штат сотрудников, и у каждого свои функции. Только в рубке хронометристов постоянно на протяжении уикенда дежурят от 7 до 10 человек. Трое - представители MyLaps, которые мониторят работу всей системы хронометража, решают вопросы, связанные с транспондерами и т.п. Два инженера следят за работой систем фото- и видеофиксации результата. Системный инженер Dorna следит за работой мобильного дата-центра, но еще есть непосредственно хронометрист автодрома, который работает на событии. Минимальный набор специалистов во время Гран-При - 7 человек. Но бывает и больше. Например, еще двое - это представители Dorna Sports и FIM, они выполняют роль контролеров. Представитель FIM в данном случае следит за соблюдением спортивного кодекса.

Но на самом деле, на этом дело не заканчивается.

Продолжение: Race Control - Что такое Дирекция гонок и как она работает в Мото Гран-При

ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 30 апреля 2020
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2023 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2023 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1384712
годовая
аудитория
132789
читателей
за месяц
7510
прочитано статей
за сегодня

Для рекламодателей
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2023

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message