МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Лента новостей
»
[300250] Реклама. ООО «Хилтек», ИНН 7735575181 рекламодатель erid: 2SDnje9om5S
30 апреля 2020 в 15:48 | 54493
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Inside MotoGP: Time Keepers - Сколько человек нужно, чтобы зафиксировать результат Гран-При?

Пора возвращаться в строй! МОТОГОНКИ.РУ перезапускает серию эсклюзивных публикаций Inside MotoGP: как работает чемпионат мира по Мото Гран-При - взгляд изнутри. Сегодняшняя тема - хронометраж и результаты.
[970250] Реклама. ООО «БК СИСТЕМА». ИНН 7702850040. Erid: 2SDnjc3EebM

МОТОГОНКИ.РУ, 30 апреля 2020 - В наше время гонки Мото Гран-При стали очень и очень равными, а финиши - все плотнее и плотнее. С 2012 по 2019 год установлены рекорды близких финишей во всех трех категориях чемпионата, включая Королевский класс, где установить победителя все чаще и чаще трудно лишь со стандартными средствами фиксации результата.

Но прозрачность и точность результатов является визитной карточкой MotoGP испокон веков. Здесь используется самая точная система хронометража, которую дублируют и подтверждают несколько дополнительных систем.

Прозрачность результатов в MotoGP - визитная карточка Гран-При
Прозрачность результатов в MotoGP - визитная карточка Гран-При

Система фиксации результата, которую использует Dorna Sports для MotoGP состоит из четырех компонентов: собственно, системы хронометража; аналоговой системы, дублирующей ее работу; фиксации фотофиниша и дублирующей ее системы сверхбыстрой видеофиксации.

Система хронометража

Система хронометража на базе технологий AMB, которую мы используем на трек-днях и в гонках, например, на TrackRaceDays, построена по тем же принципам и на тех же компонентах, что и в MotoGP. Но есть отличия. И здесь, и там используется набор транспондеров, устанавливаемых на мотоциклы; считывающие «петли» - антенны, уложенные под асфальтом автодрома на глубине всего 5-7 см от поверхности; локальный сервер, который записывает поступающую информацию; и удаленный дата-центр, который принимает данные хронометража по Интернет-каналу и хранит их в исходном виде (своеобразный backup).

Транспондер AMB TranX DP на прототипе Мото Гран-При
Транспондер AMB TranX DP на прототипе Мото Гран-При

Разница между системами хронометража, которые мы используем на трек-днях, и MotoGP/WorldSBK заключается в двух пунктах. Во-первых, в мировых сериях транспондеры закреплены за каждым мотоциклом и прописаны в базу таймкиперов еще в начале сезона; это несъемные, стационарно закрепляемые на мотоциклах в строго определенных местах датчики AMB серии TranX DP (DP означает direct power, то есть прямое подключение к сети мотоцикла).

Более современный вариант стационарных транспондеров AMB для MotoGP
Более современный вариант стационарных транспондеров AMB для MotoGP

Во-вторых, Dorna устанавливает дополнительные ресиверы («петли») для более точного сбора информации между секторами. Координаты петель привязаны по GPS к точкам на треке для точности расчетов.

Петля времени

Обычно, на автодроме 5 основных петель, две из них врезаны в стартовую прямую. Две петли дополнительно устанавливаются на пит-лейне, чтобы фиксировать моменты заезда и съезда конкретного пилота на трек.

Но в MotoGP и World Superbike используют дополнительно до 10 ресиверов. Благодаря этому, мы можем видеть не только время прохождения секторов каждым пилотом, но и т.н. Intermediates - предварительное время сектора, которое получается путем расчета данных с GPS-датчиков в блоках телеметрии и показаний промежуточных петель. Ведь вся эта информация «belongs to Dorna» и стекается в единый дата-центр MotoGP, поэтому в любую секунду доступна - для телетрансляции или мониторинга!

Мониторинг заезда (треккинг)

Движение мотоциклов в системе мониторинга заезда (треккинга), которые мы можем видеть на своих экранах на российских автодромах - тоже проекция, она не отражает со 100% точностью позицию мотоцикла: эта позиция расчетная, основывается на скорости, динамике и привязывается к последней пройденной петле. Конечно, в MotoGP эти данные максимально сглаживаются ради качественной картинки. На трек-днях - нет.

Функция треккинга в официальном приложении MotoGP
Функция треккинга в официальном приложении MotoGP

В то же время, для обеспечения безопасности во время сессий и на гонках треккинг невероятно важен: так, хронометрист может отслеживать движение каждого пилота и видеть, если кто-то неожиданно остановился. Затем, наблюдатель из Дирекции обращает внимание на данный сектор (например, через систему видеонаблюдения) и, если вдруг произошел инцидент (все, что угодно, не обязательно падение, а просто остановка или выезд на траву), который по каким-то причинам пилот оказался вне поля зрения маршалов, дать соответствующий сигнал. Одновременно за ходом любого заезда (будь то свободные тренировки или гонка) следят, как минимум, 4 пары глаз помимо 30-ти пар глаз маршалов на дистанции, что существенно повышает уровень безопасности во время любого события.

Как фиксируется финиш

Хронометрист (Time Keeper) снимает данные с электронной системы - она является источником информаци для всего остального. Данные с транспондеров автоматически сохраняются на сервер при каждом прохождении петель на треке. Но чтобы «сессия» стала «гонкой», хронометрист должен дать «старт», а затем завершить сессию. Сессия завершается, когда последний участник заезда пересекает линию финиша именно на треке - это ключевой момент, поскольку на треке или сервисных дорожках могут находиться не завершившие заезд пилоты. В этот момент, рядом с хронометристом обязательно находится представитель Дирекции, который дает команду - когда можно завершать заезд. После этого, результаты фиксируются.

Рабочее место хронометриста MotoGP не слишком отличается от такого же на Moscow Raceway
Рабочее место хронометриста MotoGP не слишком отличается от такого же на Moscow Raceway: за «пультом» Жорди Саис

После 3-4 лет уточнения регламентов MotoGP и World Superbike, были определены четкие понятия, как считать, что пилот «финишировал» или все-таки «не завершил заезд» (DNF). Подробнее об этом можно почитать на МОТОГОНКИ.РУ - мы писали об этом многократно. Но главное, что на момент появления клетчатого флага над финишной прямой, пилот обязательно должен завершить круг - увидеть клетчатый флаг именно на финишной линии, проехав через финишную петлю, иначе он не попадет в итоговый протокол.

Параллельно с электронной системой, работает аналоговая - это автоматический матричный принтер, напоминающий кассовую ленту: на нем фиксируется в печатном виде каждая засечка; формат - текущее время, номер участника, сектор, время сектора, актуальное время круга.

Фиксирующий принтер дублирует информацию хронометража на ленте
Фиксирующий принтер дублирует информацию хронометража на ленте

Если электронный хронометраж по какой-то причине даст сбой, аналоговый будет работать автономно, так что хронометристы смогут восстановить картину гонки вручную, полагаясь на печатные данные.

** Эта система хорошо знакома российским кроссменам! Судьи МФР обычно сидят в автобусе у последнего поворота и вручную фиксируют номера проезжающих, сохраняя порядок «на всякий случай». Конечно, все перестает работать, если трек достаточно грязные, и номера перестают читаться - в этом случае МФР просто останавливает заезд, не важно, есть электронная система хронометража, или ее нет.

Официальная камера фиксации финиша MotoGP
Официальная камера фиксации финиша MotoGP

Момент прохождения пилотом каждого круга (финишной петли) фиксируется с помощью камеры фотофиниша, которую с 2010 года дублирует система видеофиксации сверхскоростной съемки с частотой в 10000 кадров. Система фотофиниша требуется по регламенту, но, разумеется, уже давно пользуются именно видео, а все картинки близких финишей MotoGP - это стоп-кадр записи.

Вот знаменитая победа Хорхе Лоренцо над Марком Маркесом в Муджелло 2016 года - как она выглядела на фотографиях и видео, и как ее видела система хронометража, в частности, фото- видеофиниш:

MotoGP: Победа Хорхе Лоренцо над Марком Маркесом на Гран-При Италии 2016
Та же победа Лоренцо на Гран-При Италии 2016 года глазами видеофиксации: 0.019 секунды
Финиш Гран-При Италии 2016 года глазами видеофиксации: 0.019 секунды

Сколько же человек требуется, чтобы зафиксировать результат Гран-При?

В Контрольной башне располагается большой штат сотрудников, и у каждого свои функции. Только в рубке хронометристов постоянно на протяжении уикенда дежурят от 7 до 10 человек. Трое - представители MyLaps, которые мониторят работу всей системы хронометража, решают вопросы, связанные с транспондерами и т.п. Два инженера следят за работой систем фото- и видеофиксации результата. Системный инженер Dorna следит за работой мобильного дата-центра, но еще есть непосредственно хронометрист автодрома, который работает на событии. Минимальный набор специалистов во время Гран-При - 7 человек. Но бывает и больше. Например, еще двое - это представители Dorna Sports и FIM, они выполняют роль контролеров. Представитель FIM в данном случае следит за соблюдением спортивного кодекса.

Но на самом деле, на этом дело не заканчивается.

Продолжение: Race Control - Что такое Дирекция гонок и как она работает в Мото Гран-При

Важные новости
 
Сценарий MotoGP 2025 по Даль′Инье: Баньяя вернет Ducati №1, Маркес - №2, а №3 не запомнят
Сценарий MotoGP 2025 по Даль′Инье: Баньяя вернет Ducati №1, Маркес - №2, а №3 не запомнят

Итак, господа, ставки сделаны, и боссы Ducati даже не скрывают своих намерений, планов и четких целей. По версии Луиджи Даль′Иньи, чемпионат MotoGP 2025 года уже выигран. Какова стратегия и сценарий на следующий сезон? Всё очень просто.
Сюжет месяца: Кризис производства в Европе - есть ли он на самом деле и каковы его масштабы
Сюжет месяца: Кризис производства в Европе - есть ли он на самом деле и каковы его масштабы

Подборка публикаций, так или иначе связанных с событиями, происходившими и продолжающими происходить в Европе, в частности, в Германии и Австрии: резкое падение спроса на автомобили и мотоциклы, снижение конкурентоспособности европейских производителей, цифры, тенденции и комментарии. По подборке этих публикаций можно отследить весь сценарий, что ему предшествовало и какие перспективы ожидаются.
Чемпион MotoGP Хорхе Мартин выдал базу: защитить №1 в 2025 году вряд ли сумеет
Чемпион MotoGP Хорхе Мартин выдал базу: защитить №1 в 2025 году вряд ли сумеет

Вчерашнее шоу в Болонье в честь триумфа Ducati в MotoGP - Campioni in Festa собрало не так много поклонников итальянской марки, но зато по итогам пресс-конференции перед событием родилась масса интересных публичных заявлений. Чемпион 2024 года Хорхе Мартин признал, что смена завода на Aprilia - самый большой вызов, даже еще больший, чем двухлетняя кампания по битве за титул MotoGP: Баньяя - главный фаворит, сохранить №1 на Aprilia будет крайне тяжело. Вот его полное интервью.
Campioni in Festa: Марк Маркес - с Ducati в MotoGP 2025 все будет по-честному
Campioni in Festa: Марк Маркес - с Ducati в MotoGP 2025 все будет по-честному

Марк Маркес, еще один ненавистный для итальянских тиффози мотогонщик MotoGP вступает в заводскую команду Ducati! Но как и в истории с Хорхе Лоренцо, итальянцы демонстрируют смирение и приветствуют нового Защитника Красной Короны с распростертыми объятиями. В основном, на пресс-конференции перед Campioni in Festa в Борго-Панигале говорили именно об отношениях.
ТОП-10 предложений на распродаже в Motorrika, о которых вы долго мечтали
ТОП-10 предложений на распродаже в Motorrika, о которых вы долго мечтали

В конце каждого года наступает сезон распродаж. У нас с некоторым недоверием относятся к дисконтам в 30-50%, однако, для крупных ритейлеров проведение таких акций не маркетинговый ход, а способ расчистить склады под новый товар, который уже заказан. Проще всего сделать это, распродав стоки по ценам не просто мотивирующим, а буквально заставляющим сорваться и бежать...
KTM Factory Racing: приказано выжить - программа подготовки к сезону MotoGP 2025 года актуальна!
KTM Factory Racing: приказано выжить - программа подготовки к сезону MotoGP 2025 года актуальна!

Несмотря на явный кризис, рабочая программа для ряда разработчиков и тест-пилотов KTM Factory Racing в MotoGP не прекращается в декабре. Это подтвердил Пит Байер, глава заводского гоночного департамента австрийской компании.
Что происходит? Немецкая промышленность на грани, а японцы фиксируют очередной рост
Что происходит? Немецкая промышленность на грани, а японцы фиксируют очередной рост

Октябрь-ноябрь 2024 года стали темными месяцами для автомобильной и мотоциклетной индустрии Германии и Австрии: техника не продается, прибыль стремительно сокращается, долги растут, начинается "эффект домино", заводы закрываются, людей увольняют тысячами. Но каковы реальные масштабы краха - есть ли он? И в чем его истинные причины?
MotoGP Tech: Массимо Бартолини - о новом Yamaha V4: двигатель больше не главный элемент
MotoGP Tech: Массимо Бартолини - о новом Yamaha V4: двигатель больше не главный элемент

Технический директор Yamaha Racing Массимо Бартолини подтвердил, что новый прототип Yamaha MotoGP с двигателем V4 выйдет на трек в самом ближайшем будущем. Но не факт, что именно он станет панацеей: «Сегодня речь не о мощности, и двигатель больше не главный элемент системы... есть вещи поважнее» - заявил он.
Чемпион MotoGP 2024 года Хорхе Мартин: в Ducati уже жалеют, что не удержали меня
Чемпион MotoGP 2024 года Хорхе Мартин: в Ducati уже жалеют, что не удержали меня

После завершения сезона MotoGP 2024 года и официального чествования чемпионов мира в Барселоне, Хорхе Мартина ждала обширная программа - масса выступлений на телевидении и перед большими живыми аудиториями по всей Испании. Он много интересного там успел наговорить. Вот некоторые избранные комментарии Народного Чемпиона Мото Гран-При.
Победа Бартолини принесла Team Europe победу в FIM Intercontinental Games 2024
Победа Бартолини принесла Team Europe победу в FIM Intercontinental Games 2024

Драматическая развязка первых Интерконтинетальных Мото Игр (FIM Intercontinental Games - FIM ICG): прерванный дождем финальный заезд в классе Supersport определил судьбу главного приза.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 30 апреля 2020
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2024 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2024 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1922741
годовая
аудитория
289147
читателей
за месяц
12357
прочитано статей
за сутки

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2024

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike worldsbk видео mxgp мото гран-при марк маркес большие призы комментарии валентино росси квалификация интервью repsol honda гонка moto2 тесты moto3 mx2 ducati motogp23 травма мотогонки ktm хорхе лоренцо суперкросс авария мотогп honda ama supercross чемпионат россии гран-при катара misano world circuit circuito de jerez трансляция hrc евгений бобрышев yamaha aprilia racing world supersport wss phillip island qatargp fp2 losail international circuit honda racing гран-при валенсии