МОТОГОНКИ.РУ, 30 апреля 2020 - В наше время гонки Мото Гран-При стали очень и очень равными, а финиши - все плотнее и плотнее. С 2012 по 2019 год установлены рекорды близких финишей во всех трех категориях чемпионата, включая Королевский класс, где установить победителя все чаще и чаще трудно лишь со стандартными средствами фиксации результата.
Но прозрачность и точность результатов является визитной карточкой MotoGP испокон веков. Здесь используется самая точная система хронометража, которую дублируют и подтверждают несколько дополнительных систем.
Прозрачность результатов в MotoGP - визитная карточка Гран-При
Система фиксации результата, которую использует Dorna Sports для MotoGP состоит из четырех компонентов: собственно, системы хронометража; аналоговой системы, дублирующей ее работу; фиксации фотофиниша и дублирующей ее системы сверхбыстрой видеофиксации.
Система хронометража
Система хронометража на базе технологий AMB, которую мы используем на трек-днях и в гонках, например, на TrackRaceDays, построена по тем же принципам и на тех же компонентах, что и в MotoGP. Но есть отличия. И здесь, и там используется набор транспондеров, устанавливаемых на мотоциклы; считывающие «петли» - антенны, уложенные под асфальтом автодрома на глубине всего 5-7 см от поверхности; локальный сервер, который записывает поступающую информацию; и удаленный дата-центр, который принимает данные хронометража по Интернет-каналу и хранит их в исходном виде (своеобразный backup).
Транспондер AMB TranX DP на прототипе Мото Гран-При
Разница между системами хронометража, которые мы используем на трек-днях, и MotoGP/WorldSBK заключается в двух пунктах. Во-первых, в мировых сериях транспондеры закреплены за каждым мотоциклом и прописаны в базу таймкиперов еще в начале сезона; это несъемные, стационарно закрепляемые на мотоциклах в строго определенных местах датчики AMB серии TranX DP (DP означает direct power, то есть прямое подключение к сети мотоцикла).
Более современный вариант стационарных транспондеров AMB для MotoGP
Во-вторых, Dorna устанавливает дополнительные ресиверы («петли») для более точного сбора информации между секторами. Координаты петель привязаны по GPS к точкам на треке для точности расчетов.
Петля времени
Обычно, на автодроме 5 основных петель, две из них врезаны в стартовую прямую. Две петли дополнительно устанавливаются на пит-лейне, чтобы фиксировать моменты заезда и съезда конкретного пилота на трек.
Но в MotoGP и World Superbike используют дополнительно до 10 ресиверов. Благодаря этому, мы можем видеть не только время прохождения секторов каждым пилотом, но и т.н. Intermediates - предварительное время сектора, которое получается путем расчета данных с GPS-датчиков в блоках телеметрии и показаний промежуточных петель. Ведь вся эта информация «belongs to Dorna» и стекается в единый дата-центр MotoGP, поэтому в любую секунду доступна - для телетрансляции или мониторинга!
Мониторинг заезда (треккинг)
Движение мотоциклов в системе мониторинга заезда (треккинга), которые мы можем видеть на своих экранах на российских автодромах - тоже проекция, она не отражает со 100% точностью позицию мотоцикла: эта позиция расчетная, основывается на скорости, динамике и привязывается к последней пройденной петле. Конечно, в MotoGP эти данные максимально сглаживаются ради качественной картинки. На трек-днях - нет.
Функция треккинга в официальном приложении MotoGP
В то же время, для обеспечения безопасности во время сессий и на гонках треккинг невероятно важен: так, хронометрист может отслеживать движение каждого пилота и видеть, если кто-то неожиданно остановился. Затем, наблюдатель из Дирекции обращает внимание на данный сектор (например, через систему видеонаблюдения) и, если вдруг произошел инцидент (все, что угодно, не обязательно падение, а просто остановка или выезд на траву), который по каким-то причинам пилот оказался вне поля зрения маршалов, дать соответствующий сигнал. Одновременно за ходом любого заезда (будь то свободные тренировки или гонка) следят, как минимум, 4 пары глаз помимо 30-ти пар глаз маршалов на дистанции, что существенно повышает уровень безопасности во время любого события.
Как фиксируется финиш
Хронометрист (Time Keeper) снимает данные с электронной системы - она является источником информаци для всего остального. Данные с транспондеров автоматически сохраняются на сервер при каждом прохождении петель на треке. Но чтобы «сессия» стала «гонкой», хронометрист должен дать «старт», а затем завершить сессию. Сессия завершается, когда последний участник заезда пересекает линию финиша именно на треке - это ключевой момент, поскольку на треке или сервисных дорожках могут находиться не завершившие заезд пилоты. В этот момент, рядом с хронометристом обязательно находится представитель Дирекции, который дает команду - когда можно завершать заезд. После этого, результаты фиксируются.
Рабочее место хронометриста MotoGP не слишком отличается от такого же на Moscow Raceway: за «пультом» Жорди Саис
После 3-4 лет уточнения регламентов MotoGP и World Superbike, были определены четкие понятия, как считать, что пилот «финишировал» или все-таки «не завершил заезд» (DNF). Подробнее об этом можно почитать на МОТОГОНКИ.РУ - мы писали об этом многократно. Но главное, что на момент появления клетчатого флага над финишной прямой, пилот обязательно должен завершить круг - увидеть клетчатый флаг именно на финишной линии, проехав через финишную петлю, иначе он не попадет в итоговый протокол.
Параллельно с электронной системой, работает аналоговая - это автоматический матричный принтер, напоминающий кассовую ленту: на нем фиксируется в печатном виде каждая засечка; формат - текущее время, номер участника, сектор, время сектора, актуальное время круга.
Фиксирующий принтер дублирует информацию хронометража на ленте
Если электронный хронометраж по какой-то причине даст сбой, аналоговый будет работать автономно, так что хронометристы смогут восстановить картину гонки вручную, полагаясь на печатные данные.
** Эта система хорошо знакома российским кроссменам! Судьи МФР обычно сидят в автобусе у последнего поворота и вручную фиксируют номера проезжающих, сохраняя порядок «на всякий случай». Конечно, все перестает работать, если трек достаточно грязные, и номера перестают читаться - в этом случае МФР просто останавливает заезд, не важно, есть электронная система хронометража, или ее нет.
Официальная камера фиксации финиша MotoGP
Момент прохождения пилотом каждого круга (финишной петли) фиксируется с помощью камеры фотофиниша, которую с 2010 года дублирует система видеофиксации сверхскоростной съемки с частотой в 10000 кадров. Система фотофиниша требуется по регламенту, но, разумеется, уже давно пользуются именно видео, а все картинки близких финишей MotoGP - это стоп-кадр записи.
Вот знаменитая победа Хорхе Лоренцо над Марком Маркесом в Муджелло 2016 года - как она выглядела на фотографиях и видео, и как ее видела система хронометража, в частности, фото- видеофиниш:
Финиш Гран-При Италии 2016 года глазами видеофиксации: 0.019 секунды
Сколько же человек требуется, чтобы зафиксировать результат Гран-При?
В Контрольной башне располагается большой штат сотрудников, и у каждого свои функции. Только в рубке хронометристов постоянно на протяжении уикенда дежурят от 7 до 10 человек. Трое - представители MyLaps, которые мониторят работу всей системы хронометража, решают вопросы, связанные с транспондерами и т.п. Два инженера следят за работой систем фото- и видеофиксации результата. Системный инженер Dorna следит за работой мобильного дата-центра, но еще есть непосредственно хронометрист автодрома, который работает на событии. Минимальный набор специалистов во время Гран-При - 7 человек. Но бывает и больше. Например, еще двое - это представители Dorna Sports и FIM, они выполняют роль контролеров. Представитель FIM в данном случае следит за соблюдением спортивного кодекса.
Но на самом деле, на этом дело не заканчивается.
Продолжение: Race Control - Что такое Дирекция гонок и как она работает в Мото Гран-При