МОТОГОНКИ.РУ, 29 октября 2023 - От Ducati за последние пару недель слишком много новостных поводов, один ярче другого: и внезапное приобретение такого самородка, как Марк Маркес; и внутрикорпоративная, очень напряженная битва между лидерами заводской и незаводской команд; и напряженность уже внутри заводской команды - ситуация с Энеа Бастианини в Индонезии, например; а тут еще и подтверждение прихода Ducati в мотокросс с собственной разработкой мотоцикла.
Отказать флагману итальянского телеканала Антонио Бозелли Паоло не мог - ответил со всей искренностью, на которую был уполномочен.
Интервью для Sky Sports с Паоло Чьабатти
Паоло, насколько вы ощущаете напряженность в отношениях в лагере Ducati в MotoGP? Есть ли реальные трения между Баньяей, Мартином, Бастианини и, например, Беццекки в последнее время?
Паоло Чьабатти: «Не каждый день случается, чтобы три гонщика Ducati занимали весь подиум, да еще ТОП-3 в чемпионате мира. А именно это сейчас происходит. В истории Ducati такого еще не происходило. С точки зрения достижений, мы, конечно, очень довольны - это лучший результат работы завода, всей компании. Но, разумеется, это вызывает определенное напряжение. На кону чемпионский титул, почести, внимание СМИ, спонсоров - вот это вот всё. И сегодня мы говорим, не просто о споре между Баньяи и Мартином. Это спор между двумя командами, между которыми существует здоровая конкуренция, реальное соперничество. Одна из них мотивирована войти в историю, другая уже вошла в историю и хочет подтвердить свой уровень. И на техническом уровне то же самое: мы распределяем данные телеметрии между всеми, каждый может поглядеть в данные Пекко, но не каждый сможет повторить то, что делает с мотоциклом он. Очевидно, что между менеджерами тоже есть определенное напряжение: Давиде Тардоцци и Джино Борсои - каждый хочет видеть чемпионом своего парня. И да, это непросто "улаживать". Но профессиональный уровень сегодня такой высокий, что... я доволен атмосферой».
Мартин и Баньяя обмениваются победами и подиумами, в Индонезии это был особый контраст...
Паоло Чьабатти: «Думаю, Мартин переживает сейчас просто фантастический подъем своей карьеры, формы, он очень быстр. Однако нельзя забывать, что Пекко попал в серьезную аварию в Барселоне в самый разгар этого противостояния, это был важный момент чемпионата. Определенно, он оказал на Пекко влияние, но гонщик справился с психологическим и физическим давлением, стрессом и его последствиями. Пекко мог легко увезти домой Гран-При Каталонии, и тогда в Мизано он выступал бы в иной физической форме, с другим психологическим настроем. То, что Пекко сумел переварить случившееся, преодолел себя и вышел на старт в Мизано, взошел на подиум - просто невероятный показатель силы воли!»
Сегодня мы узнали, что Марк Маркес все-таки получил "добро" на тесты с Gresini Racing и Ducati в Валенсии. Какой байк вы ему презентуете?
Паоло Чьабатти: «Все знают, что согласно нашим договоренностям, прототипы 2024 года получат пилоты Lenovo и Pramac. Если ты на это намекаешь, то нет: ни Беццекки, ни Маркесы не получат GP24. У Gresini и VR46 будут мотоциклы 2023 года, каждая команды получит по одному от лидеров чемпионата, занявших 1 и 2 место. И два от Бастианини и Зарко. Так справедливо. Во вторник, после Гран-При Валенсии будет распределение, кому конкретно какой достанется. Оно пройдет за закрытыми дверями».
Похоже, что история меняется на наших глазах. В какой момент вы осознали, что приложили к этому руку?
Паоло Чьабатти: «В 2015 году, с появлением совершенно нового мотоцикла авторства Даль′Иньи. Предыдущие Desmo страдали от технического несовершенства и общей ситуации, сложившейся за те два года, когда Ducati была с Валентино, но не сумела добиться результатов, на которые все надеялись. Это был большой психологический кризис. Но мы вышли из этой ситуации. Следующие 2 года были особенно тяжелыми, включая 2014-й, когда Джиджи начала работу над GP15. И когда тот байк приехал в первой же гонке на подиум, на 2-3 места с Довициозо и Янноне, а Валентино оказался не первым, вот в тот самый момент мы осознали, что нашли способ вернуть конкурентоспособность. Потом было много раз, когда мы завершали сезон вторым - в 2017, 2018, 2019 с Довициозо, и потом в 2021 с Пекко. Но мы уже знали, что близки к цели. И 2022 стал кульминацией этих десяти лет напряженной работы».
Сегодня у Ducati в MotoGP три пилота и три мотоцикла, которые регулярно финишируют на подиуме, часто все втроем. Но в 2024 придет Марк Маркес. Есть ли какие-то нюансы, которые вы хотели бы учесть на будущее, чтобы не сделать хуже, а наоборот, улучшить сложившееся положение?
Паоло Чьабатти: «Мы никогда не бываем удовлетворены на 100%, всегда будет жажда для совершенствования. В этом философия Ducati, всего нашего инженерного корпуса, технических специалистов команд, для наших гонщиков и их менеджеров тоже. На данный момент жаловаться просто не на что! У нас - лучшие гонщики, лучший байк. И правильно так же то, что другие топовые гонщики должны оставаться в других заводских командах, потому что MotoGP - это не монокубок Ducati, а содружество разных заводов и инженерных подходов. В Австралии мы снова взяли полный подиум - 1-2-3 позиции на финише, сегодня взяли 13-й подряд поул - это просто цифры, но они впечатляют. И мы не скрываем тот факт, что нам придется научиться справляться с Марком Маркесом. Мы понимаем, что с ним будет непросто. Но заполучить такого чемпиона - это роскошь, на которую мы никогда не претендовали, осознавая многие факторы. Это удача. С другой стороны, это вызов для нас. Джиджи уже говорил...»
Он также говорил, что у вас не было единодушия по поводу одобрения кандидатуры Маркеса...
Паоло Чьабатти: «Это тоже правда. Именно из-за того, что могут возникнуть некоторые сложности в управляемости всем проектом. Но, раз это вызов, и в итоге мы его приняли, нам предстоит с ним справиться как-нибудь. Ничего нового».
Готовит ли Ducati особый проект для Марка Маркеса в будущем?
Паоло Чьабатти: «Маркес в Gresini Racing - это выбор семьи Грезини, прежде всего, и мы были проинформированы об этом уже на стадии переговоров. Восьмикратный чемпион мира, безусловно, интересен из-за ценных сведений, которые он может нам предоставить. Но прямо сейчас это всё именно такое, каким выглядит: контракт на 1 год, без каких-либо вариантов и расширений. Давайте посмотрим, к чему это приведет в следующем году. Поэтому, прямо сейчас у нас нет никаких планов на Марка. Для нас он такой же пилот саттелитной команды, как его брат, Алекс, как Лука Марини, как Ди Джианантонио. Мы знаем, что Алекс и Ди Джианантонио хорошо себя чувствуют в Gresini, что им нравится Ducati, и надеемся, что Фабио найдет себе место в Мото Гран-При. Он заслуживает, чтобы остаться в MotoGP. Как будет с Марком, я не знаю. Поглядим!»
Ожидаете ли вы в ближайшем времени сокращения количества команд Ducati с 4-х до 3-х, о чем так давно говорят в паддоке?
Паоло Чьабатти: «Регламент, который мы все одобрили в 2019 году, не предусматривает каких-либо обязательств со стороны команд по выбору конкретных марок мотоциклов. Частные команды действуют независимо и принимают решения, исходя из своих интересов. Сейчас такая ситуация, что им интересно сотрудничать с Ducati, как по стоимости, так и уровню технической поддержки. Политика свободного обмена данными между пилотами в рамках проекта позволила нам существенно ускорить разработку, ускорить каждого гонщика. Это дало хорошее конкурентное преимущество всем командам, поэтому, у них нет ни одного повода отказываться от этого пути сегодня. С другой стороны, 4 команды - это действительно много, обслуживание 8-ми прототипов - трудоемкий технический и административный процесс. Но Ducati сейчас может предоставить сервис этим командам. Пока эта ситуация будет таковой, не думаю, что что-то резко изменится».
Энеа Бастианини, на которого делали высокие ставки после анонса о переходе в заводскую команду, стартует на Гран-При Таиланда с последней позиции. Трудный для него сезон. Вы за него не переживаете?
Паоло Чьабатти: «Сезон Энеа был скомпрометирован инцидентом в Портимао, который произошел не по его вине. Затем, он сломал лодыжку и руку. Это масса негативных событий, которые полностью перечеркнули все ожидания. Психологический фактор из-за пропуска стольких гонок тоже сказывается, он не вернул себе тех ощущений, которые были перед стартом Гран-При Португалии. Мы пытаемся вытащить Энеа из негативной воронки, оказываем ему максимальную поддержку. Завод Ducati инвестировал в него массу сил и средств, никто не будет разбрасываться таким ресурсом. Мы хотим вернуть такого Энеа, каким знаем его по 2022 году».
ОК, теперь Ducati начинает новое приключение в мире мотокросса. Похоже, это не только MXGP, но вы, наверное, думаете также о «Дакаре» и Moto3?
Паоло Чьабатти: «Проект в мотокроссе, о котором мы объявили в прошлый вторник, будет совершенно новой страничкой в истории Ducati. С большой радостью мы представили 100% итальянский проект, и Тони Кайроли, звезда Италии присоединился к нам. На самом деле, мы работали уже на этим пару лет. Изначально, идея была такой, чтобы представить новый мотоцикл для AMA Supercross. Мы сразу нацелились на Премьер-класс, то есть на 1-линидровый 450 куб.см. мотор, потому что вокруг этого форм-фактора крутятся все ключевые серии по мотокроссу и суперкроссу. Создав такой мотор, можно сделать несколько шагов в самых разных направлениях. Но прямо сейчас внимание уделяется именно мотокроссу».