МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
14430
29 сентября 2022 в 13:22
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

MotoGP плавно превращается в мотоциклетную Формулу-1: плохо это или хорошо?

То, что генеральный промоутер MotoGP - Dorna Sports пытается пойти по пути Формулы-1, в некоторых моментах буквально копируя политику и методы развития конкурентной гоночной серии, сегодня слишком очевидно. Плохо это или хорошо? Разбираю по пунктам...

МОТОГОНКИ.РУ, 29 сентября 2022 - Есть несколько совершенно четких факторов, которые подтверждают эту тенденцию. Некоторые из них можно оценить уже сейчас, другие нуждаются в проверке временем. Dorna надеется победить все трудности, но инженеры считают, что риски слишком велики.

 MotoGP-2022 - IndonesianGP - Гран-При Индонезии
MotoGP-2022 - IndonesianGP - Гран-При Индонезии
перейти в фотогалерею

Во-первых, расширение календаря


MotoGP пытается заполучить как можно больше событий в разных географических областях. Это чисто экономический момент. Каждое новое событие - это прямые поступления в размере 4 млн евро за право проведения, плюс, проданные права на телевизионные трансляции и расширение рекламного охвата в новых регионах. Всё это нужно, чтобы улучшить статистику MotoGP, которая ухудшилась за последние 3 года по некоторым пунктам до 40-50%.

Расширение календаря - это хорошо для промоутера (продавца), но однозначно плохо для всех вовлеченных в чемпионат

На пилотов, производителей и прочий персонал возрастает психоэмоциональная и физическая нагрузка. Но также для команд, которые вынуждены наращивать свои бюджеты в эпоху тотального сокращения непрофильных расходов у крупных брендов. То есть, велик риск банкротства и/или снижения потенциала команд с небольшим и средним достатком, усложнение поиска партнеров. Для команд и гонщиков возрастают стратегические риски, особенно для тех, кто планирует бороться за титул.

Рост бюджетов - это снижение зарплат


За ростом расходов однозначно следует урезание многих статей бюджета, и прежде всего, это сказывается на зарплатах. Гонщики в 2020 году не переживали об этом, выражая "солидарность и понимание". Но когда в 2021-22 им стали предлагать суммы, сравнимые с теми, что они зарабатывали в Moto3, пилоты задумались. Престижность и уровень чемпионата определяется заработками, а когда зарплата гонщика в Королевском классе сравнима с бюджетом команды из IDM Superbike, это роняет уровень всей серии. Так что, рост бюджетов в кризисные периоды - это не позитивный фактор, а наоборот.

MotoGP-2022: ArgentinaGP - Гран-При Аргентины
MotoGP-2022: ArgentinaGP - Гран-При Аргентины
перейти в фотогалерею

Обилие гонок - не всегда благо, но плюсы есть


Чемпионаты Больших Призов - это всегда был элитный спорт, который стал хорошим шоу, а не наоборот. Эксклюзивность событий играла на руку организатору: дефицит событий в регионе собирал большую живую аудиторию. Сейчас региональность стала играть слишком большую роль, потому что в период обеднения зрителей, они уже не могут позволить себе путешествовать за мировой серией. В расширении календаря с охватом новых регионов есть, как и большой плюс, так и большой минус.

Большой плюс в том, что локальное событие способно увеличить суммарный охват: те, кто не может позволить себе путешествовать далеко, приедут на ближайшую гонку. Это хорошо для статистики промоутера, ведь Dorna хочет соперничать по абсолютным цифрам с Формулой-1, где наблюдается взрывной рост! Большой минус в том, что каждое отдельно взятое событие при этом потеряет аудиторию. Понимая, что зрителей на событии будет значительно меньше, Dorna повышает цены, чтобы компенсировать расходы на организацию. Чем меньше зрителей прогнозируется, тем выше цена на билеты! Цены на билеты Dorna устанавливает по договоренности с локальным промотером и автодромом. В 2021-22 годах цены оказались выше, чем в 2019, как минимум на 20%, а на некоторые гонки до 40%. Это связывали с попыткой организаторов компенсировать провал в пандемию. Но на деле, это общий тренд, который диктует Dorna - и он не изменится.

MotoGP-2022 - ItalianGP - Гран-При Италии
MotoGP-2022 - ItalianGP - Гран-При Италии
перейти в фотогалерею

Вывод один: меньше событий в рамках одного региона - больше в разных. Это мы видим уже прямо сейчас: две гонки в Великобритании гарантируют провал кассы на одной из них; два события в Италии уже не собирают два аншлага; 4 события в Испании, пока они поддерживаются местными властями, жизнеспособны, но вечно это продолжаться не может (пример - Херес); Red Bull Ring победил и выбил Брно из календаря; а Спа - главный конкурент Ассена, поэтому Гран-При Бельгии мы вряд ли увидим в ближайшие годы.

В кризисный период затраты на организацию только возросли


Dorna приходится инвестировать еще больше средств из своего бюджета обратно в чемпионат для его развития, например, на поддержку команд, чтобы они не разорились. Это - хорошо, это всегда было визитной карточкой MotoGP. Но сейчас, когда Dorna стоит перед лицом грандиозного финансового кризиса и должна кредиторам больше, чем может заработать, это негативный фактор. Но Dorna действует по принципу «не тратить меньше, а заработать больше». Это хороший принцип, но сработает ли он, является неизвестным фактором, повышая риски.

MotoGP-2022: ArgentinaGP - Гран-При Аргентины
MotoGP-2022: ArgentinaGP - Гран-При Аргентины
перейти в фотогалерею

Риски срыва планов тоже стали выше


Расширение в эпоху нестабильности в целом грозит рисками срыва планов. А чем планы сложнее, тем ниже предсказуемость. Dorna как организатор и промоутер несет полную ответственность (финансовую, в первую очередь) по контрактам с телевизионными компаниями, спонсорами и рекламодателями за срыв событий. Большая часть ответственности застрахована. Но неприлёт чемпионата в страну при отсутствии явных угроз - это нерешаемая проблема. То есть, если отказ от проведения происходит по инициативе локального организатора (автодрома), Dorna ничего не теряет: здесь весь вопрос в менеджменте, как вопрос будет разрулен - перенос или замена, что-то еще. Но если автодром готов, билеты уже проданы, а чемпионат вдруг не приезжает, здесь Dorna ждут многомиллионные штрафы.

Топить проблемы деньгами становится всё сложнее: это даже в Формуле-1 поняли, но бюджет всего чемпионата MotoGP гораздо меньше, чем у F1...

Логистика уже подкинула Dorna пару неприятных сюрпризов, и пока ситуация лучше не стала, она - напряженная. Это в целом негативный момент, который в среднесрочной перспективе ведет к повышению рисков и расходов организатора чемпионата мира. Но победив проблему пандемии и локдаунов в кризисный 2020-й, Dorna считает, что теперь может позволить себе всё!

MotoGP-2022: ArgentinaGP - Гран-При Аргентины
MotoGP-2022: ArgentinaGP - Гран-При Аргентины
перейти в фотогалерею

Новый формат уикенда - новый риск


Переформатирование уикенда MotoGP - один из шагов, который Dorna решила себе позволить ради повышения коммерческой привлекательности чемпионата. Введение спринтовых гонок (опять же, это отголоски Формулы-1), ранее известных по World Superbike как Superpole Race, это определенный риск, но не для промоутера, а для остальных вовлеченных участников чемпионата, включая технических партнеров, Michelin. Никто не может сказать, будет ли инициатива Dorna, так страстно поддержанная FIM, эффективной и не приведет ли она к техническому коллапсу. Ведь вводя новый формат уикенда, увеличивая на 50% нагрузку на гонщиков и мотоциклы, Dorna не увеличила квоту на моторы и покрышки! Учитывался только такой показатель, как километраж безотказного пробега каждого мотора. Поэтому, отказ от FP4 ради гонки показался Dorna достаточным для сохранения технического баланса - километраж будет тем же или даже ниже, чего вы еще хотите?! Но инженеры уверены на 100%, что это ошибка. В общем, это больше негативный фактор, нежели позитивный. Но ответить на этот вопрос однозначно мы сможем только через год, когда чемпионат впервые столкнется с нерешаемыми проблемами... или не столкнется - это произойдет в октябре 2023.

Спорт = деньги


К большому сожалению, есть еще одна причина, по которой будущее профессионального мотоспорта в мировом масштабе выглядит непреглядно - это новые власти FIM во главе с Жоржем Виегасом. Если вы внимательно следили за происходящим в мире мотоспорта за последние пару лет, то, наверное, заметили, что все события под эгидой FIM были переформатированы в чистое шоу, а в котором спорту оставили роль массовки, создания базы для события.

MotoGP-2022 - AustrianGP - Гран-При Австрии
MotoGP-2022 - AustrianGP - Гран-При Австрии
перейти в фотогалерею

Это касается всех направлений, до которых только удалось Виегасу и его новой команде - от SpeedwayGP до MotoGP и World Endurance. А теперь FIM строит новую площадку, чемпионат мира по суперкроссу, который уже вошел в жесткий конфликт с многолетним лидером на рынке, AMA Supercross. Если Америка делает ставку на шоу, которое делают гонщики, то партнеры FIM всё больше и больше ориентируются на создание зрелищной оболочки, где гонки будут занимать небольшую часть события. И цель только одна - это повышение привлекательности "продукта" для инвесторов, создания красивой картинки там, где ее быть не может или не должно по определению. Потому что для 80% неискушенной аудитории мотоспорт скучен сам по себе.

Пони бегают по кругу...


Наконец, технически MotoGP слишком быстро меняется, что сказывается на зрелищности и отношении зрителей к этому виду спорта - старое поколение фанатов постепенно уходит, потеряв интерес, а новое (молодое) пока не видит в MotoGP изюминки.

Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон подрастормошили унылое болотце Формулы-1 в 2021 году
Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон подрастормошили унылое болотце Формулы-1 в 2021 году

Причин - несколько, но как бы в Dorna не пыжились, а культ личностей - главная из них! Даже Формула-1 это подтверждает: появление в F1 дуэли между двумя ярчайшими соперниками в 2021 году, противостояние Макса Ферстаппена с Льюисом Хэмилтоном вызвало взрывной рост интереса к чемпионату, у которого вдруг появилась совершенно новая армия последователей.

Валентио Росси покинул сцену, а вместе с ним и 12 млн его последователей
Валентио Росси покинул сцену, а вместе с ним и 12 млн его последователей

В MotoGP подобное наблюдалось на протяжении двух десятилетий, но звезды, которые ковали славу чемпионата с 2001 по 2021, покинули здание. Вместе с ними ушли сотни тысяч преданных фанатов, и замены им пока нет.

В 90-х и 2000-ных MotoGP сравнивали с баскетболом, а Формулу-1 - с футбольным матчем: в мотогонках на каждом круге происходили десятки обгонов, инициатива переходила от гонщика к гонщику - был постоянный экшн; в Формуле «забивали» один гол за игру - ну не скукота ли?!

Вторая причина чисто технологическая. Технологии ведения борьбы изменили MotoGP, сделав гонки Мото Гран-При (во всех трех классах) менее активными. С точки зрения пассивной безопасности мотоспорт прогрессировал последнее десятилетие, однако, именно в последние 2-3 года зафиксировано самое большое количество смертельных инцидентов. Причина проста: теперь гонщикам приходится дольше висеть на хвосте друг у друга, потому что выбор момента для атаки стал настоящей головной болью для спортсменов. Плотность пелетона, вопреки ожиданиям, не приводит к образованию активной борьбы, а напротив, затягивает ее.

MotoGP-2022 - AragonGP - Гран-При Арагона
MotoGP-2022 - AragonGP - Гран-При Арагона
перейти в фотогалерею

Марк Маркес в Мотеги, общаясь с журналистами на брифинге очень четко указал на главные моменты, которые меняют лицо MotoGP:

«Сегодня мотоцикл стал иметь очень большое значение, потому что изменился сам принцип атаки: мы больше не можем совершать обгоны так, как делали 2-3 года назад. Они не проходят. Из-за аэродинамики и гаджетов за лидером образуется вакуум, что приводит к эффекту избыточного слипстрима - преследователь не может тормозить эффективно. Он рискует либо врезаться в лидера, либо не попасть в поворот».

MotoGP-2022 - AustrianGP - Гран-При Австрии
MotoGP-2022 - AustrianGP - Гран-При Австрии
перейти в фотогалерею

В качестве самых ярких примеров Маркес приводит аварию Морбиделли-Зарко на Red Bull Ring, а также "ошибку" Пола Эспаргаро при преследовании Энеа Бастианини на Гран-При Катара 2022 года. В обоих случаях, пилот, оказавшийся вторым, не смог оттормозиться, попав в вакуумный мешок Ducati Desmosedici. В случае с Австрией, Yamaha Франко Морбиделли снес ни о чем не подозревавшего Жоана Зарко. В случае с Гран-При Катара, Эспаргаро промазал мимо поворота при попытке атаки на Бастианини, что определило исходи их дуэли - в тот момент пилот Honda окончательно упустил победу. И это не единичные случаи.

Смена стратегии приводит к затягиванию борьбы, потому что гонщики не хотят рисковать: на их плечах лежат риски компенсации потерь команды из-за падений

Как поменять ситуацию технически, Маркес не знает, потому что запретить "технический прогресс" на уровне MSMA нельзя, хотя решение о бане гаджетов RHD (систем изменения высоты шасси - задней подвески) всё же прошло практически единогласно. Раньше, многие вопросы решались за кулисами между производителями, которые договаривались о негласных границах дозволенного. В основном, это было возможно, благодаря большой роли японских заводов - Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki, которые по японской же традиции взаимного уважения придерживались неприкосновенности джентльменских соглашений. Технической Дирекции MotoGP отводилась роль контролёра, который следил за тем, чтобы новые игроки действовали в рамках правил (исключительно по своей неопытности, как Proton и Aprilia в начале 2000-ных).

MotoGP-2022 - AragonGP - Гран-При Арагона
MotoGP-2022 - AragonGP - Гран-При Арагона
перейти в фотогалерею

Возвращаясь к "пиратской" деятельности Ducati, можно сказать, что на протяжении последних 5 лет итальянский завод открыто действовал по принципу «все, что не запрещено дословно - разрешено». Это без сомнений привело к нарушению старых принципов взаимодействия в MSMA, вынудило других производителей включиться в гонку вооружений. В итоге, к 2022 году, как минимум, 4 члена MSMA из 6-ти выступили достаточно жестко о необходимости самоограничения в развитии технологий, неприменимых в серийном производстве, то есть, исключительно спортивных. Технологии MotoGP всегда попадали в серийное производство через 5-6 лет после демонстрации в гонках; в противовес Формуле-1, которая была чисто спортивной серией!

По мнению Honda и Yamaha, развитие технологий, которые никогда не потребуются на дорогах общего пользования, бессмысленно и является избыточной нагрузкой на бюджеты заводов. Под давлением японцев, FIM и Dorna были вынуждены признать это, так что в MSMA смогли принять ряд важнейших решений. Но мгновенного эффекта это не принесет, потому что слишком многие изобретения итальянцев уже де-факто стали стандартом и отказываться от них никто не планирует. Если только не все сразу, что невозможно.

Выводы


Как минимум, в 2023 году тенденция переформатирования MotoGP под Формулу-1 продолжится, как на треке, так и за его пределами. Возможно, это будет продолжаться даже в 2024: Dorna потребуется целый сезон для оценки эффективности реформы формата уикендов. Есть риск, что он окажется неэффективным и слишком накладным.

Важные новости
 
Стив Джобс предсказал еще 30 лет назад: именно это сегодня ломает шею немецкому автопрому
Стив Джобс предсказал еще 30 лет назад: именно это сегодня ломает шею немецкому автопрому

Интересное у коллег из немецких СМИ: Основатель Apple Стив Джобс в интервью 1995 года четко сформулировал главную причину, по которой сегодня немецкая автомобильная промышленность стремительно пикирует вниз. Почему же "немцев" больше не хотят покупать?
Календарь чемпионата России по кольцевым мотогонкам 2025 снова меняется: версия 3
Календарь чемпионата России по кольцевым мотогонкам 2025 снова меняется: версия 3

После проведения 1-го этапа чемпионата России в рамках фестиваля «Мото Драйв» на «Игора Драйв», организатор A5Motors Motoring решил перенести 2-й этап, ранее запланированный на ближайшие выходные, 13-15 июня, на июль. Новая версия календаря ШКМГ 2025 года, предварительная и пока еще не утвержденная Минспорта.
MotoGP: Валентино Росси обещал Баньяе 100 тысяч евро за победу над Маркесами в Муджелло
MotoGP: Валентино Росси обещал Баньяе 100 тысяч евро за победу над Маркесами в Муджелло

В пресс-центре Motorland Aragon после тестов в понедельник распустили занятный слух, что Валентино Росси предложил Пекко Баньяей персональный бонус в 100 тысяч евро, если тот победит на домашней гонке Ducati в Муджелло братьев Маркесов.
iMed QTM: Влад Гордейчук и Глеб Алексеев начали новый сезон Supersport в схватке за подиум
iMed QTM: Влад Гордейчук и Глеб Алексеев начали новый сезон Supersport в схватке за подиум

Команда iMed QTM успешно открыла новый сезон Чемпионата России по кольцевым мотогонкам в Ленинградской области, на автодроме «Игора Драйв» большой схваткой за победу и подиум в самом конкурентном классе Российского кольца – Supersport.
Официально: Топрак Разгатлиоглу вступает в MotoGP с 2026 года!
Официально: Топрак Разгатлиоглу вступает в MotoGP с 2026 года!

Точки на «ё» расставлены: Yamaha Racing приветствует возвращение El Turco - Топрака Разгатлиоглу в свои ряды, на этот раз (без всяких оговорок, предварительных тестов и условий) - в чемпионат мира по Мото Гран-При, MotoGP!
Тесты IRTA MotoGP AragonGP: Виньялес и Беццекки быстрее рекорда Маркеса на Motorland Aragon!
Тесты IRTA MotoGP AragonGP: Виньялес и Беццекки быстрее рекорда Маркеса на Motorland Aragon!

Маверик Виньялес из заводского саттелита KTM Tech3, столкнувшийся с непреодолимыми трудностями на самом Гран-При Арагона в субботу и воскресенье, возглавил тесты IRTA MotoGP на Motorland Aragon в понедельник, опередив Марко Беццекки из Aprilia - оба превзошли рекорд всех времен от Марка Маркеса.
MotoGP 2025: Шеф команды Пекко Баньяи заявил, что они нашли чудо-решение в Арагоне
MotoGP 2025: Шеф команды Пекко Баньяи заявил, что они нашли чудо-решение в Арагоне

Шеф команды Франческо Баньяи - Кристиан Габаррини после Гран-При Арагона и последовавших на следующий день тестов MotoGP заявил, что после двух напряженных и полных разочарований дней, на Motorland Aragon был, наконец, найден некий недостающий элемент уверенности Пекко. Какой же?
Мотоциклы BAJAJ - 10 лет в России: история успеха и юбилейная акция - покупай выгодно
Мотоциклы BAJAJ - 10 лет в России: история успеха и юбилейная акция - покупай выгодно

Снизив в мае розничные цены на весь модельный ряд мотоциклов, компания BAJAJ объявила о беспрецедентных скидках на свои топовые дорожные модели - Dominar 400 и Pulsar N250 в июне, в честь празднования 10-летия российского представительства индийского индустриального гиганта.
Чемпионат России 2025: Дмитрий Седин начал сезон победой в классе Суперспорт - Игора Драйв
Чемпионат России 2025: Дмитрий Седин начал сезон победой в классе Суперспорт - Игора Драйв

На квалификации пилот ЦСКА SpeedPro Дмитрий Седин побил рекорд трека "Игора Драйв" в классе шестисоток, проехав лучший круг на Ducati V2 за 2:00.005, после чего одержал убедительную победу в главной гонке 1 этапа чемпионата России A5Motors Motoring, прошедшего в рамках фестиваля "Мото Драйв".
MotoGP 2025 - ставки сделаны! Марк показал маме место Младшего, Пекко на подиуме, но это - конец
MotoGP 2025 - ставки сделаны! Марк показал маме место Младшего, Пекко на подиуме, но это - конец

Пекко Баньяя выиграл гонку не у того испанца. С самого начала главной гонки Гран-При Арагона двукратный чемпион Ducati боролся с Педро Акостой, пока Алекс и Марк Маркесы доминировали в заезде с первого по последний круг. AragonGP ставит точку в шансах Баньяи вернуть корону. Результаты 8 этапа чемпионата и положение в MotoGP 2025 года.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 29 сентября 2022
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


4.78 МЛН
годовая
аудитория
714366
посетителей
в месяц
57274
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island