МОТОГОНКИ.РУ, 24 июня 2021 - Только пандемия Covid-19 не позволила Ассену принять событие в 2020 году. TT Circuit насколько известен, что проведение Гран-При Нидерландов без зрителей автодром посчитал кощунственным - и заявил, что «проще пропустить год, чем...» Но весной этого года вдруг стало ясно, что ситуация может повториться. И тогда в Ассене передумали. Гран-При Нидерландов состоялось бы в эти выходные при любом решении властей - со зрителями или без них. Удалось договориться о допуске 11500 зрителей на трибуны в это воскресенье.
DutchGP, TT Circuit Assen, MotoGP
Итак, в календаре MotoGP больше нет ни одной другой трассы, которая бы видел на своем полотне легендарных гонщиков GP125 и GP500 самого первого поколения, пережила бы вместе с чемпионатом взлет и падение итальянской школы в середине 70-х, затем увидела рассвет американских райдеров, австралийцев, а последние годы - испанских. За 71 год Ассен стал истинной Меккой мотоспорта (именно мото, потому что трек создавался как раз для мотогонок).
От оригинальной версии трассы, проложенной по дорогам общего пользования в регионе Дренте длиной 16.54 км, сегодня не осталось ничего: в 1955 году гонки переместились на стационарный автодром. В самом начале, он был построен в формате пит-билдинга с трибунами для формализации TT Circuit с дополнительным виражом, связывавшим ДОПы с паддоком. В 1984 году были ликвидированы последние участки трассы по дорогам, и трек был окольцован забором.
Схема TT Circuit Assen (2021)
Последняя большая реконструкция была проведена в 2006 году: было принято решение заменить Северную петлю - «икону Ассена» - на связку поворотов для снижения средней скорости: раньше, скоростной "тягун" начинался в Т8 и заканчивался в сегодняшнем Т11; теперь в этой связке три новых поворота (Т8, Т9 и Т10). В результаты той операции длина кольца стала составлять 4555 м. Освободившееся в результате реконструкции пространство в северной части трека отдали под новую парковку, также там появился комплекс новых хозяйственных зданий.
Самое последнее вмешательство произошло в 2010, и сегодня длина круга - 4542 м. «Косметика» затронула финальную шикану перед самым финишем несколько лет назад. В 2020, во время вынужденной паузы в Ассене занялись обустройством первого сектора автодрома: немного отодвинули отбойник и передвинули две секции трибун, которые стали на 20 метров дальше от трассы.
Первый поворот TT Circuit Assen
Особенность дизайна TT Circuit в нынешней версии (да и в целом) - в обилии длинных, скоростных поворотов, плавно переходящих один в другой. Единственная настоящая прямая - старт-финишная. Она достаточно короткая и завершается крутым правым поворотом с самой медленной и техничной секцией Т2-3-4-5. Выход из Т5 кажется прямым, на самом деле, это тоже дуга, только очень плавная.
Езда по TT Circuit Assen на мотоцикле - это истинный кайф, поскольку здесь можно раскрыть потенциал двигателя, прочувствовать работу подвески, скорость; для прохождения действительно быстрого круга нужно хорошее значение трека и вера.
TT Circuit Assen, Road to Glory
Суть «веры» в Ассене заключается в том, что пилот должен быть уверен, что он действует правильно, несмотря на то, что НЕ ВИДИТ в паре мест точку входа в поворот. Речь идет о входе в Т12, а затем в Т15 перед главными трибунами: вход в эти виражи происходит в полном наклоне на скорости свыше 200 км/ч, но сбавлять нельзя!
Для Yamaha эта комбинация всегда была «золотой».
Для Валентино Росси Ассен - это настоящий Клондайк: он единственным из всех пилотов в паддоке выиграл или финишировал на подиуме DutchGP во всех классах Мото Гран-При и на всех прототипах Королевского класса (кроме Ducati).
100 побед Валентино Росси
Первую гонку в Ассене он выиграл в GP125 в 1997; перешел в GP250 и первой победой сезона был Ассен; затем, перешел в GP500, взошел на подиум в 2001 и выиграл DutchGP в 2002; пересел на Yamaha YZR-M1 в 2004 - и выигрывал гонки два сезона подряд; пересел на 800-кубовую версию в 2007 - выиграл!
В 2009 году Росси именно в Ассене одержал свою 100-ю победу в карьере MotoGP, а когда Королевский класс вернулся к 1000-кубовым моторам, взял еще три победы - в 2013, 2015 и 2017 годах.
Другие пилоты Yamaha были также плодовиты в Ассене. Хорхе Лоренцо взял Большой Приз в 2010, Бен Спис выиграл в 2011, наконец, Маверик Виньялес увез домой последний из разыгранных Гран-При Нидерландов в 2019.
17 побед в Премьер-классе одержали пилоты Yamaha в Ассене
У Honda счет получше - 21 в сумме, но основную часть побед пилоты HRC одержали в GP500, до 2003 года. Никки Хейден, Кейси Стоунер и Сет Жибернау принесли Honda по победе в Ассене до того, как Марк Маркес появился на сцене. Одна из самых одиозных побед на TT Circuit была одержана Джеком Миллером на частном Honda RC213V команды Marc VDS в 2016: в той гонке Джек опередил Марка Маркеса, который благоразумно решил не лезть на рожон в сверхсложной дождевой гонке, из которых один из другим вылетели четыре ранних лидера - Кратчлоу, Петруччи, Довициоо и Росси.
Победа Маверика Виньялеса на DutchGP 2019 года
Учитывая сегодняшнюю ситуацию в паддоке, шансы на подиум у Yamaha и Honda примерно равные, поскольку и те, и другие испытывают проблемы с держаком из-за некоторых объективных проблем с шасси.
У Ducati всегда были проблемы с поворачиваемостью, поэтому в Ассене пилоты итальянского завода никогда не доминировали. Единственная победа Ducati в Ассене принадлежит Кейси Стоунеру на борту Desmosedici GP07 с 800-кубовым двигателем 2008 года. На современной версии Desmo ближе всех к победе подобрался Данило Петруччи в 2017 году (2 место), а после него Довициозо поднялся на 3-ю.
Куда больше шансов красиво выступить в Нидерландах есть у Suzuki и KTM. Сегодня, у Ринса, Мира, Оливеры и Биндера куда больше реального потенциала на извилистом, но быстром треке, чем у всех вместе взятых.
Старт Гран-При Нидерландов, MotoG
Yamaha предстоит сделать ряд важных выводов из всего, что произошло с июля 2020 года, и того, как Куартараро и Виньялес растеряли победный потенциал. А теперь, все, кроме Куартараро затрудняются с YZR-M1 на всех треках без исключения.
Сезон-2021 для Yamaha начался ровно так же, как в 2020 - в двух побед и безоговорочном лидерстве в чемпионате. Но теперь мы подошли к экватору чемпионата, и кое-что снова может надломиться... Ассен покажет, так ли по-прежнему сильна сила Yamaha в Кафедральном Соборе Скорости. Если нет, то лидерство Куартараро может быть таким же временным, как осенью прошлого года.