МОТОГОНКИ.РУ, 24 апреля 2023 - Топрак Разгатлиоглу не перейдет в MotoGP, а Франко Морбиделли сохранит свою позицию в Monster Energy Yamaha, потому что на сегодня это лучший вариант для всех сторон, включая Топрака и Yamaha.
Топрак Разгатлиоглу будет бороться за чемпионские титулы в World Superbike с Yamaha, уверен Кенан Софуглу
Накануне, в Ассене менеджер Разгатлиоглу, которого он случается безоговорочно - Кенан Софуглу заявил, что результаты тестов в Хересе в целом однозначны: Топрак не готов к переходу, и он уже не молод, чтобы учиться - вот, что хотел сказать Софуглу. Идеальной работой для Разгатлиоглу на ближайшие 5-10 лет будет WSBK с новым, многолетним контрактом от Yamaha Racing, по которому и пилот, и его менеджер обеспечат себе безбедное будущее и славу в мире мотоспорта на годы вперед. Переход в MotoGP будет большим риском, и Софуглу это знает по своей собственной карьере.
Но куда важнее всё это для Yamaha. Во-первых, Лин Джарвис и Андреа Досоли не случайные люди в мотоспорте, здесь они работают уже по 30 лет и знают, откуда что растет. Им нужна стабильность и производительность. Куартараро и Разгатлиоглу им дают и то, и другое - каждый на своем месте. Других двух таких у Yamaha пока нет.
Хочешь попробовать, Топрак? А, пожалуйста!
И когда они слышат от своего пилота SBK, что он хочет в MotoGP, единственное, что они могут сделать, чтобы удержать его от поспешных действий (например, постучаться в чужую дверь с той же просьбой), это дать ему самому прочувствовать всю глубину глубин. Иными словами, когда Джарвис организовывал Топраку тесты MotoGP в Хересе, он понимал, что у турка мало что получится с первой попытки. Разгатлиоглу получил нужный опыт и понял, что YZR-M1 принципиально иной и, вероятно, ему действительно не слишком подходит. Но скорее всего, тактика Софуглу заключалась именно в том, чтобы оказать на Yamaha давление, чтобы ускорить переговоры о продлении контракта с Топраком, и не на 1-2 года, а может быть, сразу на 3-5 лет - как договорятся. Теперь это вопрос решенный, что Топрак останется в PATA Yamaha, но сроки и суммы - вот главные детали.
Франко Морбиделли во всей этой истории не менее важный кирпичик, чем флагманы.
Дело в том, что Морбиделли не является гением езды на мотоцикле, как Куартараро. Его стиль пилотирования принципиально иной, чем у француза - он более классический, а значит, приемлемый для других.
Куартараро делал то, на что не способен никто, кроме него. Так же, как Марк Маркес водит как Бог, и повторить его стиль ни один из пилотов Honda не в состоянии. Honda до боли нужен Алекс Ринс, чей стиль - как и стиль Морбиделли - общепринят. Если Ринс может выиграть гонку MotoGP на Honda RC213V, значит, что и другие могут - вот и весь ответ! Победа Морбиделли с Yamaha могла бы стать таким же ответом на все "наезды" Куартараро, но пока этого нет, все наглядно ощущают легкое отставание YZR-M1 от конкурентов.
Морбиделли работает даже больше, чем Куартараро. Он перепахивает свой YZR-M1 в поисках нужного сетапа для каждой конкретной гонки. И Франко делает ту работу, которую должен делать рядовой армии Yamaha, потому что он водит M1 так, как инженеры Yamaha Racing проектировали этот мотоцикл!
В Аргентине Куартараро не удалось нащупать уверенность, потому что на Termas de Rio Hondo не было держака. Без держака, как Фабио не пытался, он не мог найти скорость в поворотах и не мог тормозить так поздно, как обычно. В Термасе была одна и только одна чистая траектория, и соваться направо-налево Куартараро не мог - там было грязно и скользко, он был буквально вынужден тянуться за соперниками и страдать от этого. Но Морбиделли нашел решение в отсутствие держака. И Yamaha нужно было именно оно, чтобы сделать некоторые очень важные инженерные выводы.
Куартараро говорил после Аргентины: «У нас в Франко принципиально разные стили. На трассах с низким держаком, как в Барселоне, Сепанге и здесь, он всегда быстр. Я же еду агрессивно, нагружаю тормоза и подвеску, использую corner speed. Но здесь так скользко, что ничто из этого не работает в полной мере».
Подобно тому, как было в 2022 году в Мандалике, в Аргентине на сухом асфальте было ужасно скользко, но дождевые покрышки обеспечили впечатляющий держак. Куартараро это не помогло из-за контакта с Накагами - просто не повезло: оказался не в тот момент, не в том месте. В противном случае, вместе с Морбиделли они бы боролись за подиум.
Морбиделли уверен, что Yamaha YZR-M1 здорово прибавил в скорости. В Аргентине он это прочувствовал в полной мере: «Когда мы ехали спринтовую гонку [в Аргентине], каждый раз я думал обо всех инженерах и в частности о Марморини, который помог японцам найти решение в вопросе о недостатке динамики. Я отметил, что мало кто мог меня обогнать даже на прямой. Мне проще было сохранять позицию, бороться. В прошлом году меня просто объезжали в аналогичных обстоятельствах, но теперь - нет».
Circuit of the Americas совершенно иная, нежели чем Termas de Rio Hondo или Autodromo do Algarve трасса, где есть очень длинные прямые и дуги, а также связки поворотов, из которых нужно выстреливать на моторе, на "лошадях". V-образные моторы Ducati, Aprilia, Honda и KTM там, определенно, были в фаворитах. Оба пилота Yamaha очень страдали весь уикенд, и в итоге, шеф команды Куартараро Диего Губеллини выдал, что сопротивляться Ducati невозможно даже такому пилоту, как Фабио, потому что уровень мотоцикла сегодня решает больше, чем уровень пилота - это была очередная попытка оказания давления на Yamaha, как раньше. Только сейчас это уже мало помогает. В 2023 году мотор уже не изменится.
Морбиделли с этим не согласился бы. Тем не менее, оба успешно финишировали в Гран-При Америк: Куартараро - на подиуме, а Франко стал 8-м. Ценность этой 8-й позиции в том, что она дает инженерам завода четкое понимание, где бы оказались остальные Yamaha, будь их не 2, а 4, как обычно, с саттелитом. Куартараро совершил очередной прорыв, использовав в Остине свою «суперсилу». Морбиделли проехал «классически» - и именно он стал бы объектом исследования со стороны разработчиков Mission One. Но все преференции, бонусы и апгрейды достались бы Фабио, потому что он - флагман заводского проекта.
Франко Морбиделли - первый выпускник Академии VR46 Валентино Росси, который получил контракт в MotoGP, именно в Королевском классе. Причем, вступил Франко в Клуб независимо от Росси, без его протекции, да еще и по линии Honda. Дебют оказался крайне нелепым, потому что Marc VDS Racing team не была финансово и технически готова к качественной поддержке своих гонщиков на уровне MotoGP. Вот, почему, Росси сделал все возможное, чтобы перетащить Франко обратно под крыло VR46, стать его менеджером и устроить в Yamaha, на гораздо более теплое место с лучшим техническим обеспечением. Валентино и по сей день верит, что Франко еще не раскрыл своего таланта. Хотя мы уже видели, как он бился за титул в 2020 году и стал вице-чемпионом, когда Куартараро так не лицеприятно "слился" из титульной гонки.
В Yamaha понимают, кто в действительности ценен для проекта
Морбиделли - человек эмоциональный, но очень рассудительный, трудолюбивый, к тому же, является неисчерпаемым источником сверхмотивации, которая им движет. Хотя, возможно, он действительно не «гений дзю-до» и каких-то явных сверхспособностей не имеет. Именно поэтому он нужен Yamaha в MotoGP, и заменить его комплексно в реальности не кем.
Франко верит, что возвращение в Европу и длинный евротур изменят ситуацию для Monster Energy Yamaha MotoGP: «Обычно, так и происходит. Нам нужно понять, каким образом ситуация поменяется, как будет развиваться. Мы это должны исследовать и понять».
Возможно, инженерные достижения Yamaha гораздо успешней, чем кажется Куартараро. Херес, Ле-Ман и, особенно, Муджелло покажут это. Но с точки зрения оценки ситуации, референсной точкой для Yamaha Racing будет именно производительность Морбиделли, а не Куартараро.