МОТОГОНКИ.РУ, 20 сентября 2022 - Twin Ring Motegi Circuit принимает MotoGP с 1999 года. Самое первое событие имело название Гран-При Тихого Океана из-за пересечения с Судзукой, где по традиции проводилось Гран-При Японии. Но с 2004 Большие Призы переехали в Мотеги окончательно из-за ряда трагических инцидентов на Suzuka Circuit, включая гибель Дайдзиро Като весной 2003 года.
Добро пожаловать на Twin Ring Motegi!
Suzuka перестала удовлетворять требованиям безопасности FIM для гонок уровня Гран-При из-за невозможности переноса бетонных стен в ряде потенциально опасных поворотов. И как показывает практика, в том же самом месте, где смертельные травмы получил Като, продолжают биться люди - и все с серьезнейшими последствиям. Самым свежим инцидентом является авария пилота F.C.C. TSR Honda Джино Ри на тренировке Suzuka 8 Hours в августе 2022 года: Ри упал из-за проблем с тормозами в том же месте, где в 2003 году вылетел Като; они получили сходные травмы из-за того, что вылетевшие мотоциклы мгновенно достигли отбойника - оба пилота имели контакт, как с отбойником, так и со своими байками... и технически это невозможно предотвратить. Но FIM EWC на Судзуке продолжают проводить год за годом, и FIM без труда продлевает омологацию трассы.
От Twin Ring - к Mobility Resort Motegi
Но Twin Ring совсем другое дело. Обе трассы, и Suzuka, и Twin Ring Motegi по сути принадлежат Honda через компанию Mobility Land, промоутерскую фирму, созданную для организации международных спортивных событий в Японии. Все мероприятия на этих двух трассах организуются Mobility Land. В Мотеги также расположен великолепный музей Honda Collection Hall, в котором собраны все-все-все выдающиеся мотоциклы и автомобили, включая гоночные, которые Honda и HRC произвели за время своего существования.
В марте 2022 года Twin Ring Motegi решили официально переименовать в Mobility Resort Motegi, так что не пугайтесь!
Но Twin Ring навсегда останется Twin Ring, благодаря своему особому дизайну: трасса состоит из нескольких конфигураций, в которые входит огромный тестовый овал, кольцевая трасса, трасса для автокросса, картодром. Классический мультидром с миллионом возможностей, к сожалению, в последнее десятилетие загружен слабо из-за снижения гоночной активности в странах Азии и удорожании мужденародной логистики в целом.
Twin Ring Motegi Circuit
Twin Ring или «Два Кольца» именно это и означают: 1.5-мильный овал (2.5 км), созданный для гонок NASCAR, пересекается с шоссейно-кольцевой трассой длиной 4.8 км в двух точках, что создает ни с чем не сравнимый колорит и уникальные фотокадры: оба пересения трасс оформлены в виде туннелей (основная трасса проходит под крутым бэнкингом спидвейного овала).
Старт Гран-При Японии 2016 года
Дизайн основной трассы Twin Ring Motegi также уникален, но не является "мечтой пилота": это ряд непродолжительных прямиков, связанных между собой короткими и достаточно крутыми поворотами; скоростная дуга в конфигурации только одна - это связка 4-7 поворотов. Финальные два сектора - головная боль для Yamaha, потому что 9, 10 и 11 повороты являются по своей сути узкими шпильками, которые приходится проходить на 1-2 передачах с жестким торможением перед входом.
Самая трудная трасса MotoGP в техническом плане
Twin Ring Motegi - первая трасса в истории MotoGP, где по регламенту, т.е. официально и в принудительном порядке команды обязаны использовать самые большие тормозные диски. В 2022 году это 355-мм полнотелые карбоновые диски Brembo, которые утяжеляют front-end, но только благодаря им в конце прямой перед 11-м поворотом можно замедлить почти 300-сильный прототип MotoGP!
Хорхе Лоренцо разогревает передний тормоз до 1000 градусов
Даже во времена доминирования заводских пилотов Yamaha, то есть с 2008 по 2015 годы излюбленной фишкой всех фотографов была ловля кадров, как Хорхе Лоренцо выжигает свои тормозные диски на последних 250 метрах перед 11-м поворотом: Лоренцо тормозил так интенсивно, что его тормоза разогревались свыше 1000 градусов, достигая максимума в 1100 градусов, после чего эффективность работы карбоновых дисков резко снижалась. Пару раз Лоренцо оказывался без тормозов. Также известен случай, когда Кейси Стоунер не смог затормозить перед 11-м поворотом на Ducati по той причине, что у него просто расплавились колодки. 11-й поворот Twin Ring Motegi так и называется "90-градусный" и считается самым тяжело нагруженным во всем календаре MotoGP.
В 2019 году победой в Мотеги Марк Маркес обеспечил Honda Кубком производителей, а себя - 8-м мировым титулом
Но в 2019 году, когда чемпионат в последний раз гостил в Мотеги, еще не было 355-мм дисков, не было Ride Height Device′ов и винглетов, способных прижать шасси к асфальту для достижения максимальных скоростей за 350 км/ч! И никто толком не знает, как всё это сработает в 2022.
Ducati и Honda - заведомо фавориты?
С момента появления MotoGP как новой эры Больших Призов в 2002 году, пилоты Yamaha одержали 4 победы в Мотеги: 3 из них взял Лоренцо, и только одну - Росси. Остальные 14 сезонов доминировали Ducati и Honda. Два Гран-При подряд - в 2016 и 2017 году подарили зрителям удивительное шоу - дуэли Андреа Довициозо и Марка Маркеса. Маркес одержал верх над Дови в 2016, но в 2017 Андреа вырвал победу в последнем повороте. В 2019 убедительную победу взял Маркес, Куартараро и Довициозо оказались на подиуме. До прихода Маркеса в Repsol Honda, стабильно лучшим был его напарник Дани Педроса, на счету которого две победы в 2011-12.
Дуэль Маркеса и Довициозо за Гран-При Японии 2017 года
Самую первую гонку в Мотеги, Гран-При Тихого Океана в 1999 выиграл Кенни Робертс-мл на 2-тактном 500-кубовом прототипе Suzuki, но это единственный эпизод, когда Suzuki были по-настоящему сильны здесь. Ситуация для Suzuki стала меняться после возвращения, в 2016: Маверик Виньялес взошел на подиум (3 место), в 2017 напарники Team Suzuki Ecstar финишировали в Мотеги 4-5, в 2018 Алекс Ринс снова взял бронзу.
Кейси Стоунер на Ducati выиграл Гран-При Японии в 2010
Но Ducati всегда были близки к успеху: Лорис Капиросси доминировал в Мотеги с 2005 по 2007, Кейси Стоунер выиграл гонку в 2010, ну, а Довициозо бился за победу с 2016 по 2019.
Ключевые моменты Гран-При Японии 2019
Гонка 2019 года стала решающей, как минимум, в трех зачетах чемпионата. Победа Маркеса принесла Honda 25-й Кубок производителей, а ему самому гарантировала 8-й личный мировой титул. Но там же зародился новый тренд, а именно восхождение юной звезды MotoGP, Фабио Куартараро.
В Мотеги 2019 года Фабио Куартараро стал Лучшим новобранцем MotoGP
Француз очень мощно выступил в Мотеги, долгое время прессовал Маркеса и сдал позицию только во второй половине гонки. Марк, конечно, провел заезд 2019 года очень стабильно и гарантированно ехал к победе. Но Куартараро стал вторым, не позволив на этот раз Довициозо навязать схватку Маркесу. Благодаря этому подиуму, Фабио досрочно выиграл статус "Лучшего новобранца MotoGP 2019".
В то же время, тот подиум стал для Довициозо юбилейным, 100-м в карьере и обеспечил ему вице-чемпионство. Гонку в Мотеги Андреа назвал "странной": ему не удалось выполнить ни одной из поставленных в начале уикенда задач. В итоге, Довициозо признал, что стратегия на гонку не сработала и пришлось брать на себя слишком много рисков, просто чтобы оказаться в контакте с лидерами.
Довициозо на подиуме в 2019 году: последняя битва с Маркесом за титул
В 2019 году Довициозо очень активно работал над улучшением поворачиваемости Desmosedici GP19, однако, его рвение уже не было оценено по достоинству, поскольку Луиджи Даль′Инья для себя решил, что проблема с мотоциклом есть только в голове у Довициозо! И хотя Довициозо стал 2-м после Маркеса в чемпионате, на самом деле, это было тотальное поражение и завершение цикла отношений с Ducati. Через месяц после Мотеги Андреа стал понимать, что его в составе заводской команды уже никто не видит.
Иной вид на Гран-При Японии в 2022
С новыми гаджетами Ducati может получить абсолютную власть над Motegi. Слабостью Yamaha определенно будет нехватка момента на "выстреле" из поворотов, поэтому Куартараро летит в Японию в нервозном состоянии. Дело даже не в падении в Арагоне и не максимальном сближении с Пекко Баньяей, сколько в общем тренде, который складывается не в пользу Yamaha даже с новым шасси. Yamaha после тестов в Мизано и позитивном настрое на Арагон требуется надежное подтверждение, что обновление шасси YZR-M1 работает на разных трассах, и Мотеги как раз такая - "другая". Но здесь, как и в остальных гонках сезона, заводу всё равно придется использовать мотор спецификации 2022 года, а не более мощный модели 2023...
Для шинников Twin Ring не представляет серьезного челленджа, 80% времени мотоциклы находятся почти в вертикальном положении, когда изнашивается центральная часть покрышки. Небольшую проблему составляет неравномерное соотношение правых и левых поворотов - 8 против 6. Чтобы разом решить проблемы с неравномерным износом и прогревом заднего колеса, уже много лет в Мотеги используются специально сваренные для этого раунда асимметричные задние шины.
Равномерный износ задней покрышки Michelin на Ducati Desmosedici Андреа Довициозо
В основном, Гран-При Японии это головная боль не для шинников, а для инженеров-подвесочников: их задача - создание компромиссного сетапа, при котором обеспечивается сбалансированная нагрузка на заднем и переднем колесах. Загрузка заднего колеса должна быть постоянной для "выстрела" из поворота, а переднее должно быть загружено так, чтобы обеспечить гарантированный держак на жестком торможении перед четырьмя-пятью поворотами, куда пилоты влетают буквально в стоппи.
Возможной проблемой 2022 года на данный момент видится прогноз погоды: тайфун, обрушившийся на юго-западные территории Японии в воскресенье и понедельник, продолжает движение в северо-восточном направлении и обязательно достигнет Мотеги в среду-четверг, но какой силы будет стихия, пока трудно предсказать. Так или иначе, но уикенд будет дождливым.
Twin Ring Motegi Circuit с высоты птичьего полета: леса и горы вокруг
Климатические особенности Мотеги также играют большую роль. Трасса расположена в лесистой местности, окружена горами. Это создает две потенциальные угрозы: из-за перепадов температур в утренние часы часто наблюдается образование густого тумана, а при сильных ветрах на трассу наносит много органического мусора с гор и лесного массива.
Особенности Гран-При Японии 2022 года
Марк Маркес летит в Мотеги, чтобы продолжить свое "возвращение" после операции. Но после Арагона стало ясно, что чисто физически и психологически Марк еще не готов к схватке за подиум или победу.
Марк Маркес взял в Мотеги несколько очень важных побед
Главная цель Repsol Honda - продолжение тестирования RC213V и подготовка к 2023 году. Поэтому, участие Маркеса в Гран-При Японии - это, конечно, интересный повод, но он не будет решающим, как минимум, в спортивном плане...
Из-за того, что в Мотеги два года не проводилось никаких масштабных мероприятий, кроме Honda Thanks Day, в MotoGP не знают об уровне держака и состоянии асфальта. Аналогичные опасения возникают и насчет Chang International Circuit в Таиланде, где через неделю состоится следующий, 17-й этап чемпионата.
Еще одним вызовом для MotoGP является длительный перелет из Арагона в Токио. Чтобы заранее предупредить любые возможные задержки, Dorna анонсировала особое расписание уикенда:
в пятницу состоится только одна серия свободных практик (FP1) во всех трех классах, во второй половине дня; FP2 и FP3 переносятся на субботу; FP4 отменяется, чтобы успеть провести квалификации. В воскресенье расписание традиционное.