МОТОГОНКИ.РУ, 19 февраля 2024 - В эпоху, когда все мотоциклы, моторы и электронные компоненты байков MotoGP более-менее одинаковы, и все пилоты помещены в одинаковые «клетки» ограничений со стороны электроники, остается только одна суперспособность - это смелость и решительность, поскольку традиционные добродетели прорайдеров MotoGP, такие как чувство мотоцикла и умение контролировать баланс, играют всё меньшую и меньшую роль.
Электроника маскирует многие недочеты работы шасси прототипов MotoGP, так что многие гонщики «едут быстрее, чем должны были бы» по мнению Стоунера.
Кейси Стоунер и Дани Педроса, напарники по Repsol Honda (2011)
«Если честно, я не вижу существенного прогресса именно в искусстве пилотирования. За последние лет 7-8 здесь нет ничего нового для меня. И лично я не согласен с тем, что все пилоты MotoGP стали техничней, точнее, что резко повысился их аналитический потенциал. Да, некоторые гораздо сильнее на выходе из поворотов, а другие - на позднем торможении. Но этому есть объяснение» - сказал Кейси Стоунер в интервью для итальянской La Gazzetta dello Sport.
«Быть быстрее на выходе - сильная особенность, она позволяет раньше ускоряться, использовать потенциал двигателя, чтобы отрываться от соперников. Так делал Дани Педроса, когда мы с ним работали вместе в Repsol Honda [в 2011 году]. И он был быстрее меня примерно на 0.2 секунды почти на каждом круге!»
Кейси Стоунер стал чемпионом MotoGP с Honda именно в 2011 году. Он взошел на подиум во всех гонках сезона, кроме Гран-При Испании, где Валентино Росси вынес его, упав на мокром асфальте в 1-м повороте Circuito de Jerez. Это единственная гонка, где Стоунер не финишировал, что, впрочем, не помешало ему стать чемпионом досрочно, на Phillip Island. А Педроса регулярно встречался с Кейси на подиуме.
«Педроса был быстрее меня в седле Honda, он пилотировал совершенней этот мотоцикл, потому что знал способы, как позднее тормозить и раньше открываться. Он использовал байк по полной, благодаря грамотной работе задним тормозом и останавливая процесс wheelie, а затем влетал в повороты и выходил из них раньше. Мне было трудно ехать за ним, поэтому я всегда старался оказаться впереди».
Кейси Стоунер и Дани Педроса, напарники по Repsol Honda (2012) дуэль на Гран-При Катара
«Но все эти навыки, которые десятилетиями отличали хороших гонщиков от лучших, больше не требуются из-за электроники, которая уравняла все способности. Остались только две: позднейшее торможение и ранний выход, но для этого требуются стальные яйца».
Стоунер верит, что если из MotoGP убрать систему трекшн-контроля, это мгновенно разделит лагерь пилотов на тех, кто действительно умеет ездить, и тех, кто «едет быстрее, чем может», благодаря помощи от мотоцикла.
«Многие огрехи пилотирования маскируются электроникой, и гонщик просто не знает, где он шагнул через край. Шинный менеджмент и стратегии, вырабатываемые командами на гонку, также имеют огромное значение для успешного проведения заездов».
Кто бы по мнению Стоунера получил грандиозное преимущество над соперниками, если бы в один миг у всех отключилась управляющая электроника?
«Пекко и Бец, как мне кажется. Пекко регулярно ездит по флет-треку, он отлично знает ощущения скольжения, умеет контролировать байк в скольжении, чувствует, как прокручивается колеса. Сейчас это не требуется в MotoGP, поскольку за всем следит электроника. Марко Беццекки был бы конкурентоспособней без нее».
Кейси Стоунер говорил, что участвует в тестах Honda, а затем и Ducati бесплатно, даже несмотря на то, что у него был контракт с заводами. Он делал это, чтобы ездить. То есть, как возможность - снова поездить на прототипах MotoGP, не участвуя в гонках и не испытывая какое-либо давление.
Но почему Кейси больше не участвует в тестах Honda или Ducati, даже когда его приглашают?
«Я люблю мотоциклы больше, чем раньше. Ловлю каждый момент, когда еду на нем, потому что требую от байка полной отдачи, как и от самого себя. Но когда в прототипах стало слишком много электроники, слишком много контроля за wheelie и скольжением, для меня всякое наслаждение от езды пропало. А спорт этот стал слишком политизированным».