МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
11535
19 января 2018 в 15:26
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Суеверия MotoGP: Магия, традиция или психическое отклонение?

Мэттью Майлз, бывший редактор Cycle World Magazine, ныне возглавляющий отдел цифровых публикаций Bonnier Motorcycle Group - постоянный инсайдер чемпионата MotoGP добавил свою главу в книгу Racing Together, опубликованную Dorna Sports осенью 2017 года к юбилею Больших Мотоциклетных Призов. Его тема - суеверия, которые преследуют пилотов Гран-При, и в которые они искренне верят.

МОТОГОНКИ.РУ, 19 января 2018 -

«Very superstitious, writings on the wall Very superstitious, ladder’s ’bout to fall Thirteen-month-old baby, broke the lookin’ glass Seven years of bad luck, the good things in your past When you believe in things that you don’t understand Then you suffer Superstition ain’t the way»

Суеверия создают иллюзию контроля над тем, что не может быть под контролем. Стиви Вандер поет именно об этом. Шекспир писал об этом. Режиссеры кассового кино делают на этом особенный фокус. Комедианты шутят по этому поводу. Бизнесмены делают ставки. А спортивные соревнования - те просто процветают.

Большие Мотоциклетные Призы богаты на всякие странности - поведение пилотов, эксцентричные привычки и причудливые ритуалы, возникшие от уверенности многих в том, что определенные продукты, напитки, цвета, цифры, амулеты и целая куча разных, совершенно обыденных предметов или знаков могут предотвратить неудачи. Некоторые мотогонщики, например, Таказуми Катаяма даже имел в своем штате колдуна. И это не шутка.

Самый известный ритуал в истории MotoGP: разговор Росси со своим мотоциклом
Самый известный ритуал в истории MotoGP: разговор Росси со своим мотоциклом


Валентино Росси регулярно демонстрирует ритуал, ставший самым известным в современной 4-тактной эре MotoGP. Миллионы зрителей видели, как 9-кратный чемпион мира садится на корточки перед своим мотоциклом - всегда справа от него, вне зависимости от бренда - преклоняет голову в шлеме к подножке, и взявшись за отполированное до блеска крепление, начинает говорить со своим байком.

Особый подход Росси к мотоциклу - на каждой сессии!
Особый подход Росси к мотоциклу - на каждой сессии!


Эта процедура Росси - по крайней мере, то, что видит публика - начинается с совершенно конкретного подхода к мотоциклу. Остановившись перед самой линией пит-лейна, он наклоняется и достает руками мотоботы. Затем, начинает поглаживать слайдеры. Подходит к мотоциклу и присаживается перед ним, причем, колени его всегда сведены вместе. Он держится за подножку все время, пока говорит с байком.

Валентино Росси подтягивает комбинезон перед выездом с пит-лейна
Валентино Росси подтягивает комбинезон перед выездом с пит-лейна


Выезжая с пит-лейна, Росси всегда привстает на подножках и подтягивает комбинезон снизу, в области промежности, и, наконец, садится. Когда стартовые огни вот-вот готовы погаснуть, он снова и снова проверяет застежки на своем шлеме и перчатках.

Чудачество или ритуал?
Чудачество или ритуал?


«Определенно, Валентино один из самых суеверных пилотов в истории, - отмечает Бен Спис. - Самым заметным его ритуалом, и в то же время, самым странным, наверное, является то, как он чешет яйца и подтягивает комбинезон при выезде с пит-лейна. Объяснений может быть два: 1) все на меня смотрят или 2) это такое суеверие. В наши дни, если у тебя сползают труселя, возможно, ты просто ошибся размером. Понятно, что технически это решает на раз. Но думать, что у Валентино за 20 лет не появилось пары запасного нижнего белья - смешно. Возможно, это не имеет никакого смысла, но все знают об этом и смотрят, как он это делает».

Кенни Робертс-мл. всегда подтрунивал над такими финтами: «Все сходит с рук, пока ты побеждаешь», - как-то сказал он.

Легенды MotoGP - Кенни Робертс и его сын Кенни-младший
Легенды MotoGP - Кенни Робертс и его сын Кенни-младший


Спис развивает мысль: «Если бы Валентино финишировал 5-м каждый уикенд, мне бы с него было просто смешно. Пока Андреа Янноне не вырвался в наверх, над ним все потешались. Его называли "Клоном Росси". Другие говорили то же про Марко Симончелли. А когда они пошли наверх, все тут же заткнулись».

Бывший напарник Росси - Колин Эдвардс придерживает иного мнения, он не уверен, что речь идет о какой-то сверх суеверности: «Это всего-лишь отточенная процедура проверки готовности себя и своей машины к испытанию. Ну, это единственный вариант, который я могу придумать, это сродни помахиванию клюшкой для гольфа перед ударом по шару. Подходишь к нему, делает верную сточку, берешь клюшку в руки правильным образом, а затем начинаешь свинговать вокруг шара. Вот, тоже самое».

Одна из главных суеверий мотоциклиста: шлем никогда нельзя класть на асфальт, даже для фотосессии
Одна из главных суеверий мотоциклиста: шлем никогда нельзя класть на асфальт, даже для фотосессии


Процедуры могут и меняться раз за разом. «В некоторые уикенды ты делаешь что-то, совершенно отличное от обыденного, например, поприветствуешь своего механика, стукнувшись с ним кулаками, - улыбается Эдвардс, - и тогда уикенд пройдет удачно. В следующий раз, механик ждет того же приветствия. В 2002 году у меня была классная победная серия. Каждый раз, когда я садился на байк, один из механиков придерживал его. Когда я садился на байк, подмигнул ему, а он подмигнул в ответ. Это было что-то новое. Но стало частью ритуала».

«И я никогда не забуду свою последнюю гонку, когда мы боролись за титул. Я был суперсконцентрирован, погружен в свои мысли - пытался предвидеть ситуацию на 10 минут вперед. Залез на байк, а он стоял там же, как обычно, и посмотрел на меня. Я тогда подумал: что он делает? А затем, "ну, да, конечно же". Подмигнул ему, а он - мне. Позже, он сказал, что не отпустил бы меня с пит-лейна без этого ритуала. Это становится своеобразной религией, молитвой перед битвой, если хотите».

Спис также отметил, что одним из его обязательных ритуалов является подход к мотоциклу с левой стороны: «Даже если получается так, что ты справа, надо обойти байк и сесть с правильной стороны - слева. Но я начал это делать по другой причине, из-за того, что одно из колен было травмировано, и слева садиться было удобней».

Чемпион GP500 1993 года Кевин Шванц: для меня без разницы, с какой стороны стоять и садиться на байк
Чемпион GP500 1993 года Кевин Шванц: для меня без разницы, с какой стороны стоять и садиться на байк


Чемпион 1993 года Кевин Шванц не верит в суеверия, то есть вообще: «Нет никаких особенных дней или покрышек, или каких-то знаков, предсказаний на практиках и в квалификации, которые могли бы улучшить результат гонщика или ухудшить его, повлиять на удачу - в лучшую или худшую сторону. У меня была свою "счастливая пара" нижнего белья. И когда я круто приложился на следующий уикенд, понял: фигня все это».

Шванц отметил, что его соперник Уэйн Рейни практически никогда не снимал шлема, когда находился на стартовой решетке: «Он мог сидеть в нем и 5, и 10 минут, но его визор всегда был слегка приоткрыт, и было видно, что он сконцентрирован и напряжен. Я как-то обошел его вокруг и окликнул его: "Эй, Уэйн, старина!" Думаю, его это жутко разозлило».

Шванц также сказал, что за всю карьеру работы в Suzuki он никогда не задумывался, как садится на байк: «Слева или справа - какая разница, как на него залезать? Но мой отец как-то сказал: "Ты никогда не должен садиться на лошадь ни с какой стороны, кроме как слева!" Это единственный раз, когда я подобное услышал. И в своей карьере делал все наоборот».

Словарь Уэбстера дает такое определение слову «суеверие»: «уверенность или способ поведения, основанные на страхе перед неизвестностью, вера в магию или везение, убеждение, что определенные события или вещи могут принести пользу или неудачу, причем, это утверждение может сохраняться, несмотря на доказательство обратного».

Если черная кошка пересекает ваш путь, возможно, она просто куда-то идет
Гручо Маркс как-то отметил на эту тему: «Если черная кошка пересекает ваш путь, возможно, она просто куда-то идет».


С научной точки зрения, склонность к суеверности объясняют так: ОКР (OCD) или обсессивно-компульсивное растройство психики. Согласно Wikipedia, ОКР - своего рода невроз, при котором у человека непроизвольно появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (так называемые обсессии). Он постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванной мыслями тревоги с помощью столь же навязчивых и утомительных действий (компульсий). Компульсии могут становиться регулярными действиями. Так например, боязнь подхватить заразу приводит к навязчивой компульсии - стремлению тщательно мыть руки очень горячей водой с большим количеством мыла. Причем, человеку может казаться, что он грязный, даже после очень тщательной процедуры мытья. Частое мытье рук психопатологи называют одним из самых распространенных в мире навязчивых действие, связанных с ОКР.

Бен Спис вспомнил пару интересных эпизодов, связанных с этим. «Джон Косински, вероятно, был чемпионом по чистоте в паддоке, - говорит техасец. - Я слышал странные вещи, что он даже целофан натягивал на грипсы. Меня это не забавляет ни разу - все своим путем по жизни идут».

Крутой стиль от Бена Списа: на тестах Yamaha MotoGP зимой 2012 года
Крутой стиль от Бена Списа: на тестах Yamaha MotoGP зимой 2012 года


«Для меня состояние руля и грипс всегда играло большую роль и имело значение: всегда мог почувствовать малейшее отклонение от нормы, как если бы крипса сточилась или начала едва заметно проскальзывать, или клип-оны были установлены на полградуса шире или уже, на миллиметр выше или ниже. Ну, у моих механиков всегда было полно всяких специнструментов на тот случай!» - добавляет Спис.

Особое внимание к позиции руля сформировалось в бытность Бена пилотом AMA Superbike и техническими особенностями тех гонок: «Речь о California Speedway: первая шикана - налево-направо-налево - была настолько крутой, приходилось так яростно контр-рулить, что я легко мог провернуть грипсы на клип-оне. Допустить, чтобы грипса начала прокручиваться недопустимо. Еще менее допустимо, чтобы клип-он менял свою позицию под нагрузкой. В Yoshimura даже разработки особый хомут крепления и новую позицию для болтов, чтобы полностью избежать каких-либо люфтов».

Alpinestars всегда делала комбинезоны для Бена Списа на размер меньше, чтобы плотнее сидели
Alpinestars всегда делала комбинезоны для Бена Списа на размер меньше, чтобы плотнее сидели


Комбинезоны Бена Списа всегда сидели так плотно, что частенько окрашивались от его пота. «В Alpinestars каждый раз ушивали комбинезоны, стоило мне потерять хотя бы три фунта, и каждый раз я поначалу страдал. Но к суевериям это не имеет никакого отношения. Это просто подход, как я сам хотел, чтобы одежда сидела на мне».

С комбинезонами связано много слухов и суеверий. Например, что нельзя одевать на гонку совершенно новую кожу, только из мастерской - ее нужно либо испачкать, либо по повозить по асфальту, как-будто уже падала. Суеверие такое: комбинезон хочет, чтобы его представили асфальту! И если не представить, асфальт сам подберется к тебе, чтобы пощупать твою «новую кожу».

Колин Эдвардс: познакомить новый комбинезон с асфальтом? Ха-ха! Ну, фигня же!..
Колин Эдвардс: познакомить новый комбинезон с асфальтом? Ха-ха! Ну, фигня же!..


«Никогда не верил в то, что это спасет от падения! - заявляет Эдвардс. - Однако, мог при этом сам выйти из гаража, лечь на пит-лейн, раскинуться на асфальте, затем перевернуться и немного потереться, чтобы появились едва заметные шрамы на коже. И тогда все ОК. Ага. Щазззз!»

Многие используют экипировку в качестве громкой заявки. Например, Хорхе Лоренцо одевает мотоботы разных цветов - один красный, другой синий. Валентино красит свои в разный цвет и наносит на каждый важные для него символы: на один - Солнце, на второй - Луну: «Для него это вроде татуировки, это его бренд. А в случае с Хорхе, это просто "дизайн такой"» - говорит Спис.

Разные штанины и разные боты - это своеобразные татуировки Росси, считает Спис
Разные штанины и разные боты - это своеобразные татуировки Росси, считает Спис


Биограф Майка Хейлвуда писал, что знаменитый британец перед стартом гонок полировал до блеска свои очки. Можно ли считать это суеверием или ОКР? Нет, это помогало избавиться от напряжения перед стартом. В то же время, Mike The Bike таким образом «медитировал» и готовил экипировку к гонке. Никакого суеверия, просто хорошая привычка, которая помогала ему выигрывать чемпионские титулы.

Майк The Bike Хейлвуд
Майк The Bike Хейлвуд


Колин Эдвардс рассказал две истории, как он справился со своими навязчивыми идеями, вызванными неожиданным поражением в поединке.

«Меня как-то пригласили поиграть в пинг-понг. Тот чувак надрал мою задницу, разделал меня под орех! И что же? Я купил стол и стал тренироваться, годы на это потратил. И когда понял, что наконец, научился играть, переключился на вейкборд. А вот, про боулинг! Мы как-то пошли оттянуться и поиграть в боулинг, поесть пиццы и попить пивка. И парень из нашей команды - он просто уделал меня. Я попросил реванша, и ситуация повторилась на следующий раз. Это меня задело, так что я стал регулярно тренироваться, даже купил два именных шара и собственные шузы для зала. Теперь я могу выбить 292 очка, и я успокоился. Вот так можно побороть ОКР».

Итого? «Чудачеств в мире полно! - утверждает Эдвардс, - Моя жена говорит мне, что я чудак. Ну, и ладно!»

Перевод и адаптация - Кирилл Чернышев.
Origin Mattew Miles, специально для motogp.com
Публикуется с разрешения Dorna Sports S.L.
Видео: Стиви Вандер - Superstition, 1972

Важные новости
 
Мотокросс MXGP/MX2: чемпионат мира 2025 - расписание и хронометраж Гран-При Германии
Мотокросс MXGP/MX2: чемпионат мира 2025 - расписание и хронометраж Гран-При Германии

31 мая - 1 июня немецком Тойчентале пройдет 10-й этап Чемпионата мира по мотокроссу. Здесь же состоится 8-й этап чемпионата Европы EMX125, 3-й этап женского чемпионата мира WMX, а также этап MXE. Положение в чемпионате, онлайн-хронометраж и расписание Гран-При Германии.
Кенан Софуглу выдал сенсацию: Топрак Разгатлиоглу заключил контракт, который порадует всех!
Кенан Софуглу выдал сенсацию: Топрак Разгатлиоглу заключил контракт, который порадует всех!

Менеджер действующего чемпиона World Superbike Топрака Разгатлиоглу - Кенан Софуглу подтвердил информацию, что пилот BMW уже подписал контракт на следующий год. С кем и где? История перехода в MotoGP обрела форму?
Босс Yamaha Racing дал понять, что ждет Топрака Разгатлиоглу в MotoGP
Босс Yamaha Racing дал понять, что ждет Топрака Разгатлиоглу в MotoGP

Новый босс заводского проекта Yamaha в MotoGP, пришедший на смену Лину Джарвису - Паоло Павезио дал четко понять, что японская компания хочет дать чемпиону World Superbike 2024 года Топраку Разгатлиоглу второй шанс - приглашает его в Королевский класс. Возможно, вступление Турка в MotoGP в 2026 году - его последняя возможность в карьере совершить этот переход.
Взрыв на трансферном рынке: как заявление Хорхе Мартина повлияло на стратегии менеджеров MotoGP
Взрыв на трансферном рынке: как заявление Хорхе Мартина повлияло на стратегии менеджеров MotoGP

Вчера действующий чемпион MotoGP Хорхе Мартин, выигравший титул 2024 года с Pramac Racing на Ducati, но затем демонстративно перешедший со своим «№1» в заводскую команду Aprilia Racing огорошил публику, подтвердив свое намерение - покинуть Ноале, фактически, не заходя в итальянский дом. Разбираемся, что это было на самом деле, как следует читать заявление испанца и какое влияние на трансферный рынок MotoGP это уже оказало.
Как в Формуле-1: в MotoGP подняли вопрос о введении потолка годового бюджета - cost cap
Как в Формуле-1: в MotoGP подняли вопрос о введении потолка годового бюджета - cost cap

Спортивный директор MotoGP Карлос Эспелета заявил, что в рамках встречи с членами Ассоциации команд (IRTA) впервые был публично поднят вопрос о радикальном изменении подхода Больших Мотоциклетных Призов к оценке эффективности проектов и введении системы контроля бюджетов команд с помощью потолка годовых расходов. Это изменит вообще всё! Когда? Слушаем, что рассказал Эспелета...
Первый трековый тест-драйв нового спортбайка Zontes 703RR – открытие сезона!
Первый трековый тест-драйв нового спортбайка Zontes 703RR – открытие сезона!

Вместе с командой QTM Motorsport изучаем совершенно новую тему в российской мотоциклетной истории – первый по-настоящему полноценный спортбайк из Китая: раскрыть его потенциал постарались на больших тестах на автодроме KazanRing. Продолжаем взламывать вселенную Zontes 703RR.
MotoGP: Хорхе Мартин объяснил слухи об уходе из Aprilia: официально, все - правда, но есть нюанс
MotoGP: Хорхе Мартин объяснил слухи об уходе из Aprilia: официально, все - правда, но есть нюанс

Действующий чемпион MotoGP 2024 года Хорхе Мартин, перешедший в новом сезоне в заводскую команду Aprilia Racing, но из-за травм пока вышедший только на одну гонку (Гран-При Катара), выступил с заявлением по поводу слухов, появившихся после Гран-При Франции о возможном разрыве отношений с Ноале. Это его первое публичное заявление.
MotoGP: Даль′Инья анализирует BritishGP - и что за важный гость был в гараже Ducati в Сильверстоуне
MotoGP: Даль′Инья анализирует BritishGP - и что за важный гость был в гараже Ducati в Сильверстоуне

Silverstone Circuit подтвердил свой непредсказуемый статус: за последние 11 лет главную гонку Гран-При Британии по MotoGP выиграли 11 разных гонщиков, статистика пополнилась именем нового победителя - Марко Беццекки из Aprilia Racing, не Маркесов или Пекко Баньяи. Босс Ducati Corse Луиджи Даль′Инья подвел итоги события. Оно было трудным для Ducati по многим причинам и серьезно ударило по статусу Пекко...
Лука Марини получил серьезные травмы на тестах Suzuka 8 Hours: плана возвращения в MotoGP пока нет
Лука Марини получил серьезные травмы на тестах Suzuka 8 Hours: плана возвращения в MotoGP пока нет

Срочные новости пришли сегодня из Японии, где завершились 2-дневные официальные тесты перед главной всеяпонской гонкой заводов - Suzuka 8 Hours: пилот заводской команды Honda HRC MotoGP Лука Марини серьезно травмирован и остается в японской больнице на неопределенное время. Что о нем известно?
Два сильно недооцененных бренда шлемов для мотокросса, эндуро и путешествий до 10000 рублей
Два сильно недооцененных бренда шлемов для мотокросса, эндуро и путешествий до 10000 рублей

«Друзья посоветовали» - обычно, самый сильный аргумент и как гарантия при покупке вещей, о которых раньше даже не слышал. Иначе это называется «сарафанное радио», когда действительно хорошие бренды продаются миллионными тиражами без пафосной рекламы и маркетинга, а по совету друга. Два таких нам порекомендовали на днях - мотошлемы SMK и AXOR, уже ставшие популярными в России, хотя и явно недооцененными мотоциклетным истеблишментом. Что из себя представляют шлемы в самом бюджетом сегменте - для мотокросса, эндуро и мотопутешествий, иначе adventure touring?
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 19 января 2018
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


4.52 МЛН
годовая
аудитория
693459
посетителей
в месяц
45617
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island