МОТОГОНКИ.РУ, 15 августа 2022 - Ситуация для обоих заводов угрожающая, несмотря на то, что Фабио Куартараро из Monster Energy Yamaha MotoGP возглавляет чемпионат с хорошим запасом по очкам на Алешем Эспаргаро из Aprilia и Пекко Баньяей из Ducati.
От рассвета до заката
К сложившейся ситуации, последние 5 лет вела совершенно четкая политика двух заводских департаментов, которые делали ставку не на революционное совершенствование прототипов и создание новых мотоциклетных технологий, а на эксплуатацию имеющихся решений - постройку байков для конкретных пилотов. Просто так дешевле! Поэтому, HRC сделала ставку на эксклюзивное сотрудничество с Марком Маркесом, а в Yamaha, попрощавшись с Росси, выбрали Фабио Куартараро.
Сегодняшний Honda RC213V, в том виде, в котором эксплуатируется - идеологически и технологически - был создан в 2014 году, усовершенствован в 2015 и еще раз переработан в 2016. Он практически не менялся (глобально) с 2017 по 2019, а в 2020-2021 из-за пандемии разработка двигателей была заморожена полностью. В 2021 году HRC пыталась создать альтернативное шасси, "более райдабельное" для остальных пилотов Honda, но эта идея не привела ни к чему, кроме допуска новой ошибки в комбинации мотор-шасси, из-за которой в 2022 ничего добиться не удалось. По сути, Марк Маркес и Honda пережили еще раз сезон 2015 года. Иными словами, 8 лет Honda эксплуатирует один и тот же прототип. Почему так? Потому что на его разработку было потрачено гораздо больше времени, сил и денег, чем кажется.
Купить суперпилота проще, чем создать новый прототип с нуля или почти с нуля, и довести его до совершенства
Назвать это глупостью заводских боссов - еще большая глупость. Главное, что такая особенность стратегии приносила успех и должна была работать дальше. Ключевым в планах японских заводов является взятие Кубка производителей и защита позиций пилотов завода в личном зачете. С этой точки зрения, доминирование Маркеса на RC213V выглядело нормальным, и отсутствие второго претендента от Honda никого не беспокоило - цели выполнялись ровно до того момента, как Марк внезапно не покинул сцену.
В Yamaha проблемы наблюдаются не первый год, а всю пятилетку. Связаны они с тем, что завод с 2016 года не хотел идти на революционные преобразования в проекте Mission One, считая его достаточно хорошим для борьбы за титул. Как и Honda, идеологии Yamaha M1 - чуть больше, чем 8 лет. По тому же пути, после 2020 года шли и в Suzuki, пока проект не решено было закрыть в начале мая.
Смелость инженеров Aprilia и Ducati нашла горячую поддержку со стороны заводского менеджмента и позволила им сделать шаг вперед, создав более универсальные прототипы "для каждого". Теперь пилоты Aprilia и Ducati бьют Honda и Yamaha на регулярной основе. Прорыв оба европейских завода совершили только в середине 2021 года. И если следовать логике, наступает очередной закат японцев, за которым следует расцвет европейских производителей - на следующие 4-6 лет. Весь же цикл длится лет 7-8, если верить результативности MotoGP с 2002 по 2022.
Куартараро не удержит титул?
Что имел в виду Франко Морбиделли, говоря, что Куартараро не выглядит фаворитом в гонке за титулом? Франко там белены объелся, оговаривая лидера чемпионата мира?! Нет, Франко видит ситуацию изнутри и способен оценить ее более трезво, чем диванные эксперты.
Теперь, положение Фабио Куартараро в статусе лидера чемпионата MotoGP под сомнением
«Я выгляжу энтузиастом, говоря, что гонка [в Сильверстоуне] была потрясающей. На самом деле, мы могли биться с двумя соперниками на мотоциклах, которые превосходят сегодня наш [Yamaha M1]. Здорово, что я смог выжать сегодня из своего байка всё, выложился полностью» - заявил Морбиделли после Гран-При Великобритании.
«Честно говоря, я не вижу Фабио в позиции лидера, но как догоняющего... исключительно из-за характеристик нашего мотоцикла, - добавил Франко. - Если твой байк едет сильно медленней на прямых, ты в целом едешь медленней. Но это лишь демонстрирует, какие экстраординарные штуки может вытворять с этим байком Фабио!»
«Нехватка скорости» - снова эти слова?.. Так Куартараро был прав, а Довициозо - нет? Морбиделли подтверждает слова Куартараро, надеясь на ответную реакцию R&D Yamaha Racing в Ивате... и рискует преждевременным увольнением
Суть высказывания Морбиделли в следующем: сегодняшний YZR-M1 проигрывает Ducati, Aprilia, Suzuki и даже KTM столько, что лишь исключительные способности Куартараро способны нивелировать эту разницу, и то, не на всех трассах. Предстоит ряд гонок, где даже суперспособности Куартараро не помогут Yamaha удержать позицию в чемпионате: Red Bull Ring, Misano, Sepang, Chang International, Phillip Island, Motorland Aragon - шесть ключевых трасс, где Куартараро может лишиться многих очков.
В отсутствие сильного лидера Honda, эти очки неизменно перейдут в копилку Ducati и Aprilia, которые заряжены на успех больше других. Suzuki и KTM будут докатывать чемпионат. Пилоты Honda уже давно вне игры...
Чем бы заняться до нового пришествия
Штефан Брадль, который подменяет Маркеса после очередной операции, занимается совершенно конкретными задачами в боксе Repsol Honda. Он не едет на результат и больше не пытается быть "гонщиком". Брадль объяснил накануне выезда в Австрию, что именно он там делает.
«В том году, когда мне пришлось подменять Марка [в 2020], я был воодушевлен - мне казалось, что смогу получить достаточно времени для восстановления своей скорости, уровня, достаточных для борьбы в MotoGP. Но уровень не тот. Мой уровень был не тот. А сейчас уровень байка не тот. И поэтому я не хочу тратить свои ментальные силы на попытки превзойти самого себя и этот байк. Очевидно, есть проблемы, которые мы выявили, но которые не в состоянии исправить [до полной замены мотоцикла на новую модель, - прим. МОТОГОНКИ.РУ]. Результаты предстоящих гонок для нас не имеют значения - мы целиком и полностью сконцентрированы на работе над байком 2023 года. И когда Марк вернется, он вместе с нами целиком погрузится в эту работу. У него есть скорость, которой не хватает мне. Его экспертиза станет оценкой нашей работы последних 3-4 месяцев. Вместе мы подготовим байк к возвращению в схватку» - сказал Брадль.
В данный момент, Штефан лично подчинен двум боссам HRC: с точки зрения организации работы, его боссом является Альберто Пуч; с технической точки зрения, он говорит напрямую с Такео Йокоямой, техническим директором Honda Racing. Без экспертизы со стороны сильнейшего пилота HRC - Маркеса-старшего, проект работает некоторым образом «вслепую». Ситуация изменится после Гран-При Сан-Марино и запланированных на сентябрь тестах IRTA. Но с точки зрения результатов, сезон-2022 для Honda закрыт безоговорочно - это даже не капитуляция, а намеренный выход из игры. Honda таким образом потеряла уже 2 сезона разработки.
Но и у Yamaha нет нового прототипа. Если бы он был, Куартараро и Ко. уже опробовали бы часть новых элементов (в Хересе и Барселоне), но их там не было. Какой M1 они получат на тестах в Мизано, остается только гадать... или не получат вовсе, что также возможно. Потому что нет смысла: Куартараро будет главным (и почти единственным) пилотом Yamaha в 2023 году, даже если Морбиделли останется рядом с ним и доведет свой контракт до финала. Без саттелита Yamaha Racing не имеет реальных шансов обкатать новые технологии и получить достаточно статистики о работоспособности мотоцикла и найденных решений. По большому счету, Honda находится в том же самом положении, и отказ от саттелита не станет катастрофой - она уже происходит здесь и сейчас.
Вы спрашиваете: почему всё так и к чему всё идет? Ответ витает в воздухе: Honda и Yamaha, как два лидера на рынке мотоциклетной индустрии (в глобальном масштабе) сейчас в явном недоумении - куда им идти дальше. Пока они не найдут ответ, решительных шагов предприниматься не будет!
Договор с Dorna Sports, гарантирующий неизменность принципов MotoGP, прописан только до 2026 года. Есть ли смысл вкладывать сотни миллионов в технологии, которые имеют шанс стать утилем через 3 года? - вот вопрос, который волнует японских боссов и их R&D. Вот, в чем главная трудность положения Honda и Yamaha. И особенно, Honda.