МОТОГОНКИ.РУ, 12 ноября 2021 - Итак, FP2 Гран-При Валенсии стартовала и завершилась на сухом, но очень холодном асфальте Ricardo Tormo Circuit. Тем не менее, пилоты Ducati незамедлительно взвинтили темп до 1:34, а к концу сессии хронометраж уже фиксировал их круги на уровне 1:31.1. За несколько минут до завершения FP2 Джек Миллер, Франческо Баньяя и Пол Эспаргаро - все трое прошли внутрь 1:30, остановившись на отметке 1:30.9.
Современная электроника, качественно прописанные стратегии, аэродинамика и хорошее понимание уровня зацепа, который обеспечивают мягкие покрышки Michelin позволяют пилотам MotoGP ускоряться даже в таких сложных погодных условиях, как сегодня (температура асфальта +13). Сложности испытывают только пилоты Yamaha, для которых есть два ограничения: нехватка динамики и топовой скорости, а также постоянная коррекция стратегии из-за нехватки держака в переходных погодных условиях. Сейчас в Валенсии именно такие.
Валентино Росси замкнул список со временем 1:32.285, то есть он уступил лидеру, Джеку Миллеру 1.358 секунды. Что значит это время?
Год назад разрывы в ТОП-20 FP2 были еще короче из-за более стабильного состояния асфальта. Но и тогда Росси оказался 18-м, уступив Джеку 0.7 секунды.
По сегодняшним меркам, 1 секунда отставания от лидера означает, что ты на границе очковой зоны! То есть, это границы ТОП-15 - ТОП-14.
Но в 2009, при идеальной погоде на Ducati GP09 с 800-кубовым двигателем Кейси Стоунер возглавил FP2 с временем 1:32.819, а Росси оказался 4-м уступив Стоунеру чуть больше 0.5 секунды.
В 2010 времена круга были хуже, чем в 2009 из-за более прохладной погоды в целом - 1:33 в среднем, и Росси тогда по итогам пятницы оказался на 9-й строчке с секундой отставания от Лоренцо. 2011-2012 годы не в счет из-за дождя.
Возвращение к 1000-кубовым двигателям ускорило пелетон повсеместно, но для Валенсии это ускорение оказалось незначительным из-за особенностей дизайна Ricardo Tormo Circuit.
В 2013 Марк Маркес задавал темп на FP2, а Росси шел в ТОП-5 с отставанием в 0.4 секунды. Время Валентино тогда составило 1:31.639, с среднее время соперников - 1:32.8 - столько же, как в 2009 на менее мощном прототипе проехал Стоунер.
В 2015 году Росси был к лидеру (Лоренцо) - 4-м по итогам первого дня с отставанием всего в 0.3 от Хорхе с временем круга 1:31.475.
2016 год - последний по-настоящему успешный для Yamaha, после чего начался период проблем (из-за электроники, отсутствия держака и разногласий в направлении разработки YZR-M1). В конце пятницы Хорхе Лоренцо возглавлял протокол с 1:30.463, а его напарник Росси ехал 8-м с 1:31.257 (+0.794).
Время круга само по себе не является четким ориентиром: оно зависит от погодных условий, температуры, состояния асфальта, которое может меняться от часа к часу. Время также может измениться после перекладки асфальта или изменения дизайна некоторых поворотов, реконструкции. Важнейшим фактором является отрыв группы соперников от лидера, который задает планку для остальных. Ricardo Tormo Circuit, к счастью, глобально не перестраивался за последние 15 лет, поэтому, хорошо подходит для иллюстрации.
С 2009 по 2016 год 1 секунда отставания от лидера означала вилку в 9-10 позиций при хорошей погоде. В рамках этой секунды гонщики могли неплохо маневрировать, распределяя свои силы и рассчитывая план работы (стратегию на уикенд).
После 2016 эта условия значительно ужесточились. В 2017 году в секунде поехали уже 12-13 человек, а к 2019-му пружина сжалась до 14 человек. Надо отметить, что Росси неизменно попадал в этот список. Но в 2020 все ускорились невероятно - это 19-20 человек: отсутствие Марка развязало пилотам MotoGP руки и, как правильно отметил Брад Биндер, «все почувствовали свой шанс - взойти на подиум и выиграть».
Теперь у пилотов MotoGP просто нет вилки для маневра. Как отметил вчера на пресс-конференции Валентино Росси, «ты слишком сконцентрирован на конкретном повороте, секторе или позиции по итогам сессии, чтобы думать о уикенде в целом». Борьба за точность идет в каждом вираже, это повсеместный самотюнинг. Ход гонок теперь никто не планирует заранее. Важнее - оказаться на первых линиях решетки, чтобы обеспечить себе свободу действий в заезде и избавиться заранее от возможных проблем в первых поворотах.
Так MotoGP меняется у нас на глазах: еще 10 лет назад можно было стартовать с последней линии и приехать на подиум. Сейчас это невозможно в Королевском классе, где уровень пилотов ТОП-20 практически равный.