МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
50927
12 августа 2020 в 11:49
 
Мэт Оксли, эксперт MotoGP © MOTOGONKI.RU

Технологии MotoGP: Сверхспособность Фабио Куартараро, принесшая ему место в Yamaha Factory

Пилоты MotoGP теперь используют задний тормоз чаще, чем обычно. И Куартараро научился использовать эту фишку лучше других: особенность его стиля - в оптимальной загрузке заднего колеса, что дает ему дополнительную останавливающую силу. Как он это делает, Фабио рассказал Мэту Оксли.
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 12 августа 2020 - Четыре основных органа управления прототипа MotoGP - акселлератор, сцепление, передний и задний тормоз - инструменты, которые могут быть использованы, что называется, не по назначению. Ручку "газа" используют для поворота мотоцикла, сцеплением контролируют тягу (как минимум, делали это, пока не придумали специальную электронику) и так далее.

Но сегодня самым загруженным устройством является задний тормоз, который пилоты используют для остановки мотоцикла, улучшения поворачиваемости и борьбы с wheelie. Иными словами, до входа в поворот, во время прохождения его, а затем, на выходе - вообще везде.

Фабио Куартараро - новый El Fenomeno Yamaha
Фабио Куартараро - новый El Fenomeno Yamaha

И Маверик Виньялес, и Валентино Росси рассказали, что ключевое преимущество Фабио Куартараро в том, как он использует задний тормоз по прямому назначению, для лучшей и более динамичной остановки мотоцикла, и делает это лучше всех. Это не только экономит время на торможении, но и позволяет развить более высокую скорость на прямой, плюс, он меньше рискует на трейл-брейкинге в повороте.

Сверхспособность Куартараро в том, как он умудряется загружать rear-end своего Yamaha M1, чтобы заднее колесо всегда оставалось прижатым к асфальту, особенно, на торможении

Это умение - также ключевая сверхспособность Марка Маркеса. Просто взгляните на то, как Маркес тормозит при входе в медленные повороты, как его заднее колесо прыгает справа-налево, блокируется и разблокируется. Затем, словно заправский раллийный автогонщик, он ждет подходящий момент, когда задок кареты подлетает в сторону от апекса, чтобы наклонить байк в обратную сторону - к апексу.

В эру Bridgestone пилоты MotoGP редко использовали задний тормоз именно для остановки мотоцикла, поскольку передний слик был настолько цепким, что останавливающей силы было достаточно: практически вся, полученная с тормозных дисков мощность эффективно реализовалась через переднюю покрышку.

Но больше это не работает. Если передние Bridgestone были действительно лучше задних, в эру Michelin именно вокруг задней покрышки крутится вся инженерия - ибо она обеспечивает больше зацепа. Так что пилотам нужно учиться, как использовать заднее колесо для лучшего торможения. Обычно, пилоты MotoGP доводят переднее колесо до блокировки каждый раз, когда хватаются за «стоп-кран». Главное умение - точное чувство этого момента, когда колесо только-только начинает схватываться перед блокировкой, чтобы ослабить хватку.

Petronas Yamaha SRT делала ставку на Морбиделли, но именно Куартараро стал героем команды
Petronas Yamaha SRT делала ставку на Морбиделли, но именно Куартараро стал героем команды

Но почему именно техника использования заднего тормоза теперь важнее? И почему пилоты, которые далеки от умения пользоваться задним тормозом, такие как Брадли Смит, с таким трудом осваивают Michelin?

Главное во всей истории не то, как пилот хватается за тормоз, а то, как он играет с байком, чтобы заставить его все время прижиматься обоими колесами к асфальту.

Куартараро выжимает задний тормоз до того, как начинает жать передний, таким образом, растягивая шасси и загружая заднее колесо. Затем, довольно трудно понять, что именно он делает с мотоциклом, потому что данные его телеметрии Yamaha не дает читать никому - в них есть некий великий секрет успеха.

Очевидно, что сам он не хочет делиться этим секретом: «Честно говоря, у меня просто хорошо развита чуйка, чтобы тормозить достаточно жестко, - сказал он в Брно. - И здесь, в Брно я впервые несколько утратил контакт заднего колеса с асфальтом на торможении, но не от того, что колесо поднимается вверх, а из-за того, что байк прыгает и плавает из стороны в сторону. Может, это из-за постоянных подъемов и спусков, из-за смены развесовки. Но для меня, очевидно, то, как я торможу, естественно - я всегда так делал».

Разница в проходе поворотов между Виньялесом и Куартараро в Хересе - то, что принесло Фабио две победы подряд
Разница в проходе поворотов между Виньялесом и Куартараро в Хересе - то, что принесло Фабио две победы подряд

То, что не говорит Куартараро, можно описать вкратце: каждую миллисекунду он точнейшим образом контролирует давление на рычаге переднего тормоза, а также давление на педали заднего, перемещается по мотоциклу - едва заметно, чем модулирует загрузку заднего колеса и уровень держака на нем. Вся эта большая работа, - естественная для него, как он считает, - позволяет ему очень точно перераспределять загрузку между передним и задним колесом при входе в поворот и прохождении его.

Эта же работа позволяет, в итоге, контролировать уровень тяги (и ее качество) на заднем колесе, чего никак не может добиться Валентино Росси. И эта же работа позволяет Куартараро более бережно обращаться с задней покрышкой.

При ускорении он делает то же самое, но в обратном направлении, что позволяет полностью загружать заднее колесо и обеспечивать максимальный уровень ускорения без потерь на проскальзывание.

Дело, в основном, именно в том, как он все это делает - естественно для него, и что неестественно (непривычно) для Виньялеса и Росси, например. Это - уникальность пилота, которая в случае с Yamaha делает игру.

Можно ли дать остальным такой инструмент? В Yamaha пытались. Они делали разные маятники. Например, более короткий позволяет перераспределить больше загрузки на заднее колесо, но это делает байк более нервным, и пилоту приходится жить с этим, бороться с этим, отвлекаясь от главного. Сколько времени на круге Валентино терял, пытаясь справиться с wheelie и пробуксовкой?

При изменении длины шасси меняются все характеристики прототипа - поворачиваемость, стабильность, торможение
При изменении длины шасси меняются все характеристики прототипа - поворачиваемость, стабильность, торможение

Изменение высоты (геометрии) задней части мотоцикла позволяет улучшить загрузку заднего колеса, но создает вялую поворачиваемость (understeering), что приводит к перерасходу сил пилота - и в случае с M1 полностью нивелирует его сильные стороны.

Инженеры могут применять еще миллиард разных уловок, чтобы повлиять на характеристики байка. Но все они, так или иначе, сказываются на пилотах и их стиле.

Переход большинства пилотов к использованию «скутерных тормозов» (thumb brake - дублере педали заднего тормоза на левом клипоне) - это неизбежность, которая следует из все возрастающих углов наклона в повороте и скоростей: в правом повороте просто невозможно - одновременно тормозить и сохранять баланс при посадке, когда твое колено уже зажато с двух сторон между пластиком мотоцикла и поребриком. Плюс, рука в перчатке гораздо чувствительней к обратной связи, чем хорошо защищенный мотобот с толстой подошвой.

При изменении длины шасси меняются все характеристики прототипа - поворачиваемость, стабильность, торможение
При изменении длины шасси меняются все характеристики прототипа - поворачиваемость, стабильность, торможение

Новые аэродинамические инструменты позволили инженерам создавать большую нагрузку на front-end, улучшая заход в поворот - вот этот «нырок» в вираж, что позволило пилотам грубее и гораздо позднее тормозить перед входом. Это самом по себе жутко разгружает заднюю подвеску, и происходит эта разгрузка теперь быстрее.

Год за годом, баланс в прототипах MotoGP меняется, и пилотам приходится постоянно переучиваться. Но все технологические находки, так или иначе, не позволяют производителям агрессивно внедрять устройства, повышающие прижимное усилие спереди. В общем, лимит применения их достигнут. Все, что будет больше, пойдет во время балансу, потому что у мотоцикла только две точки опоры - два колеса.

Вот почему сегодня в работе инженера и пилота с пятницы по воскресенье все больше и больше компромиссов.

Подробное описание технологии Shapeshifter от Ducati: прижмись и стреляй
Подробное описание технологии Shapeshifter от Ducati: прижмись и стреляй

Одним из таких «компромиссов» является т.н. «shapeshifter» Ducati, который установлен на мотоцикле Петруччи. Я спрашивал Ducati об этой приблуде, и получил такой ответ: «Данило и так уже слишком много выболтал».

Подробнее о том, что такое Shapeshifter (фиксатор высоты задней подвески) на МОТОГОНКИ.РУ: как работает и что из себя представляет

Если лень читать весь обзор, то вот короткое описание темы: Shapeshifter - регулятор высоты задней подвески, очевидно, механический, наподобие стартового устройства, которое уже используют практически все заводские команды. С его помощью Петруччи (а до него - Миллер) может перед выходом на прямую распустить заднюю подвеску, сделав шасси длиннее и стабильнее, а перед входом в поворот - зажать, сделав мотоцикл короче и получив лучшую поворачиваемость. Это сложная игра, на которую уходит масса сил и внимания, и в этом году она «не идет». Но в прошлом Петруччи несколько раз извлекал из этого массу дивидендов.

Данило Петруччи проговорился о технологии работы Shapeshifter Ducati
Данило Петруччи проговорился о технологии работы Shapeshifter Ducati

Shapeshifter - эксперимент, который позволяет Ducati экономить заднюю покрышку, обеспечивая лучший держак в различных условиях, мануально, т.е. в ручном режиме управления: «Когда мы начинаем тормозить, делаем байк ниже, а чтобы разблокировать устройство, надо оттормозиться очень жестко» - сказал Петруччи на Гран-При Чехии.

Этими словами Данило, по сути, выдал технологию, примененную Ducati, за что его добрым словом в гараже, конечно же, не помянули.

Пилоты Ducati, чьи мотоциклы оснащены этой штуковиной, применяют ее в Брно трижды за круг. Обычно, на выходе из Т4, Т9 и Т12. В Хересе - дважды, после Т5 и Т13.

Перевод и адаптация: Кирилл Чернышев
Origin by Mat Oxley for Motorsport Magazine, 2020

Важные новости
 
Анализ ситуации в WorldSBK 2025: Булега не позволит Турку поставить точку в Эшториле
Анализ ситуации в WorldSBK 2025: Булега не позволит Турку поставить точку в Эшториле

Топрак Разгатлиоглу и BMW Motorrad приехали в Эшторил с очевидной целью - завершить кампанию по защите добытого с таким трудом чемпионского титула World Superbike 2024 года: для завершения кампании Турку нужно набрать на 26 очков больше Николо Булеги. Но инсайдеры уверены, что этого не произойдет - итальянец не сдастся без боя, а у Ducati есть одно неявное преимущество над BMW на Circuito Estoril.
Календарь MotoGP 2026 года окончательно сформирован: теперь с датами зимних тестов
Календарь MotoGP 2026 года окончательно сформирован: теперь с датами зимних тестов

Календарь MotoGP 2026 года окончательный! Стали известны даты официальных зимних тестов IRTA. Все слухи подтверждены. Перед нами - самое полное расписание событий чемпионата мира по Мото Гран-При 2026 года.
Honda расширит завод в Бразилии и нарастит производство флагманских мотоциклов на фоне возвращения MotoGP
Honda расширит завод в Бразилии и нарастит производство флагманских мотоциклов на фоне возвращения MotoGP

Honda Motor Co. подтвердила выделение грандиозного пакета инвестиций в размере более 300 миллионов долларов на расширение своего завода в Бразилии, который сейчас уже производит 1.4 миллиона мотоциклов и скутеров. Там, Honda планирует производить и часть флагманских моделей серии CRF1100.
Проклятие Мандалики: чемпион MotoGP 2025 Марк Маркес пропустит несколько гонок из-за новой травмы
Проклятие Мандалики: чемпион MotoGP 2025 Марк Маркес пропустит несколько гонок из-за новой травмы

Ducati Lenovo Team только что официально подтвердила, что травма правого плеча, полученная Марком Маркесом при инциденте с Беццекки на Гран-При Индонезии, потребует почти месяца на восстановление и реабилитацию: анонсированные подробности и ожидаемые сроки возвращения уже действующего чемпиона MotoGP 2025 года - будет ли оно?
Простой ответ на сложный вопрос: почему все любят классические Harley-Davidson и что не так в новых?
Простой ответ на сложный вопрос: почему все любят классические Harley-Davidson и что не так в новых?

Много-много лет назад появились на свет мотоциклы с двигателями V-Twin, которые стали настоящим культом и даже включенны в программу защиты национальной безопасности США. Речь, конечно, про Harley-Davidson - большие железные мотоциклы, которые... так почему они так популярны, особенно, модели, выпущенные до 2021 года?
Новый чемпион мира по Moto3 Хосе Антонио Руэда призвал уважать Божий замысел
Новый чемпион мира по Moto3 Хосе Антонио Руэда призвал уважать Божий замысел

Руэда взял досрочный титул чемпиона мира по Мото Гран-При в классе Moto3 после совершенно немыслимой схватки в Мандалике, где двое из трех пилотов, финишировавших с ним в ТОП-3, лишились своих позиций, а 4-й упал и получил перелом бедра. Хосе Антонио Руэде удалось избежать грязной борьбы и выйти чистым победителем Гран-При Индонезии - и чемпионата. За это он, прежде всего, поблагодарил Бога и признался, что искренне верует.
Мотокросс Наций: Лоуренсы отняли у американцев Трофей Чемберлена - итоги и обзор MXoN-2025
Мотокросс Наций: Лоуренсы отняли у американцев Трофей Чемберлена - итоги и обзор MXoN-2025

Это было своего рода продолжение сезона Американского Мотокросса и SuperMotoCross, поскольку сильнейшими на главной гонке 2025 года - Мотокроссе Наций (MXoN-2025) оказались именно представители AMA Supercross, Pro Motocross и SMX. Но не сами американцы у себя дома! Австралийцы доминировали, а европейцы пали под их натиском.
Мотокросс наций 2025 - Видео обзоры MXoN-2025
Мотокросс наций 2025 - Видео обзоры MXoN-2025

В США, на трассе Ironman Raceway отгремело главное событие в мировом календаре внедорожных мотогонок - Мотокросс Наций - Motocross of Nations (MXoN-2025), где одна из сильнейших мировых сборных (Team USA) принимала гостей со всего света. Самым интересным в этот раз было как раз то, что фавориты AMA Supercross, Pro Motocross и SuperMotoCross (SMX) разбрелись по своим национальным сборным, чтобы защищать собственные флаги! И тут произошло несколько сенсаций, о которых мы будем говорить много в сезоне 2026 года.
В честь десятилетия на российском рынке Bajaj дарит скидки на весь модельный ряд!
В честь десятилетия на российском рынке Bajaj дарит скидки на весь модельный ряд!

Официальный дистрибьютор Bajaj в России компания "ИСТ ВЕСТ МОТОРС" запускает акцию "Пусть лето продолжается" и дарит скидки на все мотоциклы!
Открытие нового шоурума RIDE100MX в самом сердце Московского мотоспорта!
Открытие нового шоурума RIDE100MX в самом сердце Московского мотоспорта!

Хорошие новости для всех фанатов мотокросса и эндуро в столице! Один из крупнейших магазинов мототехники и экипировки в России — компания RIDE100MX — открывает большой стильный салон в Москве. Новый шоурум расположен по адресу: ул. Крылатская, 8, вблизи легендарной Крылатской трассы, где регулярно проходят тренировки и соревнования по мотокроссу.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 12 августа 2020
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


7.04 МЛН
годовая
аудитория
608999
посетителей
в месяц
43125
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island