МОТОГОНКИ.РУ, 10 февраля 2021 - Эра тотальной цифровизации наступила только в 2000-ных. До того, как в чемпионатах FIM стали использовать систему электронного хронометража с транспондерами, мотоциклы отделяли один от другого чисто визуально. Работа хронометриста была напряженной - приходилось считывать данные собственными глазами и четко вести список. Видимость стартовых номеров была ключевым моментом.
С этой системой сегодня хорошо знакомы судьи МФР, которые по-прежнему ведут двойной учет - электронный и "бумажный", визуальный, по номерам на различных соревнованиях по мотокроссу. К сожалению, вторая - древняя, визуальная система регулярно дает сбой, если трасса слишком грязная: номеров не видно, вести учет невозможно... и даже если есть современная система электронного хронометража, соревнование или его часть могут и отменить.
Старт Гран-При GP500 в 1987 году: у всех одинаковые номерные таблички - черные цифры на желтом фоне
В Мото Гран-При этим учетом занимались три человека. Для того, чтобы автоматизировать систему и не мучиться ручной записью, FIM еще в 70-х придумала аппарат, похожий на кассовый, где перед одним из судей была "клавиатура" с наклеенными на нее номерами мотоциклов. При проезде через линию финиша специально обученный судья просто нажимал кнопку, и на стенограмме отображался номер (последовательность номеров) на каждом круге. Соответственно, второй судья визуально контролировал номера. Третий следил за хронометражем. Велись три протокола, которые в конце гонки сводились в один.
Даже сегодня в MotoGP эта система существует! Систему дубляжа протокола: электронная система хронометража работает автоматически, без участия человека; визуальная система фиксирует номера на мотоциклах и ведет свой собственный, бумажный протокол, похожий на кассовую ленту (в нем отражается стартовый номер, позиция и точный временной штамп пересечения линии). Конечно, к системе дубляжа прибегают крайне редко, поскольку современная система хронометража очень надежная... конечно, если речь не идет об «убитых» временем 20-летних транспондерах, срок годности которых вышел еще в 2010 году!
Кен Рокцен, Team Honda HRC возглавляет чемпионат AMA Supercross 2021 года - красная табличка лидера у него!
Красную табличку лидера выдают сегодня в мотокроссе и суперкроссе, это своего рода трофей, не имеющий отношения к учету результатов. Но в 80-х это имело решающее значение для учета многих параметров в хронометраже.
В 80-х и 90-х было несколько нюансов. Почему, например, номера лидеров чемпионата всегда были разного цвета и на разном фоне? Во-первых, не всегда. До 1992 года было достаточно жесткое ограничение по форме стартового номера - черные цифры на желтом фоне.
В те годы на автодромах существовала отдельная служба спид-маршалов (от слова speed, «скорость»), которые следили за скоростью и передавали данные в Дирекцию.
Непросто разглядеть номер, когда мотоцикл пролетает мимо на скорости 250 км/ч (то есть, преодолевает по 69.4 метра за секунду)
Первая служба дошла до наших дней. На каждом пит-лейне есть маршал со "спидганом", который контролирует соблюдение лимита при проезде мимо боксов. Этот лимит - 60 км/ч, и за нарушение его гонщиков регулярно штрафуют, как на мировых событиях, так и в России.
Вторая служба занималась замером максимальных скоростей в зонах скоростных ловушек - для статистики. И вот здесь важна четкая визуализация.
Уэйн Рейни (Yamaha) стал первым, кто установил чемпионскую табличку - на белом фоне
В регламенте чемпионата мира указывалось, что номер должен иметь конкретные размеры и быть контрастным относительно фона. По традиции, команды продолжали использовать черные цифры на желтом фоне, но с 1992 года лидер чемпионата мог установить табличку с черной цифрой, но на белом фоне.
Но уже на следующий год командам разрешили использовать собственный дизайн табличек. Единственным требованием была легкая читаемость и контрастность цифры и фона.
Repsol Honda: дуэль Алекса Кривье и Мика Дуэйна
Разные команды по-своему решали вопрос с ведением внутренней статистики и идентификации мотоциклов. Например, в Repsol Honda цвета номеров у пилотов всегда различались по цвету и фону: один мотоцикл имел красную подложку с белой цифрой (или наоборот), второй - белую с черной цифрой.
Сегодня размеры, шрифты и позиция номеров регламентированы, но это практически не влияет на хронометраж. Регламент MotoGP требует лишь одно: выбранный пилотом номер закрепляется за ним на весь сезон, он неизменен; стартовый номер должен располагать строго на передней панели мотоцикла и иметь четкие очертания. В остальном все полагаются на работу системы хронометража.
А вот такой дизайн номерной таблички Пола Эспаргаро будет непросто увидеть издалека!
В России наличие актуального номера на спортбайке имеет ключевое значение, ибо системы хронометража на разных гоночных трассах имеют разную степень чувствительсности и износа (особенно, это касается транспондеров, которые вешают на мотоциклы). Поэтому, на титульных соревнованиях тех.комиссар всегда требует убрать все другие наклейки с мотоцикла, которые могут ввести в заблуждение маршалов.
Но на трек-днях и любительских соревнованиях хаос из-за обилия номерных стикеров - это обычное дело. К сожалению, речь идет о самодисциплине участников, и как бы организаторы не боролись «за порядок», регулярно возникают сложные ситуации. Главное, помнить, что из башни хронометриста не всегда четко видно номер, и если «транспондер не бьется», никто не сможет сообщить участнику трек-дня или гонки, что он выпал из системы и никак не учитывается. Ведь на трек-днях автодромы и организаторы не выставляют целую армию специально обученных судей...