МОТОГОНКИ.РУ, 23 февраля 2024 - В отличие от аналогичной ситуации, сложившейся в MotoGP в 2013 году, в World Superbike пит-стопы и ограничение дистанции гонок коснутся обоих классов - SBK и Supersport.
Супер зацепистый асфальт Phillip Island вызывает чрезмерный износ покрышек и их перегрев, так что в реальности комплекта гоночной резины, даже самой жесткой хватило бы по расчетам Pirelli, максимум, на 12-15 кругов из 22 планировавшихся изначально. Опасения имеются относительно задних баллонов, поскольку они подверглись во вторник на тестах серьезному стрессу.
По этой причине, Дирекция обяжет всех пилотов сделать обязательный пит-стоп по ходу заезда, не позднее 11-го круга
Дистанция гонок WorldSBK сокращена с 22 до 20 кругов, пит-стоп может быть сделан пилотом по договоренности с командой с 9 по 11 круг. Но если гонщик проедет больше 11 кругов, он будет безоговорочно дисквалифицирован.
Каждый пит-стоп полностью ломает стратегию команды для каждого пилота на гонку. Пит-стоп занимает не менее 30 секунд в среднем, плюс, при ограничении движения по 550-метровому пит-лейну со скоростью 60 км/ч, пилот по сути теряет 2 круга.
FIM обозначила командам WSBK минимальный период для проведения пит-стопа в 63 секунды. Это время рассчитано с учетом проезда по пит-лейну и самого пит-стопа. Быстрее осуществить его в теории нельзя, если не прибегать к каким-то уловкам. К тем, кто захочет нарушить правила, применят санкции - 5 секунд штрафа за каждую секунду до обозначенного минимума.
На самом деле, на пит-стоп у команды WSBK уходит до 20 секунд. Операция отработана. Но еще 10 секунд требуется, чтобы провести полный осмотр и проверку установленных колес. Собственно, Дирекция и добивается того, чтобы команды не спешили и не подвергали своего гонщика опасности.
«Мы пришли к этому решению вместе с Дирекцией, - заявил шеф команды Джонатана Рэя Эндрю Питт. - Обсуждали различные сценарии в четверг и пришли к общему мнению. Мы, как команда, готовы к пит-стопам, мы хорошо тренированы. Но нельзя допускать спешки в такой ситуации. Лучше, мы пересмотрим стратегию на гонку. Это более верное решение, чем попытка сделать пит-стоп побыстрее».
До старта гонки команда должна поставить на грелки дополнительный комплект резины, который Pirelli выдала всем командам по решению Дирекции сверх нормы.
Вот, как происходили пит-стопы на гонке WSBK в Австралии в 2018 году (на борту Yamaha R1 Алекс Лоус):
Питт объяснил, как проводится пит-стоп:
пилот по ощущениям решает, в какой момент ему следует сделать пит-стоп; либо команда заранее принимает стратегию раннего пит-стопа, чтобы получить преимущество над соперниками;
за круг до пит-стопа пилот дает команде сигнал, что намерен заехать; либо команда дает ему сигнал о том, что пора - через пит-борд;
в команде есть ответственный наблюдатель, который дает коллегам четкий сигнал, когда их пилот съезжает на пит-лейн;
наблюдатель сообщает, когда пилот заезжает на пит-лейн, после этого у команды есть примерно 10 секунд, чтобы "встать в стойку" и подготовиться к приему пилота;
дальше, все действия уже отработаны на тренировках: пилот подъезжает в четко оговоренное место (обычно, его помечают скотчем на асфальте); останавливается и нажимает кнопку блокировки зажигания, после чего механики подхватывают мотоцикл и тут же устанавливают на подкаты... В отличие от пит-стопа на World Endurance, где при этом происходит дозаправка мотоцикла, по регламенту World Superbike пилот может не слезать с мотоцикла во время замены колес.
В случае с Джонатаном Рэем и PATA Yamaha, его шеф-механик Ури отвечает за смену заднего колеса, а Пит - переднего; смена осуществляется синхронно. Им ассистируют еще двое - механик Томми и сам шеф команды Эндрю Питт ответственны за то, чтобы оперативно открутить гайки с колесных осей и вынуть их при снятии колес, а затем установить на место и зафиксировать после установки новых.
Эндрю и Томми также должны убедиться, что тормозные диски и колодки встали на место при установке колес.
В случае переменной погоды, то есть, если пит-стоп происходит для смены со сликов на дождевую резину или наоборот, к работе подключается инженер по подвеске, который должен за те же 20 секунд произвести замену пружин в вилке, чтобы сделать front-end мотоцикла жестче (для гонки на сликах) или мягче (для дождевой гонки). В некоторых гонках этого сделать попросту не успевают из-за определенного уровня суматохи на пит-лейне. В других, гонщик по своим ощущениям решает - не менять настройки подвески.
В случае с пит-стопом на Phillip Island, менять настройки подвески не требуется. Напротив, механикам необходимо обеспечить пилоту те же ощущения от Супербайка, что были до пит-стопа.