МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Мотокросс и Суперкросс
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
15814
9 апреля 2015 в 22:33
 
МОТОГОНКИ.РУ, новостная редакция © MOTOGONKI.RU

Тренерская: Г.И.Ярыгин о тренировочных сборах по мотокроссу

Весна - время тренировочных сборов в российском мотокроссе, для большинства - единственный выезд. Что учесть при планировании предсезонных тренировок тренерам и спортсменам, мы попросили рассказать Заслуженного тренера России Геннадия Ивановича Ярыгина:
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 9 апреля 2015 - - Исходя из своей многолетней тренерской практики и работы со спортсменами самого разного уровня, попробую дать полезные, «не кабинетные» рекомендации по организации предсезонного сбора. Для спортсменов, которые выезжают на один трехнедельный сбор перед началом летнего сезона. У тех, кто имеет возможность с декабря тренироваться в Испании или на Сицилии – другие программы…

Состав сбора лучше формировать заранее, подбирая количество юношей, взрослых, их уровень. Принцип «кто приедет, того и научу» попахивает халтурой. Оптимальный количественный состав сбора во многом зависит от уровня спортсменов, чем он однороднее, тем легче работать. В любом случае, на мой взгляд, количество спортсменов не должно превышать 12-15 человек. Программа, о которой мы поговорим, пригодна и для индивидуальных занятий.

Основной задачей предсезонного сбора является «вкатывание» спортсменов после зимнего периода, когда надо накатывать ездовые объемы (часы), при этом совмещая работу над техникой выполнения элементов, поиском скорости и скоростной выносливости. Это основные составляющие программы предсезонного сбора. А вот сколько и чем заниматься, должен спланировать тренер. Метод «три по 40 и домой» отвергаем сразу – это метод «пастуха».

При любом цикле за сбор вы проведете 15-16 тренировок. На мой взгляд, не стоит начинать тренировки с песчаных трасс – они представляют высокие требования к физической подготовке, которая у нашего «контингента» всегда недостаточная. Для тех, у кого есть возможность уезжать на грунт в январе – феврале, первый сбор можно провести на песке, занимаясь исключительно специальной выносливостью, оставив скоростную работу на более поздний период. Мы же говорим о варианте одного сбора, поэтому начинайте с жестких трасс. На песок можно выехать 2-3 раза за сбор.

На первых двух-трех тренировках 30 % времени отведите работе на «поляне», дайте возможность спортсменам вспомнить летнюю технику езды: займитесь ездой по эллипсу, разгоном – торможением, ездой по квадрату со сносом заднего колеса, змейкой и т.д. Больше фантазируйте. Если кто-то улыбнулся при слове «змейка», то напрасно: она очень полезна, посмотрите тренировки великого футболиста Лионеля Месси, который гоняет по ней мяч. А ведь он все умеет (по квадрату тоже).

В первой части сбора старайтесь раскрепостить спортсменов, дайте им возможность спокойно вкатиться в летний сезон, не «пугайте» секундомером. Напротив, объявляйте перед заездами, что хронометраж вы не ведете. Иначе молодые ребята забудут ваши тренерские установки и начнут соревноваться.

Примерная программа тренировок в первой половине сбора может быть такой:

1. Разминка на поляне – 30-40 мин, чем заниматься мы уже обговорили, плюс на 2й–3й тренировке добавьте отработку стартов без прохождения стартового поворота – еще рано. Лучший вариант – использование 4-х местной учебной стартовой машины.
2. После отдыха – продолжение разминки по всей трассе – сидя, стоя 15 - 20 минут.
3. Свободный заезд по всей трассе 25-30 мин.
4. Работа на участках трассы (колея, опорные стенки и т.д.) – 30 мин.
5. Свободный заезд по всей трассе 25-30 мин.

Примечание: более точные дозировки по времени, в том числе и отдыха, должен определить тренер в зависимости от состояния спортсменов, погоды и т.д. Например, сильная пыль может изменить ваши планы.

За тренировку накатывайте не менее двух часов. Для большинства наших спортсменов объем, превышающий это время, является «смертным приговором», а в лучшем случае – тратой бензина на маленькой скорости. Главное в этот период – отработка всего заданного объема.

После того, как вы накатали 7 – 8 часов, увеличьте продолжительность заездов до 30 минут. Не «гоните» сбор, отдых между заездами делайте достаточным для полного восстановления. Как правило, признаки сильной усталости появляются на 5й-6й тренировке. Тренировочный цикл «3-1» - три дня тренировки, один день отдыха, может оказаться тяжелым во второй половине сбора, когда необходимо переходить к скоростной работе. Перейдите на цикл «2-1». Минимальное количество наката часов, необходимое для начала скоростной работы – 10-12. Это тоже мало, но мы исходим из наших условий. Если начнете заниматься скоростной работой раньше, это приведет к травматизму.

Одной из самых трудных тренерских задач – это сделать тренировку интересной, разнообразной и не превращать ее в «пахоту невольников». Ведь не все участники сбора озабочены «высшими» целями, поверить в это требует времени и помощи тренера, родителей. Частые упреки могут вызвать обратную реакцию (часто этим страдают родители).

На мой взгляд, одним из показателей профессионализма тренера является его способность увидеть, за что похвалить спортсмена при любом плохом результате, который он показал. А сделать тренировки плодотворными и интересными можно при одном условии: больше думать и знакомиться с методиками тренировок лучших тренеров из других видов спорта.

Лабинск -2005, сборы, мотокросс
Лабинск -2005, сборы, мотокросс

Прежде чем перейти ко второй части нашего сбора, хочу высказать свое отношение к «длинным» заездам, их продолжительности. Известно, что в таких видах спорта как легкая атлетика, лыжи и др. большими объемами вырабатывается специальная выносливость – способность выдерживать нагрузки длительное время. Злоупотребление большими объемами ведет к снижению скорости. Поэтому очень важным моментом является правильное сочетание объемной и скоростной работы. В мотокроссе заезды довольно скоротечны, прослеживается явная тенденция к уменьшению их продолжительности. (В Чемпионате Мира заезды стали длиться 35 минут, вместо недавних 45). Думаю, что в тренировочном процессе продолжительность заездов не должна превышать время, обозначенное регламентом соревнований для данного класса + 5 минут. Для взрослых – это 40 минутный заезд. Но все индивидуально. Например, спортсменам класса 85, готовящимся перейти в юниоры или взрослые время объемных заездом можно задавать в зависимости от того, к чему они готовятся. При «переборе» с продолжительными заездами организму будет трудно настроиться на короткую, спринтерскую работу.

Вернемся к тренировкам. Итак, мы накатали около 15 часов и можем начинать разгоняться: начинаем хронометраж, по возможности каждого участника сбора (родители «берут» по 2-4 спортсмена). Результаты хронометража объявляем после каждого заезда.

В этой части сбора практически исключаем работу над техническими элементами (можно только при разминке). Но оставляем работу над стартами с выполнением стартового поворота. Это поможет снизить волнение на старте в соревнованиях. Напомню, что основной задачей второй части сбора является повышение скорости и скоростной выносливости – то есть способность выдержать высокую скорость в течение длительного времени, - заезда.
Примерное соотношение скоростной и объемной работы – 40/60.

Ориентировочная программа тренировок во второй части сбора может быть такой:

1. Разминка по всей трассе – 20 минут.
2. Скоростная работа: вариантов ее несколько:
A. Групповые старты на 1-2-3 круга.
B. Старты с гандикапом (интервалами) в 10 секунд. При этом варианте слабые спортсмены стартуют первыми, это стимулирует их побороться при обгонах.
C. Старты группами 3 х 10 минут без отдыха, только остановка. При любом варианте скоростной работы ее продолжительность должна быть не менее 30 – 35 минут чистого времени. Рваный ритм скоростной работы очень тяжелый. Поэтому тренер должен внимательно контролировать состояние спортсменов.
3. Заезды по всей трассе – 30 – 35 минут.
4. Отработка стартов по секторам: 10 метров; 80-90 метров; со стартовым поворотом. При этом варианте вы видите, где спортсмен совершает ошибку. Для снижения риска лучше стартовать четверками, не больше.
5. Заезд по всей трассе 30 минут.

Все скоростные заезды включайте в первую часть тренировки, после разминки по всей трассе, так как время круга, показания в этих заездах становится ориентиром для контроля времени в объемных заездах. Цель и смысл таких тренировок следующие: в «длинных» заездах надо стремиться ехать по лучшему времени, которое было показано в скоростных заездах. В идеале, к окончанию сбора потеря времени круга в 30 – 35 минутных заездах должна составлять 1-2 секунды. Это означает, что для вашего состава сбора нагрузки спланированы правильно. Но часто картина бывает другой: плохая физическая подготовка и усталость мешают достигнуть желаемой цели. Для большинства, трехнедельного сбора не достаточно для достижения спортивной формы к началу сезона. Поэтому падение времени круга в заездах может превышать желаемые секунды. Ничего страшного в этом нет, это обычное явление. Пика формы вы достигнете, накатав 50-70 часов, за этот период будет улучшаться и время круга, и способность выдерживать это время в заезде, и в соревновательный период (особенно в его начале) надо продолжать работу над скоростной выносливостью.

Возвращаясь к сбору: тренеру надо знать, что тренировки сериями коротких скоростных заездов являются одними из самых тяжелых не только физически, но и психологически! Важно не допустить переутомление спортсменов и не проводить такие тренировки чаще 2-3 раз в неделю. Главные признаки переутомления – нежелание ездить, падение времени круга, плохое восстановление пульса и дыхания. Решение в этом случае только одно – отдых.

Заключительную тренировку на сборе (за 2 дня до соревнования) лучше провести в соревновательном режиме, с общими стартами и выдержкой регламента предстоящих соревнований.

И еще об одном важном моменте: об атмосфере на сборе. Она должна быть рабочей, но обязательно доброжелательной! Сделать ее такой – обязанность тренера и его помощников, единственное оружие которых – их авторитет! Больше общайтесь со спортсменами вне тренировок. Тренер не должен идти на поводу у спортсменов и жалеть их, но он обязан их беречь.

Заканчивая наш разговор, скажу, что через сборы с похожими программами в разные годы прошли многие наши ведущие гонщики, в том числе и выступающие теперь в Чемпионатах Мира. И не все из них на этих сборах были лучшими. Но терпение, труд и вера в себя сделали их теми, за кого мы болеем, кто всех нас объединил.

И последнее: все рекомендации о тренировочном процессе – только мой взгляд и он не претендует на бесспорность. Сколько тренеров, столько и методов занятий, главный судья в этом вопросе – отзывы тех, кто нам доверился. Удачи всем.

С уважением, Г. Ярыгин,
специально для МОТОГОНКИ.РУ

Важные новости
 
Трансляция 1 этапа чемпионата по Минимотарду и Супермото 2025 на картодроме Лидер
Трансляция 1 этапа чемпионата по Минимотарду и Супермото 2025 на картодроме Лидер

Все гонки первого этапа традиционного чемпионата по Минимотарду и Супермото на картодроме «Лидер» с 12:20 по Москве
Чейз Секстон выигрывает суперфинал AMA Supercross 2025 года, Уэбб не попадает на подиум
Чейз Секстон выигрывает суперфинал AMA Supercross 2025 года, Уэбб не попадает на подиум

Драматичная развязка чемпионата Америки по Суперкроссу ждала зрителей, пришедших на трибуны Rice-Eccles Stadium города Солт-Лейк-Сити: в схватке за титул чемпиона Премьер-класса 450SX там сошлись Чейз Секстон из KTM Factory Racing и Купер Уэбб из Star Yamaha. Но в их спор в решающий момент вмешались ближайшие преследователи - Стюарт и Купер.
Ducati плавно отказывается от главной технологии - десмодромного привода клапанного механизма
Ducati плавно отказывается от главной технологии - десмодромного привода клапанного механизма

Ряд последних обновлений мотоциклов Ducati демонстрирует тренд на отказ завода из Борго-Панигале от применения своей главной технологии, ставшей за годы визитной карточкой завода - десмодромного привода клапанного механизма. Новая линейка мотоциклов среднекубатурного класса имеет V-Twin иного дизайна.
AMA Supercross 2025 - суперфинал 450SX - 17 этап в Солт-Лейк-Сити: трансляции и результаты гонок
AMA Supercross 2025 - суперфинал 450SX - 17 этап в Солт-Лейк-Сити: трансляции и результаты гонок

Остались только двое - Купер Уэбб и Чейз Секстон! Между ними 9 очков, но чтобы стать чемпионом Америки по суперкроссу в Солт-Лейк-Сити, они должны доехать до финиша. Все гонки 17 этапа AMA Supercross 2025 в Премьер-классе 450SX.
AMA Supercross 2025 - 17 этап - Финал в Солт-Лейк-Сити: трансляции и результаты гонок 250SX
AMA Supercross 2025 - 17 этап - Финал в Солт-Лейк-Сити: трансляции и результаты гонок 250SX

Финал чемпионата Америки по суперкроссу в Солт-Лейк-Сити: в классе 250 куб.см. - сразу две большие схватки! В Восточном дивизионе (East Division) за титул спорят сразу трое, а судьбу общенационального титула 250SX решит случай. Главные гонки 17 этапа AMA Supercross 2025 - EAST/WEST Showdown на Race-Eccless Stadium.
Ducati вытесняют Куартараро с подиума в Tissot Sprint Race FrenchGP MotoGP 2025
Ducati вытесняют Куартараро с подиума в Tissot Sprint Race FrenchGP MotoGP 2025

Марк Маркес установил очередной рекорд, выиграв шестой подряд Tissot Sprint Race с начала сезона MotoGP 2025 года в Ле-Мане, продемонстрировав грандиозный запас прочности Ducati: Фабио Куартараро предстоит поработать с командой, чтобы оказаться на подиуме в воскресной гонке Гран-При Франции... результаты и короткий отчет о спринте.
MotoGP: Куартараро конвертирует разочарование в бесценное знание - до равной битвы с Ducati - один шаг
MotoGP: Куартараро конвертирует разочарование в бесценное знание - до равной битвы с Ducati - один шаг

Фабио Куартараро не смог держать натиск трех Ducati на домашней трассе в Ле-Мане: в субботнем спринте, который он начал с поул-позиции, француза сместили с подиума Марк Маркес, брат Алекс и его напарник по Gresini Racing Фермин Альдегер. 4 место - разочарование, однако, дало Yamaha бесценное знание. Гран-При Франции продолжится в воскресенье!
Harley-Davidson запускает гоночную серию в рамках чемпионата мира по MotoGP
Harley-Davidson запускает гоночную серию в рамках чемпионата мира по MotoGP

Этого анонса ждали... и боялись. Но теперь, это - факт: с 2026 года в рамках чемпионата мира по Мото Гран-При (MotoGP) стартует новая гоночная серия, аналог King of Baggers в MotoAmerica для заряженных спорт-кастомов Harley-Davidson.
Прямая трансляция спринта Гран-При Франции MotoGP FrenchGP 2025
Прямая трансляция спринта Гран-При Франции MotoGP FrenchGP 2025

Битва Фабио Куартараро за домашние почести! Спринтовая гонка 6 этапа MotoGP 2025 года, Гран-При Франции #FrenchGP от старта до финиша в 16:00 по Москве.
Vive la France! Куартараро превзошел Маркеса ради домашней поул-позиции ГП Франции MotoGP 2025
Vive la France! Куартараро превзошел Маркеса ради домашней поул-позиции ГП Франции MotoGP 2025

Предчувствия их не обманули: у Yamaha, в частности, у Фабио Куартараро появился серьезный козырь в битве с Ducati! На квалификации Гран-При Франции пилот Monster Energy Yamaha дважды превзошел новые рекорды круга, установленные Марком Маркесом, чтобы подарить французским фанатам выдающуюся поул-позицию. Результаты квалификации FrenchGP MotoGP 2025.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 9 апреля 2015
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
МОТОГОНКИ.РУ


4.21 МЛН
годовая
аудитория
694475
посетителей
в месяц
49859
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island