МОТОГОНКИ.РУ, 4 мая 2019 - 60 лет участия Honda Motor Co. в гонках Мото Гран-При - это сама история Больших Призов: именно с прибытием японских компаний чемпионат мира стал таким конкурентным. До Honda между собой соперничали итальянские и британские марки, а в младшем классе 125 куб.см. присутствовали три - MV Agusta и Ducati, противостоял им немецкий MZ.
Заводская команда Honda позирует вместе с двумя из своих RC142 (3 июня 1959)
Гонки на острове Мэн в 1959 году проходили не по Mountain Course длиной 60 км, а по короткому 17.4 км - Clypse Course. Таких кругов нужно было проехать 10 (на Mountain Course гонки перебрались в 1960 году, и тогда нужно было сделать уже только 3 круга). Isle of Man TT открывал гоночный сезон и был событием в событии: кроме розыгрыша Гран-При под эгидой FIM, здесь же проходили и гонки Tourist Trophy.
Honda выставила на свою первую гонку четыре новеньких 2-тактных RC142. Двигатель этого мотоцикла уже тогда был инженерным шедевром: 4-клапанный 2-цилиндровый DOHC объемом 124.68 куб.см. воздушного охлаждения выдавал 17.4 л.с. и мог легко конкурировать с итальянскими.
Первые заводские пилоты Honda, cлева-направо: Гинити Судзуки, Дзюнзо Судзуки, Наоми Танигути и Теисуке Танака
Из Токио прилетела команда Honda из девяти человек, включая лидера заводского гоночного проекта Киоси Кавасиму. Пилотировали RC142 четверо заводских гонщиков - Гинити Судзуки, Дзюнзо Судзуки, Наоми Танигути и Теисуке Танака. Нельзя забывать и о Билле Ханте, американском гонщике, которого Соичиро Хонда привез с собой после турне по США!
Наоми Танигути, Honda RC142 (1959)
Финишировать в очках удалось только одному из пилотов команды, но финишный флаг увидели все японские пилоты Honda. Танвиньо Провини выиграл гонку на MV Agusta, Тавери и Хейлвуд взошли на подиум, Фюгнер и будущий чемпион мира Карло Уббияли замкнули ТОП-5. Наоми Танигути (№8) стал 6-м после европейских ассов - и принес Honda первое очко в зачет чемпионата мира. Гинити Судзуки финишировал 7-м, Танака 8-м, а Дзюнзо Судзуки 10-м. Только Билл Хант, на которого делали большую ставку, вылетел на 3-м круге и вышел из борьбы.
Единственным сомнением Кавасимы перед стартом Tourist Trophy была рама RC142 и совершенно несовременная рычажная передняя подвеска: он считал шасси недостаточно гибким для гонок. Но японские мотоциклы показали себя очень надежными, а единственной проблемой, которая случилась у ее пилотов Honda, стал потекший задний тормоз на одном из мотоциклов, что не помешало ему успешно финишировать.
Благодаря тому, что все четыре пилота японского завода финишировали в гонке, Honda взяла свой первый Кубок производителей.
В 1959 году завод не участвовал ни в одном из оставшихся шести этапов, но и этого визита на Остров Соичиро Хонда хватило, чтобы сделать важные выводы. На следующий год заводская команда Honda вступила в игру во всеоружии, компанию японским гонщикам составили сильные европейцы - Джим Редман и Том Филлис, который принес Honda первый мировой титул уже в 1961 году.
Так Honda RC142 выглядит в цвете - точно таким он был в 1959 году
Фестиваль Classic TT пройдет под знаком 60-летия участия Honda в гонках на Острове, и центральным (действующим!) экспонатом шоу будет RC142.
Основатель и владелец крупнейшей голландской компании-поставщика запчастей для японских мотоциклов CMSNL - Майк Буттингер нашел и восстановил один из тех четырех Honda RC142, что участвовали в той гонке Гран-При 1959 года.
Honda RC142, восстановленный Майком Буттингером. Второй образец хранится в Музее Honda в Мотеги
Мотоцикл достался Буттингеру в плачевном состоянии: в комплекте целыми были только двигатель, топливный бак, маятник заднего колеса, частично сохранившиеся колеса, плюс, коробка с мелкими запчастями. Раму и алюминиевый обтекатель восстанавливали по чертежам и фотографиям из Музея Honda на Twin Ring Motegi. А вот двигатель удалось привести в рабочее состояние быстро - и он действительно выдал искомые 17 л.с. на диностенде!
Буттинджеру повезло: его компания, торгующая не только новыми запчастями, но также ведущая активный поиск складских стоков по всему миру (по сути, глобальная моторазборка), нашла недостающие компоненты RC142 либо в собственных запасах, либо на складах у своих дилеров. Некоторые запчасти оказались... в заводской упаковке! Дело в том, что после 1960 года Honda, доработав RC142, стала массово поставлять его другим командам в Европу.