МОТОГОНКИ.РУ, 4 апреля 2022 - Honda вновь на самом дне Кубка производителей!.. Это, несомненно, позорный период для японского завода, потому что вчерашний аутсайдер, объявивший о намерении - побить Honda в чемпионате MotoGP, KTM прибыл на Гран-При Аргентины лидером Кубка и командного чемпионата мира, а теперь чемпионат в личном зачете возглавил пилот Aprilia Racing. Подробнее - положение в чемпионате MotoGP: Yamaha и Honda после трех этапов 2022 года замыкают ТОП-6.
План HRC на 2022 год был таким: Марк Маркес возвращается в строй, Пол Эспаргаро должен был стать его верным саттелитом, который мог бы вместе с Марком финишировать на подиуме, как это было в Мизано в 2021 году. В Катаре этот план почти сработал, но падение Маркеса на warm-up в Мандалике перечеркнуло все идеи заводских менеджеров. Пол Эспаргаро мог бы оказать хорошую поддержку компании, если бы не слишком переживал за свои падения. Каждый раз, когда Пол падает, он впадает в депрессию, потому что на кону его карьера... и взлета ракетой пока не видно, результаты нестабильные. Конечно, от самого Пола мало, что зависело в Индонезии, где вообще всё шло против планов. Но в Аргентине у Эспаргаро был шанс принести в копилку важные очки. Но лучшим пилотом Honda по итогам уикенда оказался Такааки Накагами, финишировавший 12-м - а это лишь 4 очка!..
Штефан Брадль не может заменять Маркеса длительное время, потому что у него есть своя программа работы в роли тест-пилота RC213V. В Аргентине немец к тому же замкнул список (исключая Андреа Довициозо, который вообще оказался круговым уже после 1-го круга). В общем, Брадль не является полноценной заменой.
Что делать? Как видит ситуацию Пуч:
«Мы пережили один из самых трудных уикендов в Мандалике, потому что все падения там были опасными из-за скорости и внезапности, - начал свой комментарий директор Repsol Honda. - Я не говорю о том, что каждый раз, когда Марк будет падать с мотоцикла, у него появится проблема со зрением. Но в Мандалике аварии были брутальными, очень сильными, коварными. Мы не могли это исправить на уровне мотоцикла, а сказать Марку - "просто доедь до финиша, пожалуйста", - это даже звучит глупо».
Альберто Пуч, босс Repsol Honda Team
«Потому что Марк есть Марк, а у Honda только одна цель - это победа в чемпионате. Но мы занимаемся моторным спортом, а в гонках ситуация может меняться стремительно. Если взять какие-то отправные точки для анализа, даже Херес 2019-го [большую аварию Маркеса, в которой он сломал правую руку, - прим. МОТОГОНКИ.РУ], то Индонезия - это была сплошная катастрофа для HRC. В то же время, наши гонщики уверены, что байк работает отлично, и проблема не в нем».
Нужно ли предпринимать какие-то радикальные изменения в работе HRC, в командах? Например, поиск нового супер-героя на место Марка, что могло бы изменить все принципы работы с Honda RC213V. Часть из этих принципов уже была изменена в 2021 году, и новый прототип, благодаря этому, стал лучше для всех четырех пилотов HRC.
Пуч считает, что радикальные шаги в изменении концепции Honda преждевременны: «Честно говоря, я не знаю, стоит ли нам менять подход к организации и планированию гонок. Единственное, что я знаю, это что люди не меняются. И у нас данные, которые следует проанализировать. Есть кое-что, что пошло не так [в Аргентине]. Но причем тут Марк? Я не думаю, что полная замена Марка Маркеса - это решение. Пока есть альтернативные пути, мы будем их искать и использовать».
Если перевести это на русский, слова Пуча можно трактовать так: заводской коллектив Honda, создававшийся годами, благодаря усилиям Сухея Накамото (с 2006 года), а затем, Триады директоров HRC (после 2018), сформировал атмосферу и направление, в которых развивается проект. Маркес является неотъемлемой частью проекта с 2013 года, и отказ от него, как от пилота, означает полное изменение всего проекта - подхода, концепции прототипа, людей... Но таких людей, которые могли бы прийти прямо сейчас на замену, их просто нет.
Что произошло с Марком в Индонезии и почему Repsol Honda отозвала его участие в гонке, несмотря на видимое отсутствие проблем после легкого нокаута на warm-up?
«Марк был по-настоящему шокирован внезапностью и тяжестью падения, - заявил Альберто Пуч. - Но даже отсутствие последствий (на тот момент) удара головой не обмануло нас: мы знали, что если бы он вышел на старт после всего, он бы наломал дров. Такая вероятность была, потому что сам он мог не осознавать тяжести ситуации, в которой оказался».
«Я не видел в своей жизни ни одного мотогонщика, который вытворяет такие же вещи, как Марк. Который обладает такой безграничной детерминацией, как Марк. Стремлением к победе. Он сделал бы все возможное для достижения цели. И если бы гонка была сухой, кто знает, возможно, он бы ее возглавил. Марк был готов вернуться на старт. Он никогда не боялся. Не смотря на все падения, Марк никогда не перешагивал границ царства страха. Вот это нас и удержало в тот день... а затем мы узнали о диплопии, в общем, решение было верным на 100%».
Диплопия, как считает Пуч, в нынешней ситуации не является критической травмой, способной поставить точку в карьере Маркес. Как минимум, потому, что подвижность глазных нервов восстанавливается естественным путем. Есть еще оперативный, как крайний вариант, который дает гарантию выздоровления, но может иметь побочные эффекты.
«У нас нет сомнений, что Марк вернется и снова будет бороться за победу и титул. Да, у него не будет форы, но если Марк вернется даже не в Остине, а в Португалии, у него по-прежнему есть высокие шансы перехватить инициативу в чемпионате» - заявил Пуч.
Интересно, что перед началом Гран-При Индонезии и Президент Dorna Sports Кармело Эспелета сказал буквально те же слова: если Маркес вернется в Португалии, длительность чемпионата MotoGP, который в 2022 году состоит из 21 этапа, позволит ему реабилитироваться.
Honda на протяжении четырех десятилетий была одним из доминирующих производителей MotoGP. Маркес, вступив в чемпионат в 2013, выиграл 6 титулов MotoGP, 4 из которых взял подряд с 2016 по 2019. Сезон 2020 года он полностью пропустил из-за перелома правой руки, полученного в первой же гонке. Возвращение состоялось на этапе в Португалии в 2021. Вернувшись, Маркес выиграл Гран-При Германии, Америки и вторую гонку в Мизано, но пропустил несколько гонок в начале и конце сезона, что не позволило ему бороться за титул.
Вчера Марк Маркес разместил в сети короткий видео-ролик, в котором намекнул о своем страстном желании выйти на старт Гран-При Америк.
Но Repsol Honda еще не подтвердила это.