МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
60536
26 февраля 2019 в 11:58
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Inside MotoGP: Как работает пневматический привод клапанного механизма Honda RC213V

Клапаны в двигателе внутреннего сгорания контролируют два ключевых процесса - впуск в камеру сгорания топливно-воздушной смеси и выпуск отработанных газов. В прототипах MotoGP обороты достигают 17000 об./мин., что на 4000-5000 выше, чем у уличного мотоцикла. Как механика справляется с этим? Инженеры Honda ответили на вопрос в 2006 году: закрывать клапаны помогает сжатый воздух!
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 26 февраля 2019 - Пневматический привод клапанного механизма был разработан HRC в 2007 году, а затем, в 2008 активно внедрялся в MotoGP, причем, прямо по ходу сезона.

Пилоты MotoGP всегда хотя от своих мотоциклов, чтобы они давали больше мощности. Все команды работают над этим, но в очень жестких рамках: высокая мощность повышает требования ко всей системе, к шасси и электронике. Известно, что эффективной мощностью можно назвать ту, с который вы можете справиться. Тюнинговые компании по всему миру работают под лозунгом «Мы можем дать и 500 л.с. на колесе! А вы готовы их взять?»

Есть три традиционных способа увеличить мощность двигателя: увеличить его рабочий объем, поставить нагнетатель (турбину) или повысить рабочие обороты.

В MotoGP объем и форматы двигателя, как и максимально допустимые размеры поршней строго ограничены регламентом. Установка турбин на прототипы запрещена. Остается только повышение оборотов. Но сейчас предельный уровень уже достигнут всеми производителями, так что Дирекция MotoGP ограничивает обороты электронно, чтобы сбалансировать положение частных и заводских команд разных производителей.

К границам возможного (с технической точки зрения) в MotoGP подошли уже в 2015-2016 годах, теперь же инженеры занимаются тонкой настройкой этой сложнейшей системы. Но 10 лет назад поле для деятельности было просто не паханным.

Первое - и самое главное ограничение, которое накладывает на overtune сама природа - это выносливость деталей ЦПГ двигателя, заложенная производителем. В MotoGP каждая деталь изготавливается индивидуально из специально подготовленных материалов. Процесс напоминает ковку многослойного меча-катаны. На сборку мотора RC213V вместе с производством всех запасных частей уходит порядка трех месяцев. Каждый двигатель в MotoGP должен обеспечить пилоту 1500 км пробега в самых жестоких условиях эксплуатации.

Второй предел - механическое устройство классического привода клапанного механизма, основанное на использовании стальных пружин, которые возвращают клапан в исходное состояние после открытия. Главным недостатком механизма является высокая инертность каждой детали: при значительном повышении оборотов коленчатого вала система просто не успевает отрабатывать цикл открытия-закрытия клапана, и можно наблюдать эффект «зависания» клапанов в открытом состоянии. Ведь клапаны открываются и закрываются более 140 раз в секунду!.. Другая проблема, выносливость пружин, которые в таком жутком темпе просто лопаются пополам, а это уже чревато разрушением всего двигателя и большой аварией.

В ходе разработки двигателя для RC212V инженеры Honda вплотную подошли к границам работоспособности классического клапанного механизма. Переход на 800-кубовые двигатели V4 в 2007 году вынудил их сделать шаг за пределы возможного - найти решение: ведь для сохранения скоростей и конкурентоспособности нужно увеличить скорость вращения коленчатого вала еще, как минимум, на 2500-3000 об./мин. по сравнению с 990-кубовыми V5.

С открытием клапана нет никакой проблемы, поскольку за это отвечают кулачки на распределительном валу - они механически толкают клапаны через коромысла, которые затем возвращаются в исходное положение, и так по кругу. Но между коромыслом и клапаном существует зазор, отсутствует жесткая прямая связь. Инженеры взяли на вооружение технологию, разработанную Renault F1 Team еще в 80-х годах: пружинный механизм решили заменить пневматическим, в котором сжатый воздух принудительно открывает и закрывает клапаны.

Идея, воплощенная Renault F1 Team в 80-х
Идея, воплощенная Renault F1 Team в 80-х


Из курса физики мы знаем, что любой газ, попадая в контейнер, стремится заполнить его весь (при этом просто меняется его плотность). Инженеры решили заменить пружины гибкими воздушными контейнерами: при подаче сжатого воздуха они наполняются и расширяются, толкая клапан вперед; затем сжимаются до исходного состояния, возвращая клапан назад.

Замена металлических пружин также помогла значительно облегчить клапанный механизм, снизив его инертность, повысив надежность и скорость срабатывания, а также точность открытия (высоту подъема клапана в седле). В итоге, в Honda добились существенного снижения потребления топлива.

В первых системах использовался сжатый воздух, сегодня используется азот, имеющий более стабильную структуру и меньший вес, чем воздух, и азот предельно устойчив к перепадам температур, практически не распадается на атомы даже при +2500 градусов.

«Пневмопружина» - это небольшой гибки цилиндр, окружающий шток клапана и имеющий плотное крепление к нему посредством двух гибких мембран. Прочность контейнера позволяет нагнетать в него азот под давлением от 10 до 16 бар (его регулирует электронная система, входящая в состав ECU). Коромысло толкает клапан вниз, открывая его. Затем коромысло поднимается, и в контейнер поступает порция сжатого азота, посредством которого мембраны меняют форму и плотно притягивают клапан к седлу.

В 2007 году весь сжатый воздух помещался в баллоне объемом около 2 литров, этот объем расходовался постепенно, и баллон приходилось перезаряжать каждые 20-30 минут. К 2008 году в HRC довели время работы системы до 45 минут.

Привод клапанного механизма Honda RC213V
Привод клапанного механизма Honda RC213V


Сейчас система замкнута. И все же, учитывая, условия работы и температурный режим, не миновать незначительных потерь и стравливания, поэтому в пневмосистеме присутствуют несколько компенсационных бачков с запасом азота под давлением в 200 бар. Они «перезаряжаются» в боксе команды с помощью обычного компрессора, обычно, не чаще раза за каждую сессию.

Электроника постоянно контролирует давление в системе и может добавлять азот из компенсационных бачков. Часть отработанного азота попадает в утилизатор, заполненный маслом, которое затем стравливают.

Применение пневматического привода клапанного механизма позволяет раскручивать двигатель до 20000 об./мин. Но правилами MotoGP обороты ограничены на отметке 18000 об./мин. Пиковая мощность на заднем колесе при этом может достигать 280 л.с. и даже больше.

Расчетная пиковая скорость прототипа Honda RC213V в идеальных условиях может составить 368 км/ч.

Рекорд MotoGP, зафиксированный на данный момент, принадлежит 1000-кубовому Ducati GP18 (Андреа Довициозо, Mugello) - 356.5 км/ч.

А вот среди 800 куб. см. (2007-2011) быстрейшим был именно Honda RC212V - 349.3 км/ч

Десмодромный привод Desmosedici
Десмодромный привод Desmosedici


Чем так хорош десмодромный привод Ducati? В его механизме полностью отсутствуют пружинки, поскольку клапан приводится в движение двойным коромыслом, которое его механически открывает и закрывает, что фактически полностью снимает вопрос с работоспособностью системы и зависимости от оборотов.

Важные новости
 
В ожидании дождя: Марк Маркес возглавил FP1 Гран-При Франции MotoGP 2025
В ожидании дождя: Марк Маркес возглавил FP1 Гран-При Франции MotoGP 2025

Первая свободная практика Гран-При Франции MotoGP 2025 года прошла в прохладных, но абсолютно сухих условиях. Марк Маркес (Ducati Lenovo Team) возглавил протокол, опередив Брада Биндера (KTM Factory Racing) и Алекса Маркеса (Gresini Racing). Но паддок Bugatti Circuit внимательно следит за небом над Ле-Маном... Результаты FP1 ГПФранции.
Битва за спасение KTM: в игру вступает сын Легенды Формулы-1 Ники Лауды - как это связано с MotoGP?
Битва за спасение KTM: в игру вступает сын Легенды Формулы-1 Ники Лауды - как это связано с MotoGP?

Инсайдеры сообщили, что в деле о спасении от банкротства крупнейшего производителя мотоциклов Европы - KTM AG появился новый интересный эпизод: действующий гендиректор компании Готтифрид Ноймайстер привлек к сотрудничеству своего давнего партнера по бизнесу, сына легендарного гонщика Формулы-1 Ники Лауды - Лукаса Лауду. Почему именно его?
Гран-При Франции - Фабио Куартараро: Yamaha продолжит сезон MotoGP 2025 с новым двигателем
Гран-При Франции - Фабио Куартараро: Yamaha продолжит сезон MotoGP 2025 с новым двигателем

Флагман Monster Energy Yamaha MotoGP Фабио Куартараро подтвердил, что заводская команда приступает к работе с новым двигателем Yamaha YZR-M1, полученным и опробованным на тестах IRTA в Хересе.
Диган едет на финал AMA Supercross 250SX чемпионом Западного дивизиона, но битва за национальный титул еще предстоит
Диган едет на финал AMA Supercross 250SX чемпионом Западного дивизиона, но битва за национальный титул еще предстоит

19-летний Хайден Диган досрочно выиграл титул чемпиона Западного дивизиона AMA Supercross 250SX и на радостях купил себе в качестве бонуса Lamborghini. Готов ли он к финальной схватке за национальный титул США и к переходу в Премьер-класс по линии Yamaha?
QTM Motorsport приняла увлекательный технический вызов в сотрудничестве с Zontes
QTM Motorsport приняла увлекательный технический вызов в сотрудничестве с Zontes

QTM Motorsport и российский дистрибьютор мототехники «Роллинг Мото» начинают совместный проект по технической кооперации в разработке нового поколения спортивного мотоцикла Zontes ZT703RR и подготовке его для интеграции в международный гоночный класс под эгидой FIM, который с 2026 года заменит в чемпионате мира категорию World Supersport 300.
Самый быстрый прототип MotoGP в истории выставлен на аукцион: сколько за него просят?
Самый быстрый прототип MotoGP в истории выставлен на аукцион: сколько за него просят?

Говоря, что хорошие истории хорошо продаются! Прототип Мото Гран-При KTM RC16 Брада Биндера, на котором пилот заводской команды разогнался до 366.1 км/ч в Муджелло, выставлен на аукцион Sotheby′s. Предварительные заявки уже поступили: он может стать не только самым быстрым, но и самым дорогим мотоциклом всех времен.
Расписание 1 этапа чемпионата по Минимотарду и Супермото 2025 на картодроме Лидер
Расписание 1 этапа чемпионата по Минимотарду и Супермото 2025 на картодроме Лидер

Перенесенный на 10-11 мая 2025 года первый этап традиционного чемпионата по Минимотарду и Супермото стартует на картодроме «Лидер»: расписание гоночного дня.
Мотоциклы Honda E-Clutch теперь и в России: первое знакомство с Honda CBR650R и CB650R
Мотоциклы Honda E-Clutch теперь и в России: первое знакомство с Honda CBR650R и CB650R

Honda Motor Co. представила концепт автоматизированного выжима сцепления Honda E-Clutch на Миланском Мотосалоне EICMA 2023, надстройка сразу пошла в серийное производство, поначалу как опция. Но в 2025 году дорожные мотоциклы Honda CBR650R и CB650R E-clutch стали базовой моделью, согласно каталогам европейских представительств. Одновременно, эти мотоциклы пришли и в Россию! Изучаем первые официальные экземпляры: как это работает, что нового, ощущения - первое знакомство.
Расписание и трансляции 6 этапа MotoGP 2025 FrenchGP - Гран-При Франции
Расписание и трансляции 6 этапа MotoGP 2025 FrenchGP - Гран-При Франции

Гран-При Франции стал «золотым» этапом для MotoGP в пост-пандемийные годы (2021, 2022, 2023 и 2024), благодаря энтузиазму французских фанатов и присутствую в Королевском классе двух сильных гонщиков - Фабио Куартараро и Жоана Зарко, у каждого своя притягательная история. Кое-какие факты, расписание и трансляции #FrenchGP 9-11 мая 2025 года.
«Правило Мартина» принято: травмированным гонщикам MotoGP разрешили эксклюзивные тесты на прототипах
«Правило Мартина» принято: травмированным гонщикам MotoGP разрешили эксклюзивные тесты на прототипах

«Правило Мартина» как прозвали инициативу босса Aprilia Racing Массимо Риволы о возможности проведения небольших тестов для возвращающихся в строй пилотов MotoGP, получило одобрение Комиссии FIM по Большим Призам и начинает действовать незамедлительно. Ранее, против него выступил некий анонимный член MSMA, причем, до сих пор неизвестно, представитель какого завода это был.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 26 февраля 2019
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


4.17 МЛН
годовая
аудитория
699441
посетителей
в месяц
44901
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island