МОТОГОНКИ.РУ, 24 января 2009 - Со всех сторон поступают предложения об изменениях правил, технического регламента и прочих уловках, как бы сохранить бюджеты и сократить расходы на мотогонки. Действительно, основной груз лежит сегодня на заводских командах, которые борятся за титулы, за превосходство в чемпионате во всем - борятся своими средствами! Прежде всего, это новейшие технологии, позволяющие извлекать из двигателей весь потенциал, а затем, достигнув максимума, перешагивать границы возможного.
Со своими предложениями выступили Президенты FIM Вито Ипполито, Dorna Sports Кармело Эспелета, директора заводских и частных команд (их предложения мы также озвучим - чуть позднее). Но никто никогда не спрашивал мнения главных действующих лиц - ведущих инженеров заводских конюшен, которые собственно и куют золото будущих побед в своих лабораториях и R&D департаментах.
Лидер проекта Ducati Desmosedici Филиппо Прециози уверен, что спасение MotoGP не в изменении правил, а в стабилизации ситуации на рынке гоночной техники. Технический гений Прециози вывел Кейси Стоунера в чемпионы мира в 2007 году. 800-кубовый мотоцикл, созданный Филиппо был превосходным во всех смыслах этого слова - он опередил технологии японских заводов минимум на полтора года! Заметьте, завод Ducati первым представил Desmosedici, когда спецы Honda и Yamaha еще ломали головы над прототипами. Уж кому, а Прециози можно верить.
"Любая модификация правил влечет за собой новые расходы - их увеличение, прежде всего! - заявил он, - Обратите внимание на то, как часто стал меняться технический регламент MotoGP. Мы еще не успели толком привыкнуть к 800-кубовым прототипам, а нас уже пересаживают на единые покрышки. Что касается Ducati, переход чемпионата на Bridgestone нам только на руку: у нас есть все данные и настройки, нас новые правила вообще не коснутся. Но как быть командам, которые всю жизнь работали с Michelin? Их ждут тяжелые времена! Мы увидим все это в Сепанге, тесты уже скоро. Не стоит рассчитывать на всестороннюю помощь японских шинников - у них просто нет такого количества специалистов, чтобы приставить к каждой команде по одному из них. Снова придется искать средства для ликвидации брешей в телеметрии - дополнительные тесты? Вряд ли. Покупка секретных данных, шпионаж? Возможно. В любом случае - это новые расходы. Мы много натерпелись, когда переходили с 990-кубовой схемы на 800-кубовую. Кому-то так и не удалось это сделать сразу. Главное что? Заводы стремятся выжать из кажого двигателя максимум, никто этого не скрывает. R&D работают не покладая рук круглый год: если мы снижаем объем, значит увеличиваем обороты; увеличиваем обороты - повышаем цену двигателей, снижаем их надежность. Все взаимосвязано. Меняем покрышки - увеличиваем нагрузку на инженерный комплекс. Снова повышаем цену вопроса"
Что же получается? Любое изменение правил, даже направленное на снижение затрат - это новые затраты?
"Именно! Если мы хотим сохранить расходы на каком-то определенном уровне, держать их под контролем, то лучшим средством для этого было бы заморозить правила чемпионата хотя бы на несколько лет, - считает итальянский инженер, - Мы все хотим какой-то стабильности, уверенности. Любые новые движения стоят новых денег"
Итак, Филиппо Прециози предлагает свой метод спасения MotoGP и снижения стоимости: не менять правила и тем самым через год-другой затраты заводов снизятся сами собой. Звучит чертовский логично!
Но есть и другие мнения.