МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Видео Календарь Энциклопедия Контакты

Стратегии - это все: как всесторонний прогресс усложняет жизнь инженерам и пилотам MotoGP

MotoGP
Лента новостей
»
22 октября 2019 | 34143
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU
Грустная шутка Валентино Росси о том, что мотоцикл Маркеса, оставшийся без бензина сразу после пересечения линии финиша чем-то напомнил ему классические болиды Ferrari из Формулы-1 («они разваливались на части сразу после финишного флага»), имеет под собой серьезные основания. Это больше чем сарказм.

МОТОГОНКИ.РУ, 22 октября 2019 - Суть вот в чем. Проблемы с нехваткой топлива на гонку преследуют пилотов MotoGP с тех пор, как FIM настояла на переходе с 990-кубовых моторов на 800-кубовые в 2007 году. С тех пор главным элементом прототипов MotoGP стал блок управления электроники, а не сам двигатель или шасси. Это в корне изменило не только езду пилотов, но и инженерию.

Но затем появился еще один элемент, который радикальным образом повлиял на правила игры - это покрышки. С тех пор, как было введено правило единого поставщика покрышек в 2009, сам подход к проектированию прототипов MotoGP изменился: шасси стали строить под особенности резины. Особенно памятны сезоны 2008-2009 годов, когда Honda пришлось перестраивать свои RC212V прямо по ходу чемпионата, потому что они не соответствовали новым Bridgestone.

В конце 2019 года технический прогресс сконцентрировался в тех же двух направлениях - это покрышки и электроника, и поскольку единый производитель шин - Michelin уже практически достиг нирваны в технологии производства и варки компаундов, эпоха перемен в прошлом. Теперь заводы борются за мозги, причем, жутко специализированные - за мозги телеметристов, которые умеют правильно программировать стратегии.

Strategy vs Strategies


В слове «стратегия» в современном мотоспорте зарыто два понятия. Во-первых, это традиционное понятие о том, как вести гонку - это слово пилота. Во-вторых, стратегии - это алгоритмы поведения электроники мотоцикла, его ответ на ситуации, заложенные в ECU. Электронные стратегии, их разработка, совершенствование и тюнинг - краеугольный камень сегодняшнего MotoGP!

Но «стратегии» и «стратегия» тесно переплетаются.

Мотоцикла и умений пилота в идеале должно хватить ровно на то, чтобы доехать до финиша - разумеется, первым, - а затем, хоть трава не расти. Двигатель может развалиться на части, бензин кончиться, покрышки рассыпаться в пыль. Главное, после клетчатого флага! Можно прислонить инструмент к гардрейли и насладиться славой победителя, пройдясь до закрытого парка (мотоцикл туда доставят маршалы).

Пошутив на тему, что «если бы ценой победы была прогулка пешком до подиума, то он бы с удовольствием гулял так каждый уикенд», Росси признал, что ему в данный момент такого идеала с M1 достичь не удается. И не только ему одному.

К сожалению, сегодняшние технологии пока не позволяют создавать такие мотоциклы и рассчитывать идеально все, чтобы остальное - езда и борьба - зависело только от умений пилота: покрышки изнашиваются раньше срока; иногда, посреди гонки кончается мотор, а иногда он кончается еще на тренировке, и пилоту приходится ставить новый, иногда сверх квоты, что ломает весь план на уикенд из-за пенализации; в электронике происходят глюки, ECU переходит в защитный режим, блокируя все остальное и так далее.

Но главной проблемой планирования гонок сейчас является выносливость покрышек и стратегия, построенная командой: как сохранить высочайшую скорость от старта до финиша, не теряя темп.

У высокой мощности двойной прайс


Цель гоночного инженера любой команды в том, чтобы дать пилоту максимум мощности и скорости. Но если он будет ехать так весь заезд, он а) прикончит шины из-за неминуемой пробуксовки, и б) израсходует весь бензин за несколько кругов до финиша. Электронные стратегии, заложенные в ECU, содержат алгоритмы, которые позволяют извлекать максимум полезной мощности, при этом экономя бензин и снижая нагрузку на покрышки. Ведь не нужны все 300 л.с., чтобы ехать достаточно быстро и стабильно. Достаточно и 240, а извлекать весь табун нужно лишь в определенные моменты, в нужных поворотах или на прямых. Но трассы состоят из связок самых разных поворотов и самых разных прямых!

В ответственный момент электроника чуть-чуть прижимает пик момента, чтобы избежать пробуксовки заднего колеса (это же повышенный износ резины). В разных ситуациях, на разных треках, в разных поворотах это происходит по-разному, и работа гоночного инженера становится очень кропотливой - в сотрудничестве с пилотом! Инженер прописывает программу прохождения круга с точной привязкой к точкам по GPS, где и как должны отрабатывать разные стратегии. Особенными нюансами являются точки, где необходим edge grip - держак на самом краешке покрышки в сильном наклоне. С одной стороны, там нужно держать ровную скорость, с другой не снижать ее - ищется компромисс.

Значительное совершенствование покрышек привело к тому, что они стали изнашиваться не так интенсивно, и теперь это позволяет инженерам давать пилоту чуть больше мощности, обеспечивая чуть больше скорости там, где раньше они включали ограничители.

Большая мощность - это еще и больший расход бензина!

Марку Маркесу удалось убежать от Фабио Куартараро в Мотеги, но это ему удалось на грани возможностей мотоцикла и командной работе, в частности, по выработке идеальной стратегии на заезд.

Есть три основные стратегии, применяемые в MotoGP, в частности, Маркесом и его ближайшими конкурентами.

Стратегия отрыва


Первая стратегия - это уход в отрыв на первых кругах и попытка контроля над соперниками. Смысл ее в том, чтобы выжать максимум из двигателя и покрышек, чтобы на первом-втором кругах взять темп, превышающий темп пелетона на 0.5-0.6 секунды. 2-3 кругов достаточно, чтобы в этом случае нарастить отрыв в 1.5-2 секунды, а затем вернуться в темп пелетона и следить, чтобы конкуренты не приближались на опасную дистанцию. Именно так Маркес выиграл Гран-При Японии.

Эта стратегия хороша для самых мощных моторов чемпионата и имеет в себе заложенный риск: нужно использовать мягкие покрышки, которые прогреваются сразу же, на первом круге; риск в том, что в жаркую погоду резины может просто не хватить на 20 кругов. Следующий риск в том, что самая мощная карта питания, заложенная в ECU, обеспечивает невероятный перерасход топлива на первых кругах. На этот риск и пошел Маркес в Мотеги - ему пришлось ехать очень быстро не 1-2 круга, а всю первую половину заезда, потому что Куартараро не планировал отставать.

Есть еще нюанс: эта стратегия работает только в том случае, если пилот выигрывает квалификацию или стартует с первой линии. И она совершенно не работает, если приходится стартовать с 3-4 линий или далее.

Важные новости
 
Марк Маркес атакует: ради победы HRC должен стать более европейским проектом MotoGP
Марк Маркес атакует: ради победы HRC должен стать более европейским проектом MotoGP

Марк Маркес собрали сегодня «исключительную пресс-конференцию» явно не для того, чтобы рассказать еще раз то, что он же озвучил в официальном интервью Repsol Honda на прошлой неделе. У него было послание для Honda Racing, куда более важное...
MotoGP: Штефан Пире - KTM в праве требовать отступные за уход Рауля Фернандеса к конкурентам
MotoGP: Штефан Пире - KTM в праве требовать отступные за уход Рауля Фернандеса к конкурентам

Рауль Фернандес может остаться в MotoGP на 2023 год: он планирует вступить в RNF Racing, которая станет саттелитом Aprilia Racing. Однако заводской проект KTM, с которым у испанца заключен многолетний контракт, потребует возмещения своих инвестиций в молодого гонщика.
Самая сумасшедшая гонка MotoGP 2021 года: вспоминаем Гран-При Австрии и славную победу Брада Биндера
Самая сумасшедшая гонка MotoGP 2021 года: вспоминаем Гран-При Австрии и славную победу Брада Биндера

...прогноз погоды на день гонки, 15 августа 2021 года был примерно такой же, какой сегодня дают европейские синоптики на предстоящий уикенд в Шпильберге: дождь пугал паддок до последнего момента, но Гран-При Австрии стартовало, как сухая гонка. И до определенного момента это была ТА САМАЯ - НЕВЕРОЯТНАЯ БИТВА! Но затем, туча все же расплакалась.
Битва Honda и KTM в Moto3 продолжается: Факты и статистика - кто успешней на Red Bull Ring?
Битва Honda и KTM в Moto3 продолжается: Факты и статистика - кто успешней на Red Bull Ring?

Для класса Moto3 Гран-При Австрии на Red Bull Ring - это одна из самых непредсказуемых историй, потому что на сегодняшний день нет совершенно никакой четкой статистики, говорящей в пользу того или иного мотоцикла или пилота: каждый сезон, начиная с 2016, уикенд развивался по уникальному сценарию.
MotoGP возвращается: расписание AustrianGP - Гран-При Австрии на Red Bull Ring
MotoGP возвращается: расписание AustrianGP - Гран-При Австрии на Red Bull Ring

После продолжительных летних каникул Гран-При Великобритании прошло, словно "разминка" перед куда более значимым событием - Гран-При Австрии на Red Bull Ring. MotoGP, Moto2, Moto3 и MotoE вернутся в эти выходные в Шпильберг! Расписание и особенности 13-го этапа чемпионата мира по Мото Гран-При.
Марк Маркес возвращается в MotoGP... как аналитик: Баньяя - фаворит, а Фабио срочно нужна помощь
Марк Маркес возвращается в MotoGP... как аналитик: Баньяя - фаворит, а Фабио срочно нужна помощь

Марк Маркес возвращается в паддок MotoGP после двух месяцев отсутствия из-за 4-й операции на правой плечевой кости. Он проведет всю неделю на Red Bull Ring как... гость Red Bull и как временно недействующий пилот Repsol Honda, конечно же. Dorna записала небольшое интервью с Марком, где попросила оценить ход схватки за титул в 2022 год - кто наиболее явный фаворит, а у кого большие трудности.
MotoGP: Хорхе Мартин продлил контракт с Ducati - о чем он думает, открывая новую главу в карьере?
MotoGP: Хорхе Мартин продлил контракт с Ducati - о чем он думает, открывая новую главу в карьере?

Стало известно, что Хорхе Мартин получил новый 2-летний контракт с Ducati Corse, о чем уже не стесняется говорить. В составе какой команды он проведет 2023 год? Как изменился менталитет испанца после головокружительного дебюта и катастрофы в 2021? Последствий этого в 2022? Пилот Pramac рассказал в обширном интервью перед стартом уикенда на Red Bull Ring.
Почему Honda и Yamaha в равном - удручающем положении в MotoGP и к чему всё идет
Почему Honda и Yamaha в равном - удручающем положении в MotoGP и к чему всё идет

Два заводских гоночных проекта MotoGP из Японии - Honda Racing и Yamaha Racing оказались в необычном для себя положении на экваторе сезона 2022 года: у них есть два сильнейших гонщика, которые знают, как привести к титулу их прототипы; но ни Yamaha, ни Honda в этом году не может в полном смысле рассчитывать на это. Почему? Что вообще происходит в мире Мото Гран-При?
Гран-При Австрии MotoGP 2022 пройдет на новой конфигурации Red Bull Ring: история, факты, видео
Гран-При Австрии MotoGP 2022 пройдет на новой конфигурации Red Bull Ring: история, факты, видео

История трассы в австрийском Шпильберге берет начало в 1969 году. С тех пор автодром, построенный на бетонной основе покинутой военно-воздушной базы, несколько раз перестраивался. Все эти годы он хранил свою сущность как суперскоростной трек, заткнувший за пояс по показателям средней скорости на круге и Phillip Island, и Sepang International Circuit, и даже Mugello... Но в 2022 это качество может резко измениться: что нас ждет на Гран-При Австрии по MotoGP 2022 года.
MXGP: Тим Гайзер из заводской команды Honda стал 5-кратным чемпионом мира по мотокроссу
MXGP: Тим Гайзер из заводской команды Honda стал 5-кратным чемпионом мира по мотокроссу

В Хювинке, на #MXGPFinland определился первый мировой титул 2022 года: уверенно финишировав в гонке, пилот заводской команды Team HRC Тим Гайзер обеспечил себе досрочную защиту титула - он стал 5-кратным!
 


Стратегия выжидания


Вторая стратегия - родом из Moto3. Ее смысл в том, чтобы экономить топливо и ехать в слипстриме у лидера и других его преследователей на первых кругах и ждать момента для решающего прорыва. Это - игра. Ни в коем случае нельзя откатываться назад, пропуская вперед таких же «стратегов», потому что в решающий момент скорости и расстояния до лидера просто может не хватить.

Если один пилот выбрал такую стратегию, а другой изначально приготовился к стратегии ухода в отрыв, то второму ничего не остается, как отказаться от своих планов и выбрать третий вариант.

Секретная стратегия чемпионов прошлого


Она заключается в том, что нет никакой стратегии: приходится гнаться за лидером в навязанном им же темпе и ждать чуда.

В 2018 году потребление бензина и покрышек было главным сдерживающим фактором в MotoGP. Этот опыт заставил сильнейшие команды менять весь подход к планированию гонок от старта до самого финиша.

Помните, как провел Гран-При Катара Андреа Довициозо? А помните, что сказал после этого Валентино Росси?

Довициозо изначално взял курс на сдерживание темпа лидирующей группы, чтобы ему хватило и покрышек, и бензина (но в основном, речь о покрышках). Кто пытался ехать быстрее лидеров, поплатился - растерял темп и шансы на борьбу за подиум за несколько кругов до финиша. Одним из таких борзых, но обломавшихся гонщиков был, кстати, Жоан Зарко на борту Tech 3 Yamaha! Помните? В 2017 году он пришел в MotoGP и был готов всех порвать, но в Катаре не проехал и нескольких кругов - вылетел во 2-м повороте. Он вернулся в Лосаил в 2018, чтобы повторить попытку, и она почти ему удалась. Но Зарко не получил ценный опыт в 2017, поэтому не смог понять причин, по которым самые умные - Дови, Маркес, Росси и Кратчлоу - проехали всю гонку в темпе на 0.3-0.5 секунды медленней обычного. Зарко слился за 5 кругов до финиша, вместе с ним еще 2-3 таких же молодых да ранних - опыт...

Росси отреагировал на ту гонку, сравнив ее с велогонками преследования: пелетон тянется за лидером, не предпринимая никаких действий; время от времени лидер меняется, но суть - нет - гонка скучна и решающий рывок происходит за 100 метров до финиша. Такой MotoGP никому не интересен. К счастью, подобных гонок в этом году было не так много!

Конец эпохи перемен


К 2019 году шинная история устаканилась, Michelin стали стабильными и выносливыми. Команды тут же изменили подход к стретегии. Они стали брать более мягкие покрышки, чтобы можно было атаковать с первого же круга из-за лучшего держака и прогрева. Наконец, Michelin теперь позволяют ехать быстрее весь заезд. Проблемы с этим остались только у некоторых гонщиков, которые никак не могут адаптировать свой стиль и электронные стратегии к новым реалиям.

Ducati и Honda смогли первыми, благодаря наличию в их рядах выдающихся специалистов, ранее работавших над разработкой самих блоков управления ECU, установленных на всех прототипах MotoGP. Но в 2020 году два таких специалиста перемещаются в гараж Yamaha Factory. Вот будет интересно на все это посмотреть!

Новая проблема


Она в том, что бензина в баке больше не становится, а технологии экономии топлива развиваются гораздо медленней, чем шинные.

Схема такая: шины позволяют дольше ехать быстро, потому что дольше обеспечивается высокий держак -> можно дольше ехать на карте с пиковой мощностью, получая преимущество в скорости -> дольше расходуется максимум объема топлива.

Снова гонщику приходится шевелить мозгами, в какой момент менять топливную карту, чтобы хотя бы доехать до финиша. В то же время, появляется риск, что соперник догонит и перегонит, если у него плавнее ход (традиционная дуэль Honda и Yamaha на техничных трассах).

Маркесу теперь приходится заниматься высшей математикой в прямом эфире, учитывая 100500 факторов! Вот почему он уникален - он это все умеет... Другие пока не столь универсальны, либо в силу перегруженности опытом прошлых лет (Росси, Довициозо, Кратчлоу), либо в силу отсутствия нужного опыта (Виньялес, Миллер, Морбиделли).

Идем по пути к Moto3


Как и хотел босс Dorna Sports Кармело Эспелета, MotoGP плавно движется по пути к Moto3: большой, плотный пелетон, где 20 человек в 1 секунде от лидера, 5-7 претендентов на победу и 10-12 на подиум. Технически, к этому все идет. Физически, пока нет, поскольку таких уникумов как Маркес, единицы.

В Moto3, где личный опыт пилота играет меньшую роль, чем отвага, стабильность и удачливость. В Moto2 разница уже более существенная, поскольку у гонщиков появляется опыт, а инженерная часть вопроса выходит на первый план - моторы-то у всех одинаковые +/- 2 л.с.!

Наконец, в MotoGP слишком трудно контролировать мотоцикл, это удается идеально лишь половине пилотов Королевского класса. И половина из них борется за то, чтобы финишировать в гонке и заработать какие-то очки, и только четверть пелетона - 5-6 человек - за призовые позиции.

Выводы


Фабио Куартараро проехал Гран-При Японии близко к идеалу с точки зрения пилотажа и относительно собственного опыта MotoGP. Но Маркес извлек из Honda RC213V все 100% возможностей, у него кончился бензин ровно на финише, а не за два поворота до него. Каждый пилот начинает получать информацию на контрольной панели своего байка, когда уровень топлива снижается до определенного уровня, и это начинает создавать негативное давление на гонщика. Ему приходится отвлекаться от самой гонки, рассуждая на тему, как сохранить темп, не высохнув на последнем круге. Будь у Куартараро двигатель чуть-чуть помощнее, чем сейчас, он бы догнал Маркеса в его попытке убежать, и Маркесу пришлось бы встретиться на последнем круге с юным французом еще раз, как было в Мизано и Бурираме.

Стратегия, выбранная Маркесом для Мотеги, была идеальной - на грани риска проиграть гонку. Это удача и просто чудо!

ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 22 октября 2019
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2022 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ. Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2022 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


1151898
годовая
аудитория
86167
читателей
за месяц
5989
прочитано статей
за сегодня

Для рекламодателей
Новости Фото Видео Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости мотоиндустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOGONKI.TV / MOTOFOTO.RU © 2003-2022

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message