МОТОГОНКИ.РУ, 2 января 2025 - 2025 год станет второй попыткой Dorna Sports провести чемпионат в 22 этапа. Попытка 2024 года сорвалась из-за жуткого форс-мажора с Казахстаном и Аргентиной, заменить которые промоутер MotoGP не смог. Гран-При Индии, о риске отмены которого было известно заранее, удалось заменить на doubleheader в Мизано - решение стработало, оба этапа удались, стали зрелищным шоу, каждый со своей интригой.
Также, Dorna чудесным способом выкрутилась из еще более серьезного форс-мажора из-за наводнения в Валенсии и гарантированной отменой финального раунда на Ricardo Tormo Circui. То, как Эспелета и Ко. справились с переносом решающего события MotoGP в Барселону, войдет в анналы кризисного менеджмента как безупречно проведенная операция. За одного это решение Liberty Media должна обнять Dorna и расцеловать, а также взять на вооружение все использованные испанцами решения.
Впервые реальный рабочий сезон команд MotoGP будет состоять из 26 рабочих недель
Итого: в 2025 году должны, наконец, состояться все 22 этапа. Но событий в целом будет гораздо больше, и шоу, начавшись 1 февраля в Сепанге, плавно перетечет в Валенсию, где 18 ноября стартуют тесты IRTA сезона 2026 года - в сумме, не считая "домашней работы", участникам MotoGP предстоит провести в условиях работы на треке 26 недель.
Тотальная экспансия, шаг первый
MotoGP идет вширь сразу в двух направлениях. Политически и идеологически, в рамках нового сотрудничества с Liberty Media, промоутер Мото Гран-При хочет расширить аудиторию. Как ни странно, но она живет в Азии - миллионы новых фанатов, которых можно привлечь на трибуны автодромов. Потому что продажа билетов на MotoGP - это прямой заработок, который легко показать инвесторам.
Но, хотя азиатов много, они бедны. Поэтому, второе направление развития Dorna - возвращение на гарантированно денежные места в Европе. Что это всё значит?
Аи Огура, чемпион мира по Мото Гран-При Moto2 2024 года
MotoGP идет в Азию
Чемпионат 2025 года стартует в Таиланде 1-2 марта, но на деле, MotoGP поселится в Юго-восточной Азии уже в феврале: за традиционными тестами в Малайзии последуют тесты в Таиланде, а между ними в тайской столице Бангкоке состоится официальная презентация нового сезона. Как заявил Эспелета, это не будет некая единая презентация команд, как в конце осени устроили в Формуле-1. Это будет именно шоу с презентацией нового чемпионата: интервью, фотосессии, прямые включения на протяжении всего дня, 9 февраля.
Цель февральского тура - дать азиатам надежду, что они действительно имеют большое значение в планах Dorna Sports и Liberty Media. Азиаты представляют интерес для производителей мотоциклов, прежде всего, японских брендов Honda и Yamaha. Но важно, что азиаты гораздо больше «мотоциклисты» (не по культуре, а по своим реальным финансовым возможностям), чем европейские и американские автомобилисты. Они более лояльны, их надо всячески ублажать.
Привет, Бурирам!
Старт сезона в какой-то конкретной стране - это всегда, прежде всего, шоу и некая демонстрация, декларация. В данный момент, Dorna заявляет:
- мы расширяем географию, и Азия - наша территория!
Вот, почему в Moto3, Moto2 и даже MotoGP появилось столько азиатов - индонезийцев, малайцев, тайцев и, конечно, японцев. MotoGP в Японии захерел как событие и культурное наследие, его надо поднимать. Тайцы и индонезийцы - это десятки миллионов ежегодно продаваемых новых мотоциклов, только и всего. Но для этого нужны новые драйверы.
Но истинная цель - Америка
Следом за Гран-При Таиланда (ключевым событием в Азии) следует короткий американский тур в Аргентину и Остин (где живут настоящие деньги).
Nothing personal, just a business
MotoGP в Америках лишь прирастает, но еще не выстрелил. Всё, что сейчас делают Liberty и Dorna, это готовят почву для расширения географии в 2026 году: Гран-При Бразилии уже объявлено; нас ждет анонс о втором этапе в Соединенных Штатах, а также, вероятно, в Мексике.
Катар больше не в эксклюзиве
И лишь после США - визит в Катар. Гран-При Катара открывало календарь MotoGP много-много лет, это был эксклюзив, совершенно не связанный с реальными заработками промоутера чемпионата. Катарские власти делали всё возможное, чтоб продемонстрировать соседям свою независимость и современные взгляды. Гран-При Катара субсидировалось QMMF и правительством с первого же дня. Но теперь, когда на Lusail International Circuit проводятся оба Гран-При - и MotoGP, и Формула-1, Большие Мотоциклетные призы ушли на второй план. И это дало возможность Эспелете говорить о подвижках в календаре, рулить этим вопросом в своих интересах. Гран-При Катара по-прежнему самый дорогой этап в календаре MotoGP, вот почему шейхи дали указание Qatar Airways взять на себя бремя спонсирования мотогонок.
Матушка Европа
В 20-х числах апреля MotoGP вернется в Европу, где стартует длительный евротрип. Но тоже нетрадиционный по порядку гонок.
Гран-При Великобритании в качестве эксперимента (и по согласованию с Формулой-1) пройдет в конце весны, 23-25 мая на Silverstone Circuit. Британский раунд последует за французским, так что логистика играла в принятии решений не последнюю роль.
Гран-При Арагона состоится в июне, перед поездкой в Муджелло и Ассен.
Balaton Park - новая трасса и этап MotoGP в 2025 году
Логистически оправданным является и тур MotoGP по Центральной Европе: следом за Гран-При Германии на Sachsenring произойдет долгожданное возвращение в Чехию, на Automotodrom Brno (18-20 июля), оттуда чемпионат сделает короткий марш-бросок на Red Bull Ring (15-17 августа), а оттуда едет на новый автодром Balaton Park в Венгрию (22-24 августа).
Все очень устанут в октябре, но... c'est la vie!
Тихоокеанский тур в 2025 году будет короче прошлогоднего, в него войдут 4 этапа - Япония, Индонезия, Австралия и Малайзия, и займет он 5 недель вместо 7-ми, как в 2024-м, когда в паддоке слишком длинный отрыв от Европы вызвал недовольство, больно ударив по бюджетам команд. К тому же, длинный Тихоокеанский тур 2024 года реально утомил, как участников чемпионата, так и зрителей.
Финал в Валенсии запланирован на 14-16 ноября, чтобы у команд MotoGP были в запасе 1-2 недели для проведения частных тестов до введения официального запрета FIM на трековую активность.