МОТОГОНКИ.РУ, 15 марта 2020 - Почему чемпионат мира не может быть просто отменен из-за угрозы со стороны, как, например, это сделала в 2008 году французская компания A.S.O. с ралли-марафоном «Дакар»? Если «Дакар» как крупнейшее мировое, но все-таки единичное событие, то MotoGP длится почти год, начиная с февраля (первых тестов) и по конец ноября. Каждый гоночный уикенд - отдельное событие, на которое Dorna заключает контракты с автодромами, локальными промоутерами, но также и с телекомпаниями.
Для генерального промоутера основной источник доходов складывается из отчислений именно телекомпаний за права на трансляции гонок MotoGP. На втором месте стоят спонсорские и рекламные контракты, напрямую заключенные с Dorna Sports. Наконец, третье место занимает собственное производство и прямая продажа контента на motogp.com. Организация и проведение гонок на автодромах суммарно должны принести Dorna в 2020 году до 80 млн. евро, но это не главный источник дохода для компании, потому что львиная доля этой суммы снова вливается в чемпионат, идет на его развитие, субсидирование постоянных участников и т.п.
И если стоимость прав на организацию и проведение Гран-При в каждой стране - это 20 кейсов за сезон, то судя по официальному медиа-отчету Dorna за 2019 год, телекомпаний, заключивших с ней контракты на трансляции - это уже более чем вдвое больше: 46 из 31 страны, и каждая везет на MotoGP съемочную группу. Всего телекомпаний, так или иначе купивших права на трансляции или производство видеоконтента для своих пользователей у Dorna в прошлом году было 125. Минимальная сумма контракта с Dorna на права использования готового контента начинается от 40 тыс. евро, прямых трансляций в низком качестве - от 400 тыс., эксклюзивные права на работу в паддоке, аренда места для собственной мобильной студии в TV Compound - от 2.5 млн евро.
Каждый этап MotoGP приносит Dorna от 8 до 15 млн евро. А ежегодный оборот достигает 250 млн евро, чистый доход после уплаты налогов и затрат может достигать половины этой суммы, что позволяет компании делать инвестиции в собственное развитие и глобальное расширение.
Соответственно, отмена этапа - это а) потеря спонсорских денег, б) выплата компенсации телеканалам за отмену трансляций, в) компенсация издержек из-за несостоявшегося события. То есть, это не 8-15 млн дохода, а примерно вдвое большая сумма прямого ущерба. Особенно тяжело такие потери любые компании переживают в начале года. Поэтому Dorna делает все, чтобы этапы состоялись по плану, как указано в контракте с каждым из партнеров.
Далее, команды MotoGP также несут ответственность перед своими спонсорами по принципу - нет гонок, нет и денег!
Ливио Суппо, занимавший пост PR-директора и Headhunter′а Ducati до 2010 года, затем переметнувшийся в Repsol Honda и работавший там директором команды следующие 7 лет, рассказал подробности организации коммерческих отношений между пилотами, командами и спонсорами в MotoGP.
Ливио Суппо и Мартино Бьянки - давние знакомые по Honda Racing
Если в чемпионате мира произойдет коллапс, это грозит банкротством всем частным командам, но также может больно ударить по призовым пилотам заводских команд, уверен Суппо: «Условия контракта обычно делятся на две части. Часть контракта касается чисто спортивной составляющей - это призовые, бонусы и его персональный план на сезон; вторая - это права на использование его изображений командами и спонсорами. Вторая часть контракта может остаться в силе, но спортивная часть полностью отпадает, если райдер не участвует в гонках».
«В контрактах с пилотами всегда есть пункт о форс-мажоре. Если чемпионат не может быть разыгран, то спонсоры не обязаны платить, поэтому и выплаты гонщикам приостанавливаются. Такая же оговорка есть на случай травмы. Пилоту компенсируют пропуск одного события, а затем, пока он вне игры, его деньги получает тот, кто приходит на замену».
Многие частные команды подписывают со своими партнерами контракты, по которым получают авансовые платежи для успешного старта сезона. Затем, спонсору выставляют новые счета в середине сезона. К этому моменту, авансы обычно уже освоены, а команды сидят с пустыми счетами. Но если не было гонок, спонсор в праве потребовать часть назад, даже если они уже потрачены!
«Если Dorna откажется начать сезон в Хересе, начнется кровопролитие, - грустно шутит Ливио. - Они и так уже пропускают полтора месяца - четыре события из-за вынужденных каникул. Dorna придется сделать все, чтобы сезон был перезапущен в Хересе. В противном случае, ей придется понести огромные финансовые и репутационные потери. Dorna меньше всего хочет, чтобы страдали постоянные участники чемпионата, и если заводские команды могут пережить отмену гонок, то частные проекты просто лопнут».
Кроме выплат спонсоров, пилоты связаны с командами жесткими условиями контрактов, и если нарушат что-то, даже если так решит команда, могут поплатиться огромным штрафом. Призовые пилоты MotoGP знают, на что идут, садясь на кроссовый мотоцикл или прыгая с моста на тарзанке в период скучных вынужденных каникул. Но некоторые моменты в жизни требуют большего самообладания.
Суппо припомнил забавный случай из жизни Джека Миллера, связанный как раз с нарушением этических правил поведения пилота: «Обычно все строго их блюдут их. Единственный раз, который припоминаю, связан с Джеком. Он только-только вступил в Pramac, и его первый успех в команде несколько вскружил ему голову - он слегка перепил пива. Ему выкатили штраф на сумму $20000, удержали из его гонорара. Но зато Джеку это помогло вырасти, поставило его на место. Мы тогда обменялись парой шуток, и я сказал ему - парень, следующая банка пива будет тебе дорого стоить!»