МОТОГОНКИ.РУ, 14 июня 2023 - Гран-При Германии является одним из самых старых этапов чемпионата мира по Мото Гран-При. Первое событие состоялось в 1952 году, на трассе Solitudering в Штуттгарде, затем, долгие годы - на Nurburgring и Hockenheimring. С 1998 гонка проводится в Саксонии, на самой современной (если так можно сказать о продукте конца 80-х) трассе страны - Sachsenring. Она неизменно привлекает двести тысяч человек каждый год и обычно возглавляет рейтинг MotoGP. Причин такой народной любви несколько.
История создания Sachsenring - это история воссоединения Германии. В Мото Гран-При всегда было много немецких мотогонщиков, и не менее половины из них были гражданами ГДР. После Второй Мировой в Восточной Германии осталось несколько мотоциклетных фабрик, включая MZ в Шопау. Завод выставлял на Гран-При заводскую команду и пилотов, и в 70-х они выглядели неплохо. Так что правительство ГДР приняло решение построить собственную трассу, способную конкурировать с Нюрбургрингом, который к тому же, чем дальше, тем меньше удовлетворял требованиям безопасности (и в конце концов, гонщики и команды объявили ему бойкот).

Схема Sachsenring
Правительство ГДР вспомнило, что близ Хемница проводились гонки по дорогам общего пользования, как в Ассене, Ле-Мане и Брно. Таким местом в Германии был поселок Хохенштайн. Само по себе место не было богатым и шикарным, поскольку это район рудников. Но проложенные вокруг дороги были ого-го! Кольцо длиной почти 9 км и сегодня хорошо «читается» по старинным поребрикам и некоторым бетонным артефактам, оставшимся еще с 30-х годов XX века. Паддок и стартовая решетка располагались на самой вершине холма у деревни Оберлунгвиц.
Этот холм и выбрали для постройки стационарного автодрома. Объединение Германии 3 октября 1990 года ускорило завершение строительства и запуск проекта. Также, FIM нашла компанию, которая согласилась взять на себя промоутерство нового Гран-При Германии - это мюнхенский ADAC (правильно читается как "а-дэ-а-цэ") - Автомобильный Клуб Германии, после Второй Мировой ставший самой большой авто-мото ассоциацией Европы (почти 22 млн членов). Под эгидой ADAC проводились коммерческие и национальных чемпионаты по разными видам мото- и автоспорта, и вот, когда Sachsenring был готов, ADAC подписала контракт.

Sachsenring - 3-4 повороты
Особенностью Sachsenring является его общий дизайн, расположение на горе и виды с трибун. Прежде всего, это самая короткая трасса в календаре MotoGP - всего 3.6 км, в которые вписаны 13 поворотов, и большинство из них - левосторонние. Трасса окружает высокий холм таким образом, что пит-лейн и стартовая решетка размещены на вершине, затем трасса круто уходит вниз, к подножию, поднимается наверх и еще более круто обрушивается вниз, чтобы снова подняться к стартовой решетке. И трибуны в секторах построены так, что зрители могут видеть с одного места сразу большой участок трассы - 4-5 поворотов, а не 1-2, как обычно.
Sachsenring или Саксонское Кольцо имеют в народе просто - Кольцо
Это по-настоящему «мужской трек», где требуются сила, воля и стальные яйца, чтобы ехать быстрее всех. После спуска к подножию холма у 3-го поворота, начинается самое интересное: 4-9 и 10 повороты образуют по сути одну грандиозную левостороннюю дугу длиной в 1 км, и она к первому правому повороту - Т11, именуемому Wasserfal (Водопад).
Это особое место, и второго подобного не существует. Кроме крутой скоростной перекладки направо, где регулярно происходят вылеты (ведь целый километр прототип ехал на самой кромке левой стороны покрышки, и правая просто успела остыть), сам поворот - абсолютно слепой, поскольку ведет вниз: это - "пандус" в 250 метров длиной, который ведет пилота MotoGP вниз на 21 метр (высота 7-этажного дома), а внизу его ждет еще один крутой поворот влево. «Водопад» заканчивается самой длинной и глубокой гравийной ловушкой в календаре MotoGP, ее как раз еще раз нарастили еще на 10 метров и довели до 75 метров в 2019 году, потому что в 2018 один из пилотов MotoGP не вписался в Т12 и его байк таки достал покрышки, отделяющие трек от отбойника - он кувыркался 65 метров!.. А это потому, что скорость перед точкой торможения в Т12 превышает 195 км/ч, так что для входа в вираж нужно запастись верой в себя и законы физики.
И вот, с 2010 года абсолютным правом на победу в этом чудном месте обладал только один человек - Марк Маркес! Он открыл счет в 2010, когда выступал в GP125, затем выиграл обе гонки в Moto2 и с этим багажом вступил в MotoGP. Он выиграл 8 (восемь!) Гран-При Германии подряд с 2013 по 2019, а затем еще одно в 2021 году - в сумме 11. В 2020 году Гран-При Германии не проводилось из-за пандемии.
Марк Маркес не выиграл только одну гонку MotoGP на Sachsenring - в 2022, и только потому, что не участвовал в ней из-за необходимости делать 4-ю операцию на правой руке.
Уже в 2014 году за Маркесом закрепилось шуточное прозвище King of the Ring (Король Кольца), которое стало таким же его титулом, как Шериф Техасский за доминирование в Остине, и El Fenomeno - за всё хорошее.
В чем такая любовь Марка Маркеса к Sachsenring? Это легко объясняется
Маркес любит левосторонние повороты, а они здесь составляют 2/3 круга. Его "любовь" к левым поворотам только укрепилась в 2018 году, когда у Марка появились проблемы со связками и плечевыми суставами.
На Sachsenring асфальт, который очень хорошо подходит Honda RC213V даже в нынешнем исполнении, с покрышками Michelin образца 2022-23 года. Сейчас Michelin делает самые цепкие покрышки MotoGP в истории, но кому-то это супер, а вот Honda - нет.
Гоночные Honda (что в MotoGP, что в World Superbike) имеют одну особенность: им требуется очень хороший держак на переднем колесе при отсутствии избытка держака сзади. Де-факто, у Honda самые мощные моторы, что у RC213V, что у CBR1000RR-R Fireblade SP2, которые способны разгонять их быстрее всех. Но особенность шасси их такова, что пилотам требуется возможность проскальзывания заднего колеса для перераспределения нагрузки между передним/задним колесом. И если сзади зацеп слишком большой, а проскальзывание не обеспечивается, front-end начинает разгружаться - переднее колесо под давлением со стороны заднего может терять держак. Часто, как мы видим в MotoGP, это приводит к лоусайдам или даже хайсайдам. Лоусайд Маркеса в Ле-Мане был вызван именно этой проблемой: поворот, предшествовавший точке вылета, Марк прошел быстрее положенного, и это не позволило войти в 7-й так же, как кругом раньше, когда баланс был соблюден. Таких падений у пилотов Honda Racing в MotoGP в последнее время всё больше, поскольку им приходится больше и больше рисковать в борьбе с Ducati, Aprilia и KTM.
Но на Sachsenring асфальт такой, что обеспечивал пилотам Honda все нужные свойства и баланс. Марк Маркес, Дани Педроса, Валентино Росси, Сет Жибернау и Макс Бьяджи - все они выступали на Honda RCV разных поколений, но неизменно выигрывали Гран-При Германии. С 2002 по 2021 год на Sachsenring работал один простой фактор: человек, раскусивший секрет Кольца - что там нельзя очковать, - выигрывал гонку за гонкой. Валентино Росси, знавший этот секрет, пересев с Honda на Yamaha, взял 3 победы; другим стал неустрашимый Кейси Стоунер на Ducati в 2008. Дани Педроса также одержал три победы подряд с 2010 по 2012, до наступления Эры Маркеса.
Бесстрашный новобранец Маркес незамедлительно просек фишку... Даже в 2021, когда он выступал, по сути, не долечившись и зная это, он взял 3 победы, первой из которых стал Большой Приз Германии на Sachsenring.
Только в 2022 году, в отсутствие Маркеса в эту схватку смогли вступить другие
Когда стало известно, что Маркес будет отсутствовать месяца 3-4, сразу образовались новые претенденты на трон Короля. Уикенда 2022 года начался ударно: три рекорда круга были побиты в пятницу и субботу. Ducati показали свою силу на Sachsenring, а Баньяя первым из всех углубился в 1:19, взяв поул-позицию. Он вышел на старт в воскресенье в полной уверенности, что «возвращение», начавшееся в Муджелло, продолжится и в Германии. Но он ошибся.
Фабио Куартараро, стартовавший вторым, в последний момент, уже на стартовой решетке заменил покрышки на Medium. И это, вероятно, решило судьбу трона. Температура асфальта превысила +50 градусов и продолжила расти по ходу заезда. Куартараро сразу захватил лидерство и взвинтил темп - это был его единственный шанс, чтобы сдержать натиск Баньяи.
Баньяя пытался перехватить позицию у Куартараро, но Фабио использовал лучшую поворачиваемость Yamaha, чтобы вернуться. Два круга затем Куартараро ускорялся, и Баньяя не выдержал этого темпа - вылетел при прохождении 1-го поворота. Это был один из тех вылетов, которые сам Баньяя не смог объяснить: у него было 100% чувство уверенности в переднем колесе, но Ducati GP22 думал иначе, только забыл рассказать об этом своему пилоту... Точь-в-точь, как в Остине 2023-го.
Куартараро взял уверенную победу, проехав гонку от старта до финиша с преимуществом в 3-5 секунд до ближайшего преследователя.
Но на подиум вместе с ним все же взошли два пилота Ducati, что дает хорошую пищу для размышления - какой мотоцикл в 2023 году может доминировать.
Техническая ситуация в 2023 году совершенно иная, чем в 2022. У Куартараро нет шансов для борьбы с Ducati и Aprilia на длинных трассах, но Sachsenring не такой, как Ле-Ман и Муджелло. Маркес знает, что в прямой схватке с Ducati он бы проиграл на прямой. Но на Sachsenring прямые имеют не такое большое значение, и это тоже сыграет роль. Плюс, традиционная уверенность и вера Маркеса в Honda на этой трассе.
Короче, если есть в календаре трасса, где Фабио и Марк могут встретиться на подиуме, то это - Sachsenring! Но если и здесь Ducati будут доминировать, как в Муджелло, то последний бастион японцев рухнет, и корона надолго перейдет в руки итальянцев.