МОТОГОНКИ.РУ, 11 сентября 2025 - Алессио "Уччио" Салюччи, ныне директор VR46 Racing Team, а 20 лет назад - персональный помощник Валентино Росси в заводской команде Yamaha Factory Team месяц назад рассказал такой анекдот.

Презентация Yamaha V4 в Мизано
Как-то они вместе с Валентино и директором Mission One Масао Фурусавой болтали, и между делом Вале затронул тему, почему у Yamaha рядный двигатель. Ведь у Honda (тогда был) V5, а у только что вступившего в MotoGP Ducati Desmosedici - V4, - и они процветали. Фурусава объяснил всю концепцию Yamaha, объяснение было исчерпывающим. И тогда Росси спросил: и сколько же, как ты думаешь, эта концепция еще будет актуальной? Фурусава ответил: думаю, 20 лет! -- «И он оказался прав на 100%», - со смехом добавил Уччио
В 2024 было принято решение о разработке принципиально новой концепции Yamaha с двигателем V4. А это не только двигатель, но совершенно новое шасси, геометрия, развесовка, центр масс, поведение мотоцикла в поворотах, отзыв на ручку "газа" и прочее. И хотя Yamaha YZR-M1 по-прежнему оснащается рядным 4-цилиндровым мотором, очень похоже, что в 2026 году Yamaha V4 займет его место - и в будущем, в MotoGP 2027 тоже.

Андреа Довициозо представляет новый прототип Yamaha YZR-M1 V4 (Yamaha V4)
Андреа Довициозо, ставший официальным советником Yamaha Racing и разработчиком Yamaha V4, представил проект публике на Misano World Circuit. Впервые, без покрывала, во всех деталях, потому что в пятницу утром новый прототип выйдет на трассу под седлом Августо Фернандеса, который тут же, в присутствии большой аудитории журналистов и коллег получил от Yamaha Racing новый контракт на 2026-2027 год.

Августо Фернандес получил новый 2-летний контракт от Yamaha Racing
Одно к одному: похоже, что проведенные в понедельник на Circuit de Barcelona-Catalunya тесты V4 дали ответ. Фабио Куартараро и Алекс Ринс оседлали новый прототип. Что о нем известно? Что призовые пилоты о нем думают?
Для начала, была представлена команда разработчиков, что также говорит о серьезности намерений Yamaha: если бы проект был до сих под вопросом, презентации в Мизано не произошло бы. Мизано - знаковое место: европейская база Yamaha Factory Racing расположена в Джерно-ди-Лезмо, в трех часах езды от Misano World Circuit...

Презентация Yamaha V4 в Мизано
Генеральный менеджер Yamaha Motor Sports Development Division Такахиро Суми представил лидера проекта V4 Кадзухиру Масуду, а также известного нам уже Технического директора Yamaha Factory Racing Макса Бартолини, которые вместе ведут этот проект - Масуда в Японии, Бартолини в Италии.
Бартолини дал понять, что именно с этим мотоциклом команда планирует войти в 2026 год. Конечно, еще есть несколько вопросов, которые требуют утверждения и подтверждения, но... была бы вся эта шумиха, если бы не было «Плана "V"»?

Yamaha M1 V4 (2026)
Андреа Довициозо еще раз был представлен всем - теперь уже публично - в роли Rider Performance Advisor (по-русски это можно трактовать как человек, ответственный за выбор продуктивных гонщиков и их мотивацию), а также как тест-пилот завода. Наконец, Паоло Павезио пожал руку Августо Фернандесу, которому даровали сразу 2-летний контракт тест-пилота. Фернандеса брали именно под программу Yamaha V4, как и Довициозо. Оба - на длинных контрактах. Еще одно доказательство, что проекту - быть!

Yamaha M1 V4 (2026)
Августо Фернандес первым официально выведет Yamaha V4 на трек в заводской синей ливрее (как на фото). Его целью на Гран-При Сан-Марино будет подготовить мотоцикл к более глубоким испытаниям на производительность в понедельник, где Фабио Куартараро и Алекс Ринс оседлают его повторно.

Yamaha M1 V4 (2026)
Алекс Ринс никогда не пушил Yamaha за переход на V4, но именно он дал первый комментарий по поводу сравнительных тестов с нынешним M1 в Барселоне:
«Знаете, они [японцы] счастливы тому прогрессу, которого удалось добиться с новым мотоциклом за столь короткие сроки. Я имею в виду, что с того момента, как они приняли решение - выпустить Фернандеса по wildcard с новым байком, это в целом стало отличной новостью и очень разрядило обстановку» - начал Ринс.
«Насколько я знаю, никому пока нельзя рассказывать детали, это под запретом, как минимум, до конца сезона. Всё это планировалось на Гран-При Японии по традиции. Но реализация проекта действительно слишком затянулась. Думаю, что мы отставали от плана на пару месяцев, поэтому всё было перенесено на Барслону и Мизано, чтобы ускориться».
Ринс также подтвердил, не вдаваясь в детали, насколько серьезно в Yamaha настроены на прогресс проекта V4.
«Сегодня есть три проекта, над которыми они работают: нынешний M1, новый V4 и проект 2027 года. Однажды, должны остаться только два из них - мы должны выбрать. И ожиданий от V4 действительно много».
«Я уже проехал [на V4] несколько кругов по Брно и выжал максимум из того мотоцикла, что был. Я знаю, что он был здорово зажат по мощности. Но судя по тому, что увидел, мотоцикл кажется мне превосходным уже сейчас».
«Если Августо вдруг объедет нас с Фабио в Мизано на новом байк, это будет просто бомба, потому что... потенциал есть. Конечно, сейчас это звучит безумно, но...» - прокомментировал ситуацию Ринс
Фабио Куартараро был в центре внимания из-за вопросов про V4.

Фабио Куартараро - о будущем Yamaha V4
«Я с большим нетерпением жду, чтобы увидеть байк на треке и сравнить его производительность с нашими соперниками, - начал Фабио. - Важно понять, в какой позиции байк здесь и сейчас, поскольку нам в полной мере не удалось раскрыть его потенциал в Барселоне из-за дождя. Мизано совершенно иной трек, чем Барселона. Но думаю, что совершенно ясно - V4 будущее. Я имею в виду, что мы должны следовать в едином направлении, должны определить его как можно скорее».
В Барселоне Куартараро успел сделать порядка 15 кругов и, если верить инсайдерам, заехал в 1:39 на новом Yamaha V4.
На Гран-При нет задачи "выиграть" 1 очко. Есть задача - собрать максимум возможных данных из "боевых" тестов прототипа, сравнить его производительность.
«Это программа долгосрочная, у нас есть амбиции пересесть на V4» - добавил Куартараро
Заранее известно, что Джек Миллер не получит Yamaha V4 до конца сезона. Также, до сих пор вопрос, будет ли вообще Pramac Racing выступать в 2026 году на V4. Поскольку точка в вопросе эксплуатации прототипа не поставлена...