МОТОГОНКИ.РУ, 11 сентября 2023 - Если следовать официальному отчету Monster Energy Yamaha MotoGP, Куартараро и Морбиделли сегодня испытывали новый аэродинамический пакет, однако, в конце дня приняли решение вернуть актуальную версию, как более подходящую прототипу. Часть комбинаций аэродинамики была замечена еще в самом начале сезона, на тестах IRTA MotoGP в Портимао. Еще была замечена новая рама, но ее передали в руки Франко Морбиделли, и тот дал ей не самую лестную оценку по итогам тестов...
Новое произведение маэстро или проходной вариант?
Но ключевым моментом стал совершенно новый мотор Yamaha YZR-M1, созданный под влиянием идей Луки Марморини.
Моторный гений Ferrari Лука Марморини провел целый тестовый день в гараже Monster Energy Yamaha MotoGP в Мизано
Если те движки, которые получал Фабио в конце 2022 года, были де-факто на 95% японскими, то этот уже лишь на 70% родом из Иваты, а на 30% с итальянскими корнями, если не больше. Ведь кроме двигателей Ferrari F1, Марморини здорово ускорил развитие V4 прототипа Aprilia RS-GP! Как только Массимо Ривола вступил в роль директора Aprilia Racing, он незамедлительно извлек из чулана своего бывшего сотрудника по заводской Ferrari и внедрил его в команду разработчиков к Романо Альбезиано.
Технических подробностей спикеры выдавать сегодня не стали, но появились намеки, что у двигателя нового поколения есть такие элементы, как изменяемые фазы газораспределения, и другие интересные инновации. Но пока это все «слухи из паддока».
Четыре основных M1 были обкатаны пилотами заводской команды, а 5-й оставлен на сладкое. И это сладкое досталось только Фабио.
С точки зрения инсайдеров и спикеров Monster Energy Yamaha MotoGP, это был позитивный тест.
Пять разных прототипов Yamaha поселились в боксе Monster Energy Yamaha MotoGP на тестах в Мизано
Массимо Мерегалли выразил точку зрения команды: «Я определенно могу сказать это: новый двигатель быстрее предыдущего, как мы и ожидали, гораздо стабильней и легче в пилотировании. Это то, что мы отметили про себя за те несколько выходов на трек прототипа с новым двигателем. Потому что основное время пилоты потратили на изучение новых аэродинамических элементов. Трудно судить с первого раза, но мы увидели ряд позитивных моментов, даже не вдаваясь в анализ телеметрии».
«Мы были расстроены в целом итогами Гран-При Сан-Марино. Но так же мы очень довольны прогрессом и итальянского департамента, и японского департамента Yamaha на последовавших тестах в Мизано. Аэродинамика - самая сложная, наверное, часть в тестировании, поскольку она требует оценки пилотом, и этот прогресс никак иначе нельзя измерить, кроме как - работает это или нет по ощущениям пилота. Конечно, его ощущения должны подкрепляться данными, но вердикт пилота - это то, что мы хотим получить на таких тестах».
«Думаю, что сегодня мы покидаем паддок с улыбкой, потому что мы достигли большей части целей, которые перед собой ставили» - подытожил Майо.
Фабио Куартараро тестирует новый Yamaha YZR-M1 с двигателем от Луки Марморини
К сожалению, явно не всех: это касается вердикта Куартараро, который на своем брифинге дал не таких лестных оценок ситуации. По мнению Фабио, всё как обычно, то есть, неспешно течет и малозаметно меняется в целом.
«Честно говоря, я ожидал лучших ощущений от этого теста, и пришлось немного осадить самого себя, чтобы перестать думать о рывке или каком-то фантастическом прогрессе, а просто поработать на Валенсию, - начал Куартараро. - Мы должны сохранять позитивный настрой и двигаться вперед, хорошенько проанализировать ситуацию, данные и дать японским инженерам максимум фидбека, чтобы они успели доработать всё увиденное и опробованное сегодня».
Новое шасси я сегодня не тестировал, а только новый двигатель, аэродинамику и шины, - уточнил Фабио, намекая на тест покрышек Michelin 2024 года и прототипа передней покрышки 2025 года. - Был только один из компонентов, который дал действительно ощутимый позитивный эффект - это новый "ковш" под маятником. Судя по всему, мы начнем его использовать незамедлительно, начиная с Индии. Что касается остального, думаю, нам придется отказаться от идеи использовать их, а перенести тесты на Валенсию».
Что из себя представляет новый мотор с точки зрения Куартараро?
«Было бы неверно с моей стороны давать ему оценку прямо сейчас. И я не могу сказать, что он лучше нынешнего во всем - мне надо больше трекового времени, возможно, сравнительных испытаний. Но факт, что ощущения от него иные, чем я ожидал. Я ожидал увидеть знакомый мне мотор, но с большим выходом мощности. А мне дали просто совершенно иной мотор, который я в целом не смогу оценить здесь и сейчас. Не могу сказать что-то определенно положительное. Кэл [Кратчлоу, официальный тест-пилот Yamaha YZR-M1, - прим МОТОГОНКИ.РУ] его тоже уже пробовал, и комментарии его более-менее схожи с моими. В Мизано очень хороший держак, передача мощности отличная на любом из наших шасси. Я бы хотел опробовать новый мотор там, где держака меньше... в Барселоне, например. И тогда я бы сказал наверняка - даст ли нам этот мотор прибавку или нет. Но сегодня у меня не было ощущений, что новый мотор даст нам фору по сравнению с моделью 2023 года».
Фабио Куартараро тестирует новый Yamaha YZR-M1 с двигателем от Луки Марморини
Фабио добавил, что уже один раз обломался с ожиданиями от «эффекта Марморини» - в конце 2022 года, когда ему дали байк с мотором, якобы от Луки, а он оказался не лучше прошлогоднего.
Тогда мне искренне верилось, что двигатель улучшился, а оказалось, что на самом деле... 20-е место... понимаете? В общем, нет. И я не хотел форсировать события или заставлять себя искать позитивы. Я поговорил с Лукой до того, как мы начали тесты, а не после них. Итоги мы будем подводить сегодня в офисе, у нас уже запланирована встреча. Но прежде у меня должен был состояться этот брифинг с журналистами, так что вы первые, кто услышал мою оценку. Лука узнает чуть позже».
В двух словах, в Мизано Куартараро мог бы ехать быстрее и на нынешнем байке из-за отличного держака. На покрышке, которая проехала до этого 20 кругов (!) он смог сделать 1:31.4 на квалификации. Проблема в том, что соперники уже заглянули и прописались внутри 1:30, так что это «не прогресс» с точки зрения гонщика.
Проблема шасси и двигателя Yamaha в том, что пилот не в состоянии раскрыть потенциал мотора и выжать из него пик мощности и скорости, поскольку прижимного усилия на заднем колесе недостаточно, и это никак не решается. Если помните, на одних из зимних тестов 2022 года инженеры Yamaha дали Фабио «кнопку турбо», при нажатии на которую включалась карта мощности с показателем 100% от потенциала двигателя. Но включив ее, Фабио не получил никакой реальной прибавки, поскольку колесо пробуксовывало так сильно, что трекшн-контроль полностью нивелировал эффект. Дело было не в мощности, а в том, что она не передается на асфальт достаточно качественно...
«В Мизано наш темп улучшился на секунду по сравнению с прошлым годом, и мы находимся в районе 0.7-0.8 секунды от лидеров. В прошлом году отставание было больше, но просто потому, что мы допустили большую ошибку в ходе уикенда. Здесь отличный трек, он быстро прорезинивается. К сожалению для нас, это преимущество трека так же хорошо могут использовать и наши соперники!» - отметил Фабио.
Сейчас, Фабио Куартараро и Марк Маркес в целом на одной волне: оба ведут скромный образ жизни заводских разработчиков, не хватающих звезд с небес. Не потому, что сами стали медленней, а потому что соперники стали быстрее, и прежнее превосходство растворилось в воздухе.
«В начале года мое отношение [к разработчикам Yamaha] было немного более высокомерным, чем следовало бы. Мы переживаем трудное время, и мне должно быть вежливым и политкорректным, потому что в Yamaha верят в меня, а я должен быть верен им. Это, конечно, сложно, но я предпочитаю сохранять спокойствие» - достаточно красноречиво, не так ли?