МОТОГОНКИ.РУ, 17 февраля 2011 - Важно, что второй финал ЛЧМ прошел в тени некоторых других ледовых событий. Мы стали свидетелями битвы в Красногорске, где разыгрывались очки первого этапа ЛЧМ. За неделю до этого, тольяттинская ледовая арена спортивно-технического комплекса имени Анатолия Степанова принимала финальные соревнования 15-го чемпионата Европы. Каждый из проведенных уикендов был оценен на "отлично". Но второй визит ледовиков в Самарскую область, на самое статусное мероприятие сезона вопреки ожиданиям оказался конфузным.
После сокрушительной победы россиян в "Зорком" зрители ожидали увидеть нечто похожее и в автомобильной столице, поэтому внимательно следили за происходящим... по большей части на "текстовых" он-лайн трансляциях. Воочию, судить об уровне события пришлось по короткому телевизионному репортажу, где в эфире оказались комментарии некоторых гонщиков, ссылавшихся на "неготовность трека к соревнованиям".
Мы связались с организаторами второго этапа и представителями МФР, чтобы узнать как можно больше подробностей. Каждый дал собственную частную оценку и поделился наблюдениями, из которых сложилась несколько иная картина.
Вспомним, что чемпионат Европы тольяттинцы провели без нареканий. Вообще, стадион технических видов спорта "Строитель" является уникальным сооружением не только в России, но и во всем мире. Это одно из четырех "чудес света", специально созданных для мотогонок (летом - спидвей, зимой - Ice Racing) и имеющих мировую классификацию "FIM A". Три других аналогичных стадиона находятся в Кардиффе (Великобритания), Копенгагене (Дания) и Торуне (Польша). Причем последний, польский строился по образу и подобию тольяттинского. У "Строителя" есть абсолютно все, чтобы проводить гонки на высшем уровне, и делается это с завидной регулярностью.
Но в этот раз, ситуация сложилась в самом деле не простая: проблем подкинуло внезапное изменение погоды. Всю неделю в Самарской области держалась ровная температура в пределах -7 градусов, а накануне гонки столбик термометра за ночь опустился до -25. Свойства льда резко изменились: из "мягкого", с рыхлой структурой он превратился в жесткий "плексиглас". На подготовку трека ушло гораздо больше времени, но требования были соблюдены. Комиссия FIM провела приемку трека со всеми необходимыми атрибутами, включая замеры глубины ледяной корки - она составила регламентированные правилами 40 см.
"О неготовности стадиона не может быть и речи, - сказал Олег Захаров, исполнявший в Тольятти обязанности секретаря международного жюри, - Я лично присутствовал на всех мероприятиях и готов подтвердить: организаторы отлично подготовили трек, это подтверждено официальными документами. И в той обстановке, которая сложилась потом, они сделали все, чтобы провести соревнования на уровне и без угрозы для спортсменов."
Процедура обслуживания ледовых гонок предусматривает коррекцию полотна после каждого гоночного дня. Вечером после пятничных тренировок и субботних финалов специальные машины срезают верхний слой на глубину до 7-10 см, затем полотно заливают теплой водой, чтобы назавтра спортсмены могли ехать по ровному льду. Но колющаяся, "глубокая заморозка" пострадала сильнее, чем обычно. Потому и резать пришлось глубже.
Утренний, воскресный осмотр показал, что местами покрытие достигло критической, но не фатальной выработки, как это было в Инсбруке, в 2010. Тогда организаторы чемпионата не сумели обеспечить даже минимально равномерного слоя в 5 см. Через несколько заездов шипы начали цеплять асфальт. К середине дня, поверх ледяного покрова лежал плотный слой черной пыли, шипы приходили в негодность. Такого в Тольятти не было. Лишь в одном месте жюри обнаружило "пропил" до гаревой дорожки. Именно этот факт и растиражировали, как доказательство негодности.
В любом случае, перспектива ехать по тонкому льду не вдохновила некоторых спортсменов. Они откровенно дали понять, что не хотят продолжать борьбу в таких условиях. Дальнейшие события, а также пара спровоцированных (?) завалов вынудили организаторов принять решение о досрочном завершении этапа с отменой финальных заездов.
Кому был на руку сценарий "против всех"? Очевидно, никому: в итоге, пострадала не только и не столько репутация организатора, сколько самих гонщиков. Судьи международного жюри люди опытные...