МОТОГОНКИ.РУ, 7 июня 2024 - Это вторая часть опуса про идею и ее воплощение - первую реальную попытку отдельно взятой команды Российского Супербайка построить мотоцикл, который бы ни чем не уступал Ducati из Мирового Суперспорт, как у Aruba.it Racing, Althea Ducati и других. Потому что российские правила в области подготовки мотоциклов Next Generation теперь такие же или почти такие же, как в World Superbike/Supersport.
О мотивации начать этот проект - в статье Большая игра Антона Федорова: техническая революция в Российском Кольце – здесь и сейчас!
Часть 2: Испытание Игорой - Эволюция уикенда
В России еще не было мотоцикла, подобного этому, настолько приближенному к суперспорту из чемпионата мира. Активная работа началась только в субботу. По протоколам можно увидеть, как шел прогресс от сессии к сессии…
Антон Федоров, вице-чемпион России в классе «Суперспорт»: «Честно скажу, что первые впечатления были смешанными, т.к. рассчитывали на доминацию и мощное сцепление с асфальтом с первых дней, а получили низкое сцепление с асфальтом и слабое время».
Но затем, раскрывая потенциал и работая с картами, команде удалось добиться хорошего времени круга на длинной конфигурации «Игора Драйв». К квалификации спринтовой гонки уже удалось достичь уровня низких 2:04 и 2:03.917 как итога короткой 20-минутной сессии, затем разогнться до 2:02.8 в субботней гонке, чтобы совершить новый прорыв к низким 2:02 на воскресных практиках.
«В субботу на гонке было видно, что мы еще сталкивались с рядом проблем. Но в воскресенье использовали свободные практики, чтобы довести сетап до хорошего уровня. Удалось поймать хороший темп, добиться стабильной работы нужных элементов – скольжения и так далее.
Очень важным нашим достижением было - добиться от мотоцикла ехать, куда нужно с необходимым уровнем скольжением, при этом получия стабильное ускорение. Мы готовы были бороться за первенство в сухой гонке - противопоставить неравному техническому балансу Next Generation и традиционных "шестисоток" большую работу наших инженеров. Отдельную благодарность тут хочу выразить Андрею Дмитриевичу Таубе и Артуру Константиновичу Коробкину, инженерам Motorrika, которые помогли найти оптимальный сетап».
Погода остановила прогресс
Гонки LEMARC чемпионата России в воскресенье, 2 июня прошли под дождем и на совершенно мокром треке. Длинный заезд «Суперспорт» стартовал, когда воды было еще очень много, но она постепенно стала сходить. В итоге, пелетон ускорился.
Дождь остановил прогресс на этот раз
Ratchet Motorrika использовала эту гонку, чтобы провести первый за уикенд «боевой тест» дождевого сетапа… Но тут Антона Федорова поджидал большой облом.
![После ознакомительного круга перед стартом дождевой гонки: дождевая карта отказалась работать! После ознакомительного круга перед стартом дождевой гонки: дождевая карта отказалась работать!](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202406071602332.jpg)
После ознакомительного круга перед стартом дождевой гонки: дождевая карта отказалась работать!
«Мы были уверены, что поедем на базовой дождевой карте от Solo Engineering, но сразу после выезда на ознакомительный круг [перед воскресной гонкой] с ней начались проблемы: мотоцикл отказался работать на данной карте в последний момент, хотя ранее при тестировании дождевой карты проблем не возникало. К сожалению, времени на разбор ситуации у нас просто не осталось - гонка была единственной дождевой сессией за все выходные! Незамедлительно было принято решение ехать на "сухой" карте».
![Антон Федоров в погоне за лидерами на Yamaha - Владом Гордейчуком и Дмитрием Сединым Антон Федоров в погоне за лидерами на Yamaha - Владом Гордейчуком и Дмитрием Сединым](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202406071406012.jpg)
Антон Федоров в погоне за лидерами на Yamaha - Владом Гордейчуком и Дмитрием Сединым
Что такое «сухая» карта – это когда процент открытия газа равен проценту открытия дроссельных заслонок, прямая зависимость и 100% отдача мощности. Дождевой режим использует не более 70% мощности, очень нежно работает контроль тяги, есть задержка между открытием ручки и заслонок – много разных настроек, которые позволяют сгладить ход мотоцикла на скользком асфальте…
![Василий Федоров на близкой к стоковой Yamaha R6 под дождем прошел Антона Федорова Василий Федоров на близкой к стоковой Yamaha R6 под дождем прошел Антона Федорова](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202406071316222.jpg)
Василий Федоров на близкой к стоковой Yamaha R6 под дождем прошел Антона Федорова
«В трансляции можно было видеть, как Ducati несколько раз исполнял «родео»: 2-3 раза точно в последнем повороте меня здорово подкидывало из-за отсутствия сглаживания открытия дросселя – слишком большой момент на колесо приходил. Ясно, что на «сухой» карте у меня не было никакого преимущества в скорости, напротив, мощность играла против меня в борьбе с соперниками, кто использовал дождевые карты в полном объеме. Но на старте мы к этому морально были готовы» - отметил Антон.
Выводы после «боевых тестов» в Игоре
Сегодня Yamaha в классе «Суперспорт» - Святой Грааль, и для R6 разрешено всё: можно установить все вариации трекшн-контроля, лаунч-контроль, анти-вилли и прочие функции, которые просто залочены в блоке управления Ducati. На «мире» все едут в одних условиях - трекшн-контроль и контроль тяги на колесе на Yamaha запрещен, чтобы не создавать слишком явного дисбаланса в возможностях. Там разрешена в полном объеме только функция Engine Brake.
Мировая электроника World Supersport на Ratchet Motorrika Ducati V2
Федоров проводит параллель: «Если взять стандартный «базовый» Yamaha R6 с блоком YEC (последнего поколения – тот, который GYTR) и R6 на мировом Mectronik (Solo Engineering), то в руках опытного пилота R6 на Mectornik будет на секунду быстрее. Почему?»
«Потому что мировая электроника позволяет ехать правильно. Мотоцикл правильно работает: торможение, скольжение – все уровни контроля работают и помогают пилоту. Все расчетные функции и формулы – на другом инженерном уровне. В данном случае, мотор не решает так, как ECU, и поэтому нам очень нужно поскорее сбалансировать Yamaha и Ducati на Mectronik, сейчас для этого есть прекрасная возможность».
Yamaha vs Ducati: что и как можно сравнивать
Один из самых сложных (как политических, так и технических) вопросов - а как сравнивать Ducati и Yamaha? У Ducati 955 куб.см., у Yamaha - 599 куб.см. На первый взгляд, дичайший дисбаланс! Дайте Yamaha всё, чтобы выровнять ситуацию!.. Но, нет. Потому что мотогонки - это не дрэгрейсинг по прямой на 400 метров.
Анастасия Белякова (№30, Yamaha R6) сдерживает атаки Антона Федорова и Кирилла Биткова на Ducati V2
«Все берут прямую – какая там скорость? И сравнивают. Но это некорректно, потому что гоночный трек состоит не только из прямых, но из множества разных поворотов, где начинают играть такие параметры как поворачиваемость, геометрия шасси, держак на кромке покрышки в повороте, где мощность и пиковая скорость двигателя – ничто».
Вот исторически сложившиеся различия в дизайне Ducati и Yamaha, которые мы сегодня видим и в MotoGP, и в World Superbike, и в World Supersport, и на «Игора Драйв»:
«Я очень долго ездил на Yamaha R6, поэтому чувствую все различия и могу сравнивать. У Yamaha короткое шасси и высокий центр тяжести, YZF-R6 обладает лучшей поворачиваемостью изначально, позволяет развивать большую corner speed».
![Дуэль Кирилла Биткова (№73) и Антона Федорова (№96) в субботнем спринте на Игоре Дуэль Кирилла Биткова (№73) и Антона Федорова (№96) в субботнем спринте на Игоре](http://motogonki.ru/images/news/newsimage_202406071259322.jpg)
Дуэль Кирилла Биткова (№73) и Антона Федорова (№96) в субботнем спринте на Игоре
«Ducati Panigale – это более длинное и стабильное шасси, но также и более мощный мотор, который выдает гораздо больше крутящего момента. Ducati будет проигрывать Yamaha в поворотах, но на входе и выходе, на открытии это можно компенсировать. Можно компенсировать потери на прямых, за счет безошибочного пилотажа, тактики и лучшей шинной стратегии. Кстати, Ducati обеспечивает значительно более мягкую работу с задней покрышкой, и это работает везде – от World Supersport и Superbike, до MotoGP и чемпионата России! Много нюансов…»
Будет ли у Yamaha заведомое превосходство на техничном Moscow Raceway, где прямые не такие длинные, а повороты очень требовательные?
«Это хороший вопрос! К сожалению, мы пропустили TRD в конце мая, чтобы получить этот ответ... На MRW есть прямые, большая прямая перед старт-финишем, перед последним поворотом, небольшой прямик на стартовой прямой, что тоже даст определенное преимущество Ducati в споре с Yamaha. Но насколько, мы сейчас не знаем. На длинной дистанции гонки по правилам LEMARC чемпионата России, у Ducati должно быть небольшое преимущество. Но сначала надо попробовать короткие гонки Motoring».
Есть ли баланс в производительности между Ducati и Yamaha
Все пилоты класса «Суперспорт», вышедшие на старт 1 этапа LEMARC чемпионата России по ШКГ в Игоре на Ducati, уверены, что нет и заявили об этом в один голос (см. комментарии после финиша Кирилла Биткова).
Доминирования Ducati в чемпионате России не происходит! Ни в «Суперспорте», ни в «Супербайке». Скорость на прямой выше? Смотрите на подиумы: в топовых классах победителями гонок стали гонщики Yamaha (в «Суперспорт») и BMW (в «Супербайк») – на рядных 4-цилиндровых моторах
Подиуме субботней гонки Суперспорт: 1 место - Влад Гордейчук (Yamaha), 2 - Дмитрий Седин (Yamaha) и 3 - Кирилл Битков (Ducati)
Антон Федоров: «Игора показала, что сейчас он не соблюден. Ducati задушен сильнее, чем требуется по мировому регламенту. В World Supersport у Panigale V2 отсечка на 11750 об./мин, а нас задушили до 11000 об./мин. Считаю, что хороший баланс мощности был бы на 11300-11500. Кстати, в базовой прошивке Mectronik именно 11500 об./мин. – оптимальные обороты, с которыми можно ехать, вся электроника настроена под эти обороты. Для снижения до 11000 приходится слишком много перестраивать, что приводит к ряду неожиданных ситуаций».
«Ducati никуда не «отъезжали» в гонках. Ducati – это «литровая» геометрия и сам мотоцикл тяжелее Yamaha R6, так что ему априори требуется больше мощности. И стиль пилотирования Ducati иной: надо ездить «углами», везде скользить, затрачивая меньше усилий. Но если у «литра» есть запас момента на колесе, который вытащит из любой ситуации, то у V2 момент значительно ниже, поскольку задушен» - восклицает Федоров.
Подиум дождевой гонки 1 этапа LEMARC чемпионата России в Игоре: победа - Василий Федоров (Yamaha), 2 и 3 место у пилотов Ducati
И добавляет затем: «Нет, прямо сейчас есть дисбаланс, и организаторам надо обратить на это внимание, если они хотят, чтобы на старт приходили ребята на новых Ducati, MV Agusta и Triumph. Мы хотим конкурировать с заряженными Yamaha на равных, но сейчас для этого требуются сверхусилия».
Каким будет Yamaha после 2024 года, неизвестно. А Ducati V2 – будет, и его будут развивать. За Ducati будущее, но хотелось бы увидеть на старте и других – MV Agusta и Triumph 765. Ничего не поделаешь, вот так эволюционирует мировой мотоциклетный рынок, он будет диктовать новые правила.
Продолжение следует…