Кенни Робертс (Kenny Roberts)
Родился: 31 декабря 1951 (73 года и 5 дней)
Завершил карьеру: в 1983 году
Место рождения: Модесто, Калифорния (США)
"Король" Кенни Робертс родился 31 декабря 1951 года в Модесто, Калифорния, местечке, которое было создано богом для того, чтобы в нем проводились мотогонки. Робертс начал с любительских кроссовых гонок когда ему было 13. Не прошло много времени, как его заметили и дали возможность поучаствовать в более серьезных покатушках. Так, Кенни впервые попал в одну колоду с профессиональными спортсменами. В 1969 он выиграл свой первый чемпионат - трековые гонки на кубок штата "Oregon State 100cc Dirt Track". В следующем году он стал обладателем титула национального чемпионата США среди новичков AMA National Novice, а в 1971 он поднялся до уровня юниорского дивизиона и там тоже выиграл титул.
Первый из двух национальных титулов AMA Grand National Кенни выиграл в 1973, сезон 1975 года закончил на втором месте.
На международный уровень Робертс вышел в 1974 году на 250-кубовой Yamaha, случилось это в Аспене на одном из этапов Больших Призов. После выигрыша поул-позиции, Кенни лидировал всю гонку, пока не упал. К счастью для него, мотоцикл удалось поднять, завести и Робертс продолжил гонку. Даже после падения он финишировал третим! И это в самом первом ГранПри.
Уже в 1978 году Робертс стал первым американцем, выигравшим титул в классе 500-кубов Чемпионата мира. Эту штуку он проделал снова в 1979, а затем еще раз в 1980 году. Следующие три сезона он уверенно закончил с третим, четвертым и вторым результатом соответственно.
В 1984 году Робертс принял решение отойти непосредственно от участия в гонках и в сотрудничестве с Yamaha создал собственную команду. Между делом, за несколько месяцев до дебюта команды, Робертс лично выиграл гонки Daytona 200 (уже в четвертый раз), Imola 200 (второй раз подряд) и гонку Laguna Seca Classic (в шестой). Всего карьера "Короля" Кенни насчитывает 22 победы в MotoGP.
Команда Робертса процветает. С Джоном Косински,Team Roberts выигрывает чемпионаты национальной мотоассоциации США AMA в классе 250 куб.см. - в 1987, 1988 и 1989 годах. В 1990 Косински представляет команду в Мировом Чемпионате в 250-кубовом классе, а Уэйн Рейни выигрывает для Робертса первый титул в 500-кубовом классе.
Кенни Робертс и его команда идут в авангарде мотоспорта с новейшими технологиями и разработками. Кенни впервые применил в гонках MotoGP карбоновые тормоза в 1988 году. Теперь их используют все! Его команда стала использовать электронное навесное оборудование для снятия телеметрических данных уже в 1989 году. Это была революция в MotoGP.
В 1997 году Кенни-старший начал работу над созданием собственного спортивного мотоцикла, отвечавшего бы всем требованиям MotoGP и одновременно ставшего бы дорожным, доступным для всякого желающего. Конечно, ресурсы маленькой фирмы Кенни Робертса не позволяли ему конкурировать на равных с Большой Четверкой японских заводов, и даже с Ducati, но что касается 2-тактных 500-кубовых мотоциклов гранприйного класса, они ему удавались на славу!
В 2001 году Юрген ван ден Гурберг закончил сезон MotoGP на 13 месте, несколько квалификационных сессий потрясли воображение обладателей японских 4-цилиндровых машин. В 2002 году в сотрудничестве с Bridgestone и тест-пилотом компании Нобуацу Аоки и с Джереми МакВильямсом в качестве гонщика, команда выставила на чемпионат мощный 3-цилиндровый 2-тактный байк, который составил реальную конкуренцию 4-цилиндровым японским мотоциклам. МакВильямс даже выиграл поул на ГранПри Австралии. Аоки по итогам сезона стал 12-м, а МакВильямс закончил год на 14 месте.
С введением нового технического регламента, команда Кенни Робертса попал в технологическую ловушку: разработка нового двигателя обошлась в очень круглую сумму, поэтому в результате совместный проект команды Робертса и компании Proton стал копией 5-цилиндрового 4-тактного двигателя Honda RC211V. Все бы ничего, но в отличии от завода Honda, в паддоках команды не нашлось времени, сил и денег на доработку довольно сырого двигателя.
Осенью того же года австрийская компания KTM проявила интерес к проекту и подписала контракт с Кенни Робертсом, по которому завод должен был разработать, поставить и обслуживать 990-кубовые двигатели для команды, а также оплачивать услуги нового гонщика Шейна Бирна. С самого начала сезона становится понятно, что у KTM существуют реальные проблемы в обеспечении контракта: как технические (австрийские движки не очень надежны), так и финансовые (часть контракта так и осталась не покрыта австрийской стороной). Из-за этого Робертсу и его команде пришлось пропустить несколько гонок. А в августе 2005 года в KTM и вовсе решили свернуть программу по MotoGP, оставив Кенни вовсе без гонщика и двигателей. Робертс вернулся на трек в Валенсии, на финальном этапе сезона. Байк с двигателем V5 модели начала 2004 года вел младший сын "Короля" Кенни - Кёртис Робертс.