МОТОГОНКИ.РУ, 19 декабря 2018 - 48-летний итальянец, чемпион Европы по бахам 2008-2009 годов чудом выжил после катастрофы на Бахе Италии 20 марта 2010 года. Он провел неделю в палате интенсивной терапии, а затем врачи шокировали его сообщением, что он никогда не сможет ходить.
Никола Дутто
«Я не мог сказать, что произошло. Помню, как переключился с 4-й на 5-ю передачу... а затем, открыв глаза, не смог подняться на ноги, - рассказывает Дутто. - В больнице, когда очухался, первым делом спросил доктора, когда меня отпустят. Врач горько усмехнулся, сообщив мне, что сначала надо выжить - авария оказалась серьезней, чем я думал: у меня был поврежден позвоночник, сердце работало с перебоями...»
После сложнейшей 9-часовой операции, следующие 2 недели он провел под пристальным вниманием врачей, «пытаясь выжить». Следующие 12 недель Николо Дутто возвращался в прежний мир в реабилитационном центре.
«Я бы соврал, если бы сказал, что не проронил ни слезинки. У меня было достаточно времени, чтобы подумать о будущем, и каждый раз плакал: столько лет участвовал в разных гонках, это было частью жизни, и вдруг будто кто-то выключил меня. Кости срастутся, это ерунда. Но в целом, ситуация была не из легких. Я не мог себе представить, как вообще существовать, не имея возможности... ходить, не то, что ездить на мотоцикле: с 19 лет участвовал в соревнованиях и добивался результата...»
Регулярные тренировки - часть возвращения в жизнь
Помощь пришла из-за океана. 3-кратный чемпион AMA Motocross Даг Генри, вдохновленный карьерой Дутто, пошел по его стопам, перебрался в Европу и стал раллийным гонщиком. Когда в жизни Николо произошла трагедия, он пришел к нему, чтобы... предложить немыслимое - вернуться в гонки на мотоцикле.
«Мотогонки стали в моей жизни поворотным моментом во всех смыслах. Сначала, дали мне силы, затем отняли все, но после, помогли вернуться в активную жизнь. Как можно было вернуться после такой аварии? Я думал о том, чтобы податься в организаторы, потому что больше всего на свете хотел быть вовлеченным в мотоспорт - любым образом. Но как вернуться в седло мотоцикла самому - вот это у меня по началу никак в голове не укладывалось».
Призрачный гонщик Никколо Дутто на его модифицированном KTM 450 EXC-F
После встречи с Дагом Генри, ситуация в корне изменилась. Американец вернул улыбку на уста итальянца: ведь тот действительно скоро смог сесть на свой байк!
«Он сделал для меня особое сиденье и клетку, которая помогла бы мне удержаться. Остальное - чистая физика. Мы провели немного тренировок, использовав дополнительные колесики, чтобы байк не падал. Но мне потребовалось проехать всего несколько сотен метров, чтобы вернуть все ощущения! Я поймал баланс - и тогда понял, что смогу вернуть свою жизнь назад».
Всего через 4 месяца Дутто вышел на старт своей первой гонки в новой жизни. На ежегодной Бахе Арагона занял 24-е место. Он 6 лет провел в Испании, тренируясь с испанскими чемпионами, и обзавелся массой новых друзей из мира спорта.
Команда призрачных гонщиков Николо Дутты едет на Дакар-2019
И тогда пришла в голову просто фантастическая идея - Ралли Дакар: почему бы и нет?
Дутто прошел серию испытаний, в том числе, приняв участие в Ралли Ливии, где его прозвали Призрачным Гонщиком. Конечно, с Николой все время были друзья. Три испанца вызвались сопровождать его в ливийской гонке - Пабло Торал, Виктор Ривера и Хулиан Вилларубья, - «его призрачные гонщики», которые следовали за Дутто повсюду. И все же, от старта до финиша он был самим собой.
Эта же команда четырех «призрачных гонщиков» заявилась и на Дакар-2019.
«Мы договорились, что как минимум один будет меня страховать. Нам все равно потребуются остановки, например, на дозаправку. Но, вероятно, может потребоваться присутствие пары помощников: если я упаду, поднимать придется не только мой байк, но и меня на нем. Мы как семья. Но мне это дает определенное чувство, что я снова настоящий гонщик: ведь у каждого гонщика есть команда, на которую он может положиться. Мы уже проехали много разных бах и ралли вместе!»
Модифицированный KTM 450 EXC-F Николо Дутто
Мотоцикл Николы Дутто - KTM 450 EXC-F, переделанный в раллийный, оснащен массой дополнительного оборудования. Так, на нем установлен электронно управляемый переключатель КПП с автоматическим сцеплением Rekluse. Задний мастер-цилиндр перенесен на руль. Его ноги защищает стальная клетка, она же помогает пилоту держаться в седле при прыжках. Очень важным элементом конструкции является сиденье от Vicair с поддерживающей карбоновой спинкой, к которой в трех точках крепится корсет Дутто.
Впереди путь длиной в 5000 км, почти 3000 из которых - это абсолютный off-road, настоящее море Перуанского песка. Не всякий здоровый человек осмелится бросить вызов «Дакару», от того жизненный пример Николы Дутто просто потрясает воображение.
Фото: Франческа Гаспери