МОТОГОНКИ.РУ, 12 февраля 2019 - Причина роста 2011-2013 годов была в радикальной смене подхода импортеров к работе, конкуренция и изменение отношений с производителями. Рынок набрал обороты, четкие схемы логистики и поставок позволили расширить дилерскую сеть и, что важнее всего, появился реальный гарантийный сервис. Плюс, появились гуманные финансовые инструменты, которыми стали пользоваться те, кто еще вчера долго-долго копил, но не решался потратить. Под девизом «купить новый мотоцикл с гарантией – и не париться» было сделано несколько десятков тысяч продаж.
Российские компании стали получать выгодные условия от производителя под гарантии роста продаж. Обеспечив вменяемые цены и хорошую оборачиваемость, импортеры справлялись с задачей до января 2015.
Объемы контейнерных поставок из Америки все это время оставались ровными: не росли, но и не сокращались. Преимущество американской вторички – в огромном выборе, низкой стартовой цене мотоцикла и уникальности модельного ряда (та же ситуация и с автомобилями). При этом сегмент техники всегда был достаточно узок: из Америки везли большие круизеры, спортбайки, кроссовые мотоциклы и квадроциклы, которые зачастую никогда не вставали на учет в России – как спортинвентарь.
Kawasaki ZX-10RR из Штатов - на 20% дешевле
За последние три года изменилось многое, но американская вторичка снова на подъеме: вновь образовался дефицит на ряд востребованных моделей!
Об особенностях покупки мотоцикла в США рассказал Игорь, специалист по мотоаукционам из USAMotoparts – компании, работающей в этой сфере с 2006 года и отправившей в Россию несколько сотен топ-моделей из Америки.
Что такое американский мотоаукцион?
Какие виды аукционов есть, и как они работают?
В США два типа аукционов – страховые и дилерские.
Аукционная площадка в США
Страховые аукционы реализуют технику, перешедшую в собственность СК после возмещения клиенту ущерба. Это может быть ДТП, пожар, вандализм, после угона или природного воздействия – все, что угодно. Зачастую, СК возмещает полную стоимость по каско, и клиент покупает новый байк. Поврежденный мотоцикл реализуется через аукцион. Для специалиста такой аукцион – золотое дно: можно найти хороший байк реально за полцены. В чем секрет?
В Штатах, когда новый мотоцикл обретает владельца, у него т.н. Clean Title – «чистый статус», документы без «истории». Если с техникой что-то происходит, Clean Title превращается в Salvage Title («документы с историей»). Salvage Title здорово влияет на ценность товара на вторичном рынке США, но никак не отражается в бумагах за пределами страны. Цена такого мотоцикла на аукционе может оказаться на 40-50% ниже средней рыночной, хотя байк будет в хорошем состоянии.
Есть нюанс. Аукционные дома предоставляют хорошие фотоотчеты о лотах, но о реальном техническом состоянии не упоминают. Исключение составляет площадка Crashedtoys, работающая через Copart: там к каждому мотоциклу прилагается подробный аукционный лист, но оценка только трехуровневая - состояние агрегата может быть «Good», «Minor Issues» и «Bad». Если страховой мотоцикл существенно пострадал (и таких – большинство), это сразу видно. Но листинг изобилует лотами с пометкой «All over» (т.е. «повреждения по кругу»), при этом, на фото – совершенно живой мотоцикл с коцками, на которые мы обычно и внимания не обращаем. Среди таких полно байков, отходивших сезон, например, на тест-драйве, а затем «списанных» по страховке – это мотоциклы с пробегами в 5000-6000 миль и на отличном ходу.
Пример с Copart: Honda CBR1000RR 2017 года в идеальном состоянии, но после угона
Для примера: сказочный вариант для постройки супербайка для трек-дней - Honda CBR1000RR Fireblade 2017 г.в. в идеальном состоянии, но после угона: был найден полицией, когда хозяин уже получил полную компенсацию по каско. Мотоцикл без ключа, сломан замок зажигания и замок топливного бака, в остальном в аукционном листе стоит оценка - «отлично» по всем пунктам. Судя по предварительным ставкам, уйдет за $7000-8000.
Вот здесь и нужен специалист в Америке для оценки состояния на месте, который смог бы провести экспертизу и вынести вердикт – имеет смысл такой покупать или состояние действительно «все кончено». Специалист также может удостовериться в наличии всех необходимых документов для ввоза техники в Россию.
Вообще, обычно мотоциклы со страховых аукционов приобретают в качестве донора (под разбор), либо для ремонта и перепродажи на вторичном рынке, в том числе, на дилерском аукционе.
Второй тип аукциона – дилерский. Это полноценный мотосалон с тысячами лотов в превосходном состоянии! Доступ на дилерские аукционы есть только у авторизованных брокеров, которые выкупают мотоциклы для последующей реализации через свои сети. Все мотоциклы на отличном ходу, прошли предпродажную подготовку, имеют товарный вид, а если какая-то деталь повреждена или отсутствует, это отдельно отражается в аукционном листе и в фото. Состояние каждого элемента определяется по 10-бальной шкале: 10 – новая деталь, «в пленке»; 9 – он же, уже «без пленки» (с минимальным пробегом); 8 – превосходное состояние и т.д. В диапазоне от 82 до 90 баллов мотоциклы с пробегом до 4000 км не старше 2017 г.в.
Kawasaki ZG14 Concours 2017 г.в. на аукционе NPA
Как пример: Пожиратель континентов - Kawasaki ZG14 Concours 2017 года выпуска в идеальном состоянии. Если покупать такой с площадки без торга, максимальная цена - $10480. Но по статистике средняя цена продаж на аукционе NPA - $9600.
На таких аукционах можно найти все – заряженные спортбайки, дрэгстеры, круизеры, уникальные кастомы и прочее. Через аукционы официальные дилеры и производители «сливают» стоки прошлогодних моделей (factory sale) – с огромными скидками. На дилерских аукционах есть и техника «с историей». Но на оценку мотоцикла это не влияет, может отразиться только на привлекательности у брокеров – и снизить итоговую цену продажи.
К первому типу аукционов – страховых – относятся Copart и IAAI. У них множество площадок по всей Америке, и почти каждый день в разных штатах проходят торги. Доступ к списку лотов на Copart можно получить for free на официальном сайте. Торговаться тоже можно on-line (при этом, в случае успешной сделки аукцион накинет $35 за услугу). Но чтобы забрать технику, разумеется, нужно лично присутствовать на площадке или прислать представителя.
Одна из площадок NPA
Самые знаменитые дилерские аукционы – это NPA и Manheim. Доступ к их базе можно получить у знакомого брокера. Так, Игорь предоставил мне гостевой доступ к NPA, чтобы я ознакомился с «ассортиментом» и поискал, что мне нравится. Судя по тому, что предлагает NPA, это глобальная торговая площадка, которая продает технику со всей Америки – совсем новую и second-hand. Через удобную поисковую систему легко найти подходящую модель. Аукцион также дает статистику продаж аналогичных мотоциклов, чтобы иметь представление, за сколько может быть куплен конкретный экземпляр, что очень удобно. Но вести торги может только зарегистрированный и лицензированный брокер - лично или удаленно, через торговую систему.
А если новый купить?
Что касается техники «из коробки», сегодня это неактуально. Ну, разве что это какой-то эксклюзив или американская модель. Во-первых, в США по-прежнему действует эмбарго на продажу новинок текущего сезона иностранцам с вывозом из страны, чтобы не нарушать квоты и баланс между региональными рынками.
Да и цены сбалансированы, чтобы никому и в голову не приходило это делать. Разница в ценах – это только разница курсов USD и EUR. Для примера, в США рекомендованная розничная цена (MSRP) на Honda Africa Twin составляет $13599, в Германии – €13459. И российская РРЦ на CRF1000L полностью соответствует американской MSRP – и это еще один большой прорыв, которого удалось добиться российским импортерам в битве за рынок в 2012-2015 годах.
Новый Harley-Davidson прямо из Штатов? No problem!
*** Игорь при этом отмечает, что сам сталкивался с такими препонами, но показал фото недавно проданного в Россию совершенно нового трайка Harley-Davidson. От другого дилера я узнал, что ему не удалось купить для перепродажи Ducati V4 R из американской квоты – дилер Ducati отказал.
Если хочется новинку из американского модельного ряда, недоступную в Европе, решают вопрос просто: мотоцикл продают частному лицу в США, на одометре появляются первые 2-3 мили пробега, байк теряет «девственность» – и делай с ним, что хочешь. Но даже если под рукой есть знакомый дилер, платить придется по MSRP, а не по оптовой цене: это отражается в документах на таможне при вывозе из страны. Вторая причина кроется в том, что при продаже нового ТС дилер платит налог с продажи, который заложен в MSRP, так что на скидку можно не рассчитывать.
Honda NRX1800 Valkyrie Rune можно купить только в Америке
Четвертый способ купить мотоцикл в США – частные объявления типа «из рук в руки». Этот способ дороже, чем аукцион, поскольку обычно так продаются «чистые» мотоциклы без истории. Проблема самостоятельно купить байк у частника, находясь в России, в том, что мало кто возьмет на себя обременение по отправке мотоцикла на другой континент. Так что и здесь без знакомого дилера не обойтись.
Работа дилеров, как USAMotoparts сводится к тому, чтобы помогать в приобретении желанной техники в США и доставлять ее в Россию. Компания берет на себя две главные заботы: подбирает мотоцикл на аукционе либо проводит экспертизу выбранного клиентом и проводит торги в качестве брокера. Затем, мотоцикл упаковывается в контейнер и отправляется морским путем в Россию. База USAMotoparts расположена близ Сиэттла, откуда раз в месяц во Владивосток и Хабаровск курсируют контейнеровозы. Отправка может быть осуществлена хоть из Нью-Йорка, например, в Новороссийск. Еще одна забота дилера, подобрать аукцион так, чтобы снизить логистические издержки и по США, и при фрахте.
В общем, я три дня задавал вопросы и вникал во всю эту кухню, потому что на носу новый сезон, а в Москве наблюдается явный вакуум с техникой. Ситуацию можно описать старой формулой – деньги-то есть, товара нет!..
И если вас заинтересовала эта тема, просто наберите Игорю – это бесплатно, если через Whatsapp: подробности тут – http://www.usamotoparts.ru
Один из главных вопросов: есть ли смысл покупать мотоцикл в далекой Америке и везти его в Россию за 10000 км?
Типичный аукционный лист на Honda CBR600RR (2016)
Вот расчет, во сколько обойдется купленный на NPA в Сиэттле дефицитный спортбайк Honda CBR600RRH (2017) с оценкой 84/100 с пробегом 2800 миль (4480 км):
• Цена продажи – $6200 (средняя по статистике)
• Услуги аукциона – $310
• Доставка контейнером из Эверетта во Владивосток – 14 дней, $800, включая таможенный сбор в США
• Логистика по США – $100
• Услуги дилера – $350
• Итого – $7760
Это примерное итого, в него могут быть включены незначительные локальные аукционные сборы, также можно добавить упаковку в защитный металлический бокс (+$350). Таможня в РФ уже с учетом 20% НДС и утилизационным сбором по калькулятору ТКС обойдется в $3415 (224202 руб). В общем, полностью готовый к постановке на учет байк выйдет в $11175 (737550 руб). Если бы год выпуска мотоцикла был 2016, общая сумма оказалась бы на $1300 или 85800 руб. ниже.
Ради интереса, залез на Авто.ру и нашел там два предложения по Honda CBR600RR 2016 и 2017 г.в., купленные у дилера в РФ. Продавцами указаны цены 790000 и 1050000 руб. соответственно.
Полистав NPA, я нашел несколько интересных вариантов, как Suzuki GSX-R1300 Hayabusa (2009) с оценкой в 80/100 за $5000, BMW R 1200 GS Adventure (2015) в полном обвесе 87/100 за $13000, Ducati Multistrada 1200 (2014) за $7500 и еще десяток лотов из аукционного списка на 14 марта...
А какие возможности открывает покупка на аукционе, если речь заходит о запасных частях или целых агрегатах – рамах, двигателях, маятниках, колесных дисках, электронике и так далее!..
На Copart полно «слегка приложенных» мотоциклов. В большинстве случаев, судя по фото, «морда» потеряла товарный вид, пластик лопнул, а один клипон смотрит на полшестого. При этом мотоцикл не проехал и 1000 миль, рама, двигатель и электроника не пострадали, даже бак не поцарапан. Дилер выкупает такой мотоцикл за те самые «полцены», и у него появляется полный набор новых дефицитных запчастей, которые реализуются на ebay с первой космической скоростью. В USAMotoparts предлагают схему, когда клиент выкупает на аукционе байк под разбор, забирает необходимые агрегаты, а остальное продает уже сама компания – в США и по всему миру, поскольку имеет на эту деятельность лицензию. Когда запчасти реализованы, деньги возвращаются клиенту за вычетом небольшой комиссии.