МОТОГОНКИ.РУ, 12 февраля 2019 - До прихода на роль босса заводской команды Паоло руководил еще большим проектом - был директором чемпионата мира по Супербайку (World Superbike), собственно, там мы с ним и познакомились в далеком 2011 году. Кадровый военный, офицер военно-морского флота Италии Чьабатти знает все об управлении и контроле. В таком проекте, как Ducati Corse, это два чрезвычайно необходимых элемента: без них - не работает.
MotoGP является высшей формой мотоциклетных состязаний, это многогранный вид спорта и вершина технологий. В то же время, гонки выигрывают выдающиеся атлеты, а не их машины. Люди ищут свой Святой Грааль через мотоспорт, борясь одновременно с самими собой, своими мотоциклами и соперниками.
Вот почему люди в MotoGP сегодня важнее техники, уверен Чьабатти: «В MotoGP пилот сегодня гораздо ценней технологии, потому что его роль гораздо больше, чем роль автогонщика. Ключевыми особенностями лучшего пилота являются смелость, талант и отсутствие страха взять на себя риски. Упав на мотоцикле, шанс получить серьезную травму гораздо больше, чем при аварии за рулем автомобиля. Они это помнят, но это лишь добавляет им смелости».
Задача команды, завода - обеспечить борющемуся за чемпионский титул пилоту максимальный психологический комфорт и оптимальную физическую форму. Потому что когда начнется уикенд, давление слишком высоко, и расслабиться будет некогда. Но гонщик должен знать, что это тот самый момент, к которому он готовился - испытание, которое нужно пройти, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно.
Чтобы раскрыть потенциал Андреа Довициозо, пришлось немного поработать психологом
«Прежде всего, все члены команды должны быть счастливы. Они должны быть преданы своему делу, но не ради зарплаты, а ради большой цели. Такой целью сегодня для Ducati является сама история - мы ее делаем, мы хотим в нее войти и остаться навсегда, как победители. И есть все предпосылки, что мы будем бороться за подиум в каждой гонке. Чтобы успешно работать со всем этим, нужно быть немножко психологом. Нужно уметь видеть, когда напряжение слишком велико, особенно, между людьми - и снимать его».
Паоло стал свидетелем многих интересных метаморфоз, и раскрытие потенциала Андреа Довициозо произошло у него на глазах - и с его помощью: «Еще пару сезонов назад Андреа был достаточно замкнутым в себе парнем. Кто-то назвал это скромностью, но скорее, он чувствовал себя неготовым к чему-то большему, скованным. Присмотревшись повнимательней, мы поняли, как помочь: сменили шефа его команды. Не потому что он был плох, нет, он прекрасный спец и продолжает работать в Ducati Factory Team, в другой бригаде. Просто он тоже, как и Дови, был немного интроверт: они мало общались. И произошло чудо! Каждому нужна шутка или слова одобрения в нужный момент, а улыбка может разрядить обстановку в момент напряжения. Сегодня, гараж Дови полон радости и улыбок, даже когда дела не клеятся. И эти улыбки помогают справляться с работой».
Осенью 2013 года в гараже Ducati произошла настоящая революция, когда в него впервые вошел Луиджи Даль′Инья. Чьабатти пришел за год до того момента и потому видел все перемены, произошедшие менее, чем за сезон. Проекту нужен был такой «революционер», как Джиджи - смелый и ответственный гений. В то же время, Даль′Инья оказался прекрасным организатором. Он увидел слабые стороны проекта, накопившиеся с 2010 года. Инженерия не была одним из слабых пунктов, напротив: Филиппо Прециози создал огромный задел на будущее, Даль′Инья лишь его приумножил. Но слабый менеджмент не давал раскрыться великому потенциалу, как при Прециози, так (и особенно) при Герхарде Гобмайере. Были плохо развиты столь необходимые связи между заводом и гоночным треком. Валентино Росси столько жаловался на это, а его не слушали! Поэтому, Ducati просто необходимо было, чтобы Даль′Инья получил свой карт-бланш и все разрулил.
«Когда пришел Луиджи, он поставил перед нами план, рассчитанный на год - создать к сезону-2015 совершенно новый прототип. Все были шокированы: возможно ли? Но он шагнул еще дальше, предложив радикально новый аэродинамический концепт, винглеты. Многие над этим смеялись. Наши конкуренты считали, что это чистый маркетинг. А нам было все равно, потому что мы знали, что у Луиджи гораздо больше интересных трюков в рукаве».
Совместная работа с Луиджи началась в ноябре 2013 года. Ровно через год мир увидел Desmosedici GP15
«В конечном счете, другие [производители] увидели, что это [новая аэродинамика с винглетами] действительно работает. Но у одних не было собственных идей, а у других разработка занимала слишком много времени. Тогда впервые подняли вопросы о безопасности, о создании турбулентности для других пилотов, о возможности травмирования и тому подобного. Конечно, один завод не может запретить другому внедрять успешные инновации, но когда 2-3 собираются вместе, появляется политическая сила, способная влиять и принуждать. Попытка запретить винглеты была направлена не против технологии, а только против нас. И когда им почти удалось добиться своего, Джиджи придумал новое решение. В итоге, все смирились и выбрали инженерный путь, поняв, что это действительно хорошая технология. А мы пришли к аэродинамическому кодексу и неким стандартам. Так что, Джиджи уже создал историю. Причем, дважды».
Успех Ducati последних 2-3 лет Чьабатти видит в невероятной гибкости системы, которую создал Даль′Инья в Борго-Панигале: «Все, что было создано за эти годы, на деле, разработано в очень тесном кругу совершенно одержимых энтузиастов инженерии, здесь, в Болонье. Это относительно небольшой круг людей, поэтому принятие решений происходит столь быстро, а система их реализации такая гибкая. До Даль′Иньи в Corse была совершенно иная структура, а R&D полностью зависел от завода, и не был связан с командой. Теперь же это единый коллектив. Поэтому нашим конкурентам стало трудно поспевать за нами. [У Honda и Yamaha] десятки людей в их R&D, а структура подчинения и принятия решений такая сложная и жесткая, что времени на разработку требуется гораздо больше. Мы не можем запатентовать все разработки, которые появляются на треке, что оставляет нашим соперникам возможность для копирования и собственных исследований. Мы это знаем, поэтому стараемся шевелиться еще быстрее, чтобы быть на шаг впереди».