МОТОГОНКИ.РУ, 4 апреля 2023 - VR46 Riders Academy появилась по инициативе Валентино после того, как аналогичный проект, организованный FMI (Национальной Мотофедерацией Италии) в 2010 - Team Italia, провалился, и практически все юниоры, выбранные FMI затем оказались в Академии. Сегодня они - звезды первой величины в MotoGP.
Сама история Академии - пример преданности идее
10 лет назад Росси уже думал о выходе в отставку. Два года с Ducati подорвали его уверенность в себе, но Валентино видел, что вместе с ним из MotoGP уйдет вся Италия: в младших классах доминировала испанская поросль - тысячи их!
Наследие Валентино Росси - Академия VR46
И он видел, что FMI выбрала совершенно неверный путь для создания «команды итальянской мечты» - традиционный "официальный", за счет скудной государственной казны, без особых перспектив: созданная команда лишь предлагала ограниченному числу пилотов возможность выступать - мотоцикл и мехников, а их материальным обеспечением и обучением никто не занимался. В 2011 в Team Italia вошли Луиджи Морчиано и Алессандро Тонуччи, и для обоих это был тупик - их карьеры никогда не пошли в гору. В 2012 Морчиани сменил Романо Фенати, которому в Хересе удалось взять свой первый Большой Приз. Но Фенати был сыном владельца скобяной лавки, и думать о построении карьеры прорайдера и инвестициях в свое спортивное будущее было некому. FMI его профессиональное и финансовое будущее тоже не было интересно. Наконец, в 2013 к Фенати присоединился Франческо Баньяя. Но несмотря на успехи в чисто спортивном плане, их ждало печальное будущее.
VR46 Riders Academy 10 лет назад
То, о чем говорил в 2013 году Росси, сводилось к возрождению итальянской школы мотоспорта, в частности, в Гран-При. Но для этого требовалось не просто дать пилотам мотоциклы и лицензии, а передать им некие знания и технику вождения, научить их правильно тренироваться, дать им надежную базу для спокойного занятия любимым видом спорта - в общем, вырастить их с уровня Pre-GP до вступления в профессиональную команду с хорошим обеспечением. Испанцы полагались в этом на естественную селекцию по принципу «выживет сильнейший» при грандиозном конкурсе в 30-40 человек на каждое свободное место в командах.
Росси же больше рассчитывал на свой опыт и банковский счет, который к 2013 году превысил 124 млн евро. Основав Академию, он взял под свою опеку четверых местных юношей, количество которых возросло до восьми через год. Вы их знаете: Романо Фенати, Франческо Баньяя, Марко Беццекки, Николо Булега, Андреа Миньо, а затем Лоренцо Балдассари, Франко Морбиделли, Деннис Фоджиа, Никколо Антонелли, Стефано Манци и Челестино Виетти. Лука Марини, сводный брат Валентино никогда не входил в Академию, как ученик, но всегда был в тусовке и учился, параллельно делая свою собственную карьеру - Валентино до поры не вмешивался в нее.
С Франко Морбиделли у Росси тоже всегда были особые отношения. Морбиделли был слишком независим, старался избегать прямой ассоциации с Академией и VR46 Racing Team. Но именно он стал любимым учеником Валентино. Несколько лет, когда Морбиделли окреп, Росси пытался подписать его в свои коллективы, и каждый раз Франко отказывался, выбирая независимый путь. Его удалось зацепить, лишь когда дело дошло формирования нового саттелита Yamaha в MotoGP - Росси настаивал, чтобы в пару к Куартараро (выбор Разлана Разали, босса Sepang Racing Team) был подписан именно Френки (как выбор со стороны Yamaha), и Лин Джарвис согласился. Росси никогда в людях не ошибался: в 2020 году Морбиделли завершил сезон в статусе вице-чемпиона MotoGP.
Успешная стратегия Росси
Ключом успеха Академии была неизменная стратегия. Каждый ученик проходил вместе с VR46 долгий путь подготовки - через физические тренировки, мотокросс, флэт-трек и другие, мало относящиеся к MotoGP вещи, которые научили пилотов важным вещам.
Так, Росси всегда полагался на собственные выдающиеся ощущения от езды - на чувство и контроль скольжения, баланс на позднем торможении, баланс на входе в повороты. Также, он привил своим ученикам отсутствие страха перед критическими ситуациям, контактом с соперниками. Его еженедельные покатушки на ранчо сделали из детей бойцов, которые при этом не утратили человечности - они знали, что жесткие трения между соперниками в гонке не должны сказываться на личных отношениях.
Валентино запустил собственную программу в Moto3 при поддержке Sky: топовую в Гран-При и две юниорских - в CEV (Испания) и CIV (Италия). Так, у него появилась возможность выкатывать юных учеников на разных уровнях сложности и постепенно вводить их в Гран-При. Команда в Moto2 стала следующим шагом роста и целью для каждого. К тому моменту, как у Росси и Уччио появилась возможность выйти в Moto2, большинство из его лучших учеников уже выросли и активно выступали за другие команды - в идеале, их нужно было бы собрать снова под одной крышей, что в итоге и сделали. Так, Марко Беццекки вернулся в VR46 Racing Team в 2020 году.
Академики на традиционных покатушках VR46 в Мизано - все бренды в гости будут к нам!
Позже, когда появилась возможность для создания команды именно в MotoGP, Росси завершил формирование "воронки" для селекции лучших.
Когда Росси организовывал свою новую компанию, он много в нее инвестировал, затем передав на самоокупаемость в руки своего школьного друга, Уччио (Алессио Саллючи). Команда обзавелась постоянными партнерами и спонсорами, Академия тоже стала зарабатывать, организуя коммерческие проекты. Таким проектом в сотрудничестве с Yamaha стал ежемесячный VR46 Master Camp, куда приглашали юных гонщиков со всех стран мира, чтобы найти среди них будущих звезд и развивать их для Yamaha.
При этом, Валентино всегда поддерживал своих учеников материально, из собственного кармана. Собственно, и Марко Беццекки, и Баньяя, говоря об Академии, всегда отдельное "Grazie" оставляли персонально для Валентино, намекая, какую серьезную финансовую поддержку тот оказал им, пока ученики не окрепли.
«Без этой команды, без Академии и без Валентино, его поддержки, эта победа не стала бы реальностью», - подчеркнул Марко Беццекки в закрытом парке Termas de Rio Hondo после дебютного триумфа в MotoGP.
Академия полного цикла
На чем VR46 зарабатывает? Схема простая: с каждым из учеников Академия подписывала многолетний контракт, по которому VR46 выполняла агентские функции - вела их дела, обеспечивая им всё необходимое для развития, чтобы они ни в чем не нуждались. Академия хорошо понимала, что рано или поздно, каждому гонщику VR46 поступит предложение от богатой команды, возможно, от заводской... И обычно, менеджеры молодых пилотов по подобным "контрактам на вырост" получают самые высокие комиссионные - до 40% от будущих заработков клиента.
Так Валентино Росси провожали в Валенсии 2021 года
Уччио не скрывает принципов менеджмента VR46: «У нас пилоты получают полноценный менеджмент. Мы не только заботимся об их контрактах, но и полностью ведем их подготовку к сезону во всех спортивных аспектах. Конечно, за это мы получаем процент от их гонораров, потому что это большая и скрупулезная работа. Но зато, наши парни могут посвятить себя занятию любимым спортом и тренировкам - то, что им нравится. Очевидно, что с каждым отдельная история, но у нас прозрачные отношения: они верят в нас, мы - в них. Конечно, есть и достаточно жесткие требования. Например, мы мониторим всех постоянно, в том числе, что они едят и соблюдают ли режим, когда это предписано планом тренировок. В их распоряжении весь технический потенциал VR46 Racing team, они знают это и ни в чем не нуждаются».
Валентино активно развивал этот проект до тех пор, пока не убедился, что всё работает как часы, что наследие оставил неплохое и у Италии вновь есть целое поколение сильнейших гонщиков - и решился выйти из игры. Параллельно, VR46 произвела большую рокировку, продав часть активов и активизировав деятельность именно в MotoGP. Команду в Moto3 Росси обменял на "входной билет" в Королевский класс, а коллектив в Moto2 разделил на Yamaha VR46 MasterCamp и то, что сегодня именуется Fantic Racing.
Его ученики разлетелись по всем возможным чемпионатам, где борются за подиумы, победы и титулы.
Сейчас у большинства выпускников Академии уже есть собственные менеджеры, но VR46 ведет дела, как минимум, пятерых пилотов - Челестино Виетти, Франческо Баньяи, Марко Беццекки, Луки Марини и Франко Морбиделли. Николо Булега покинул группировку 3 года назад. Буквально на днях стало известно, что Лоренцо Балдассари тоже выбрал свой путь - подписал контракт с Эмилио Альсаморой, бывшим менеджером Марка и Алекса Маркесов.
Момент истины настал?
10 лет потребовалось для того, чтобы Франческо Баньяя, Франко Морбиделли, Лука Марини и Марко Беццекки встретились в закрытом парке MotoGP, как победители квалификаций, спринтовых гонок, Гран-При и претенденты на чемпионский титул. Итальянская экспансия затронула и World Superbike: Лоренцо Балдассари и Николо Булега теперь борются за титулы там, демонстрируя высочайший уровень подготовки выпускников Академии VR46.
Франко Морбиделли вернулся на путь успеха после целого сезона восстановления и потерь. Пекко Баньяя начал сезон-2023 с двух уверенных побед в Португалии. Марко Беццекки и Лука Марини встретились на подиуме спринтовой гонки MotoGP в Аргентине, наконец, Беццекки завершил цикл, оформив убедительную победу в главной гонке Гран-При Аргентины.
Морбиделли просто счастлив - его радует всё, что произошло в Termas de Rio Hondo: «Я чувствую себя невероятно сегодня! От радости меня даже в пот бросает. Я лидировал в гонке, боролся за подиум до последнего. Мы вернулись! Результаты уикенда питают энергией всю команду».
«Академия и Ранчо - это как Флоренция в эпоху Ренессанса, которая привлекала художников и поэтов со всей Италии. И вот, Академия сегодня - это Флоренция для гонщиков, Ренессанс для Италии»
После гонки Франко добавил, что вместе со своей командой, они нащупали некий очень важный момент в настройках Yamaha, который должен помочь всему заводскому коллективу, как повысить конкурентоспособность в схватках с Ducati. Вояд ли это стало бы возможным, если бы Yamaha Racing сгоряча решилась бы уволить Морбидо в конце 2022 года «за неуспеваемость»! Но Франко дали шанс, и это не без участия Валентино и его отношений с Лином Джарвисом - оба продолжают верить в потенциал Морбиделли.
Жесткость схваток в MotoGP Sprint Race ничуть не обескуражила выпускников Академии. Тогда как пилоты, привыкшие к классическим гонкам MotoGP, стали испытывать серьезные проблемы - не успели адаптироваться к смене ритма и уровню агрессивности борьбы.
Франко Морбиделли объясняет, почему в Портимао и Аргентине пилоты VR46 и выпускники Академии оказались на высоких позициях: «Это очень похоже на наши гонки на Ранчо! Мы всегда боремся очень близко и жестко. Хотя мы все большие друзья, и у нас превосходные отношениях, никто и не думает уступать позицию другу. И у нас нет претензий друг к другу из-за этого. Мы не боимся встретиться бортами, и уж точно не будем после этого выставлять друг другу счет. Я не боюсь жестких касаний, потому что я к этому готов. И я не боюсь сказать другому, что тот поступил как говнюк, если он действительно так поступил. В итоге, мы боремся жестко, но честно - друг с другом, но и с другими тоже. И ждем от них такого же отношения».