МОТОГОНКИ.РУ, 31 мая 2022 - Кажется, то, о чем я говорил еще в 2019 году, всерьез начинает сказываться на мире Мото Гран-При: вес такой фигуры, как Валентино Росси, нельзя недооценивать - отсутствие Vale в гонках MotoGP уже наносит урон посещаемости.
Эффект Росси в действии
Валентино Росси - это не просто 12 миллионов «виртуальных» подписчиков в соцсетях. Это, кроме всего прочего, всемирная сеть VR46 и фан-клуб, который реально продавал MotoGP от Португалии до Мексики. Сила Росси в том, что его фигура объединяла вокруг себя несколько поколений мотоциклистов и фанатов гонок, многие из которых к мотоциклам не имели никакого отношения. Несколько поколений - есть суть разных возрастов, формаций и вероисповедания, если хотите.
Сегодняшний MotoGP нацелен... вообще не совсем понятно, на кого, потому что у Dorna Sports нет четкого понимая, кто составляет костяк, кто его самая платежеспособная и преданная часть. Провал документалки «MotoGP Unlimited» тому прямое подтверждение. Если бы Dorna думала о реальном промоушне чемпионата по всему миру, а не передавала бы все права на распространение коммерческому вещателю Amazon, она бы ориентировалась на рынки, где спрос на Мото Гран-При на взлете, а не стремительно деградирует - это Юго-восточная Азия, Ближний Восток, обе Америки - Северная и Южная, а не только лишь США, Британия и ЕС.
«Армия Росси» имеет хорошую репрезентативность во всем мире. Она следовала за ним тем или иным образом, и ее реальную (физическую) численность можно оценить в 250 тысяч человек. То есть в среднем по 10000-15000 человек на каждой гонке MotoGP приходили на трибуны только для того, чтобы увидеть Валентино, а на некоторых этапах их количество возрастало до 30000. И именно эти люди... вдруг перестали ходить на гонки MotoGP, как только их кумир вышел из игры! Не верите? Смотрите статистику...
«Новая эра MotoGP» выглядит странно
Европа открыла двери для туристов, отменив ковидные ограничения, что сыграло на руку организаторам больших спортивных шоу - F1 и MotoGP. Чемпионат Мото Гран-При вернулся в Старый Свет после тура по Катару, Индонезии и Америкам в апреле, но первый же этап - Гран-При Португалии с точки зрения продаж билетов стал полным провалом. У MotoGP был месяц на раскачку, чтобы восстановить позиции.
Dorna говорит, что в Мандалику посмотреть на хаос Гран-При Индонезии приехали 62923 человека, и на 99% это были индонезийцы, поскольку с ковидными ограничениям для туристов на тот момент было еще достаточно жестко. Это примерно половина толпы, которую ожидал местный организатор: Mandalika International Street Circuit и Минтуризма Индонезии заявляли, что на продажу выставлены 120 тысяч билетов по совершенно копеечным «ценам, доступным для каждого», и что все они были распространены уже в феврале. И даже это - отличный результат... по сравнению с Португалией.
Гран-При Португалии на Autodromo do Algarve в Портимао посетили только 45000 человек - нормальный показатель для WorldSBK, но не для MotoGP. А для местных промоутеров, точно провал - они заработали вдвое меньше, чем планировали.
Согласно недавним комментариям Кармело Эспелеты, каждый местный организатор платит Dorna за право проведения Гран-При порядка 4 млн евро в год, за что получает возможность проводить на своей площадке любые согласованные с генеральным промоутером акции, а также назначать цену на билеты, в общем, зарабатывать на всем, что может принести денежку. На организацию этапа уходит от 500 тыс до 1.2 млн евро, которые локальный промоутер вкладывает в событие - его раскрутку и рекламу, чтобы затем компенсировать инвестиции продажами билетов и всем остальным. Стоимость билетов на PortugueseGP в 2022 году зашкаливала: ценник подняли на 25% по сравнению с прошлым годом. Конечно, можно сказать, что негативно сказалась прохладная погода. Но Европа сейчас и так не жирует: налички на руках мало, инфляция превышает 10%, бензин дорожает, продукты дорожают... При стоимости билетов на трибуны от 120 до 210 евро за уикенд (а других и не предлагали), можно прикинуть, что доход Autodromo do Algarve составил 6.8-7.2 млн евро, что едва перекрыло стоимость прав и организационные затраты.
Этап-кормилец
Гран-При Испании было следующим событием в календаре, традиционным "рестартом" чемпионата - великолепным шансом для Circuito de Jerez пополнить свою казну после двух тяжелых и весьма затратных сезонов без зрителей.
В 2019 году я делал обзор поездки на Гран-При Испании по MotoGP в Херес. Анализ реальных цен показал, что general admission (места на склонах без фиксированных мест) распродавались по 25 евро за 1 день, а цена пакета на уикенд была в диапазоне от 65 до 95 евро, включая pit-walk в пятницу; цены на трибуны (с гарантированным местом и доступом на pit-walk) - от 126-135 евро за уикенд. Купить билет у перекупщиков прямо у входа на автодром в день гонки всегда можно было по 100-120 евро, раз уж так надо. В 2022 году самый доступный тикет в официальных кассах стал стоить 69-104 евро, а полноценный билет на трибуны - от 135 до 156 евро. Рост в целом не существенный на первый взгляд. Но стоимость парковки для автомобилей и мотоциклов у автодрома тоже стала платной - 15 евро. Для примера: стоимость такси от ворот Circuito до центра Хереса - 17-20 евро по таксометру.
И что же? Гонку в воскресенье посмотрели чуть больше 58000 человек. Это ровно вполовину меньше, чем было на трибунах в 2016 году и на 25000 человек меньше, чем в доковидный 2019-й.
Гран-При Испании кормит Херес-де-ла-Фронтера: раньше, одного SpanishGP муниципалитету хватало, чтобы пополнить городской бюджет на весь оставшийся год. Госпожа мэр отчитывалась, что майский уикенд приносит казне от 18 до 20 млн евро, часть которых идет на обновление городской инфраструктуры, а другая - на обновление и поддержание самого автодрома. В эту сумму входят не только прямые заработки на Гран-При (продажа билетов и услуг), но также деньги, которые гости Андалусии оставляют в гостиницах и ресторанах самого Хереса. Можно предположить, что в этом году билеты на Гран-При Испании принесли городу порядка 9.5 млн евро, из которых необходимо вычесть взнос Dorna и затраты на организацию (порядка 5 млн) ... 4.5 млн евро чистого дохода - это очень скромно для одного из ключевых событий сезона MotoGP, Хересу-де-ла-Фронтере придется затянуть пояса. Им нереально повезло провести большой ремонт и полную смену асфальта на треке к 2019 году, это просто счастливое стечение обстоятельств, спасшее Circuito de Jerez! Вот Automotodrom Brno не успел вложиться в ресурфейс до наступления трудных времен, и теперь Гран-При Чехии - просто красивая история...
Как Фабио Куартараро спас Ле-Ман
А на Bugatti Circuit в Ле-Мане поступили обратным образом, решив сохранить ценник на билеты на докризисном уровне 2019 года. Эффект был! Когда промоутер подсчитал посещаемость, оказалось, что на трибуны в день FrenchGP пришли более 110 тысяч человек, суммарно за уикенд автодром насчитал 225000 человек, потом уточнив, что на самом деле было «почти четверть миллиона», что является вполне нормальным с точки зрения посещаемости события. С 2004 года на уикенд Гран-При Франции в Ле-Ман приезжали 230-260 тысяч, это всегда был большой фестиваль, пьянка и все такое - и эта атмосфера сохранилась!
Погода? Помните прогнозы на уикенд в Ле-Мане? Дождь, дождь, дождь... но в день гонки не выпало ни капли. Нет, погода тут вообще не причем! Билеты покупаются за 3-4 месяца, если не за полгода, да и отели бронировать требуется раньше аншлага.
Помогло этому, конечно же, участие сразу двух сильных гонщиков MotoGP родом из Франции, включая действующего чемпиона Фабио Куартараро - впервые французы приехали болеть именно за него.
Но у Италии больше нет своего идола.
Уикенд без героя
Минувший уикенд в Муджелло продемонстрировал полную смену экспозиции, атмосферы и посещаемости, как следствие. Во-первых, отсутствие атмосферы «желтого безумия» в жилом лагере - вот, на что обратили внимание не только журналисты, но прежде всего владельцы кафе и ресторанов: «стало слишком тихо, непривычно тихо - и гостей явно поубавилось» - цитирует одного из барменов Скарперии The Race. Фан-клуб Валентино Росси бронировал 2 трибуны в Муджелло и распространял дополнительно до 25000 билетов внутри своей паствы.
Ducati не удалось переориентировать эту толпу на других итальянских героев, даже с учетом наличия на заглавных линиях решетки Луки Марини, Фабио Ди Джианантонио, Марко Беццекки, Пекко Баньяи - они пока не герои для зрителей. Да и сами они еще не определились со своим статусом. Италии нужен чемпион, который целеустремлен и детерминирован на 100500%, а не то, что делает Баньяя. Его комментарии после Франции вообще удручают. Влияет ли это на продажи? Еще как!
Если покопаться в фотографиях с квалификаций MotoGP прошлых лет, легко можно убедиться, что холмы Муджелло были полны народа и в субботу. На кадрах из трансляции 2022 года было видно, что склоны тосканских холмов и трибуны в квалификационный день были скорее пусты, нежели заполнены. И фотографии инсайдеров подтверждают это:
MotoGP-2022 - ItalianGP - Фотография с одного из холмов Муджелло в ходе квалификации Гран-При Италии - пустовато
перейти в фотогалерею
Только ли отсутствие Валентино сыграло роль? Стоимость билетов в Муджелло подскочила на 40%: general admission - 38-104 евро за день (воскресенье), трибуны взлетели до 165-204 евро (воскресенье). Цены у перекупов, которые смели все более-менее стоящие тикеты на GA в день открытия Италии для туристов, составляли 120 евро. Погода в субботу тоже немного подпортила картинку. Но на продажах билетов это никак не должно было отразиться: на самом деле, все тикеты в ценовом диапазоне до 150 евро закончились в электронных кассах и на сайте Dorna еще в марте.
В последний момент стало ясно, что итальянцам больше не разрешат выходить с трибун на стартовую решетку для приветствия призеров гонки - традиция, которой больше 30 лет, нарушена из-за гонки MotoE, которая последовала за заездом MotoGP. И это тоже некоторым образом «огорчило» фанатов.
На Autodromo di Mugello намекнули о снижении посещаемости ItalianGP в 2022 году на 22 тысячи человек по сравнению с 2019, а тогда официально зафиксировали за 3 дня 139 тысяч человек...
Эксперимент
Барселона намерена последовать по пути Ле-Мана и сохранила стоимость доступного 3-дневного билета на трибуны Circuit de Barcelona-Catalunya на уровне 90 евро. Интересно, скажется ли это на посещаемости в ближайшие выходные.
Если Гран-При Каталонии удастся повторить путь Франции, «Эффект Росси» можно будет отменять и переключаться на более тщательную работу с калькулятором для анализа правильных цен в условиях сложной экономической обстановки в мире.
P.S.
С другой стороны, если Dorna рекомендовала всем своим партнерам сократить размер толпы, пойдя по пути Формулы-1 -- взвинтив ценник и сделав MotoGP еще более "элитным" событием, -- нетрудно догадаться, насколько упадет посещаемость в 2023 году. Заработать 10 млн евро можно разными способами: можно продать 100 тысяч билетов по 100 евро, а можно 50 тысяч по 200. Если зрители голосуют за такой подход, показатели посещаемости в скором времени утратят свою репрезентативность.