МОТОГОНКИ.РУ, 3 мая 2023 - Чемпионат MotoGP вступил в новую эру в 2023 году. Изменения вступают в силу быстрее, чем об этом думали пилоты и их команды, потому что это диктуется конкурентной средой в мире моторного спорта, противостоянием Формулы-1 и MotoGP, борьбой за зрителя и зрелищность. Но также появились совершенно новые, ранее невиданные риски. Спринтовые гонки слишком агрессивны и плотны, аварии с травмами происходят практически на каждой из них. Дирекция MotoGP ищет все возможные способы, как предотвратить серьезные последствия.
В дополнение к флаговой сигнализации, а также световым табло, Dorna Sports хотела бы ввести одностороннюю аудио связь с гонщиками. Даже если они проигнорируют по какой-то причине визуальные сигналы, они вряд ли смогут сказать, что не видели и не слышали прямого указания Дирекции выполнить ту или иную операцию!

Представители Race Control смогут говорить в конкретными гонщиками по радио-каналу
Попытка введения альтернативной системы коммуникации с гонщиками предпринята в этом году. Это уже вторая попытка. Первая потерпела полное фиаско в 2020 году, потому что сама система радиосвязи с гонщиками - в формате некой гарнитуры- не понравилась спортсменам, поскольку создавала помехи при езде.
Система голосовой сигнализации должны быть введена на уровне правил с 2024 года. В этом году с ней начинают работать, тестировать в разных условиях. Из чего она состоит и как будет функционировать?
На данный момент, есть две версии системы. Первая, усовершенствованная версия 2020 года - она подобна обычным мотоциклетным гарнитурам: спикер и крохотный приемник встроены в шлем. Но то, что ее примут, ставится под сомнение. Шлемов у пилота несколько, они реально одноразовые, а системы коммуникации будут привязаны к конкретным прототипам. Есть более высокотехнологичный вариант.

Современные Bluetooth-наушники с системой шумоподавления
Наиболее вероятной для принятия является система с миниатюрными ушными телефонами (мини наушниками), которые заменят пилотам беруши. Наушники будут подключены к прототипу по каналу Bluetooth, а прототип уже будет связан с дата-центром MotoGP по широкополосному каналу связи, по которому передается телеметрия и видео с мотоцикла. Такие мини наушники способны создавать активное шумоподавление за счет генерации "белого шума", который не наносит травмы и не создает повышенного шумового давления, но забивает внешние шумы.
Ключевым моментом станет компактность устройства и комфорт в ношении его под шлемом достаточно долгое время (до полутора часов).
Система изначально односторонняя - пилот ничего не сможет и не должен говорить в ответ, но в будущем возможно расширение до полноценной системы радиообмена, в том числе, с командой.
«Если в будущем захочется расширить систему, если команды захотят на это пойти, можно сделать полноценный двусторонний радио обмен [как в Формуле-1], - говорит Карлос Эспелета. - Но прямо сейчас, мы решили ввести одностороннюю версию. Причем, гонщики однозначно высказались положительно именно за это».
Dorna хочет автоматизировать систему, чтобы расширить ее функции. Кроме прямого контакта (сообщения) конкретному гонщику, дата-центр MotoGP мог бы оповещать всех о каких-то критических ситуациях, возникших на трассе. Так, планируется, что сообщения о приближении к сектору, где действует желтый флаг, будет поступать автоматически по сопоставлению координат GPS.
«Мы попробуем это уже в этом году, посмотрим, удастся ли таким образом повысить безопасность. План, конечно, состоит в том, чтобы интегрировать систему в 2024 году. Но это будет зависеть от ряда факторов. У нас большой план работ по разработке программного обеспечения. К тому же, мы еще не знаем наверняка, будет ли аудио связь с гонщиками в принципе безопасной» - добавил Эспелета-мл.
В отличие от Формулы-1, где гонщику не надо совершать много "физических упражнений" по ходу заезда, пилот MotoGP совершает до 20 перекладок мотоцикла, на чем сконцентрировано всё его внимание. Всегда принципиальным отличием от коммуникации команд в авто- и мотогонках было визуальное оповещение, тогда как голосовой контакт считался опасным с точки зрения потери концентрации.
Но времена меняются.