МОТОГОНКИ.РУ, 3 мая 2007 - Теперь каждый участник гонки может израсходовать в ходе уик-енда не более 31 гоночной покрышки. И это существенно усложнило работу инженеров Michelin и Bridgestone, так что реальные результаты "новой шинной войны" налицо: французская компания начинает терять позиции на трассах с новым дизайном, а также в гонках, проходящих в нестандартных погодных условиях. Покрыть все возможные условия проведения гонки с 15-ю комплектнами резины стало просто невозможно!
Началась новая эра взаимодействия между гоночными командами и поставщиками резины. Даже если раньше они работали рука об руку, то теперь они работают просто как одна команда. Увеличился объем работы за сценой. Исследования теперь проводятся не только в лабораториях и на испытательных стендах шинных заводов, но и в паддоках.
"О да, наша работа существенно усложнилась, и теперь мы должны еще комплекснее подходить к нашему сотрудничеству с командами, чтобы почувстовать сладкий вкус успеха на гонках," - говорит директор по мотоспорту Michelin Жан-Филипп Вебер, - "Это настоящий вызов. Все, что теоретически должно работать, мы должны проверять до гонок. Работа за кулисами идет постоянная - с первых же минут первой тренировочной сессии. Увеличилось количество персонала. Многие наши специлисты работают в плотном контакте с испытательным центром, они накапливают и обрабатывают данные, сравнивают их с результатами тестов и идеальных значений, указанных во время разработки. Мы сравниваем компаунды и конструкции все три дня перед гонкой. Наш выбор строго ограничен, ведь мы должны вписаться в рамки новых правил!"
Обычно, Michelin начинает работу по выбору правильных покрышек примерно за месяц до гонки. Но окончательное решение принимается за пару-тройку дней перед уик-ендом, когда предварительно известны условия проведения гонки. Некоторые покрышки хороши в теории, а некоторые будут хороши в данный момент - этого не предугадать никому! Так что решающий выбор все равно делается непосредственно утром гоночного дня.
Пилоты и их команды сами могу выбирать для себя покрышки из предоставленных производителем. На таких гонках, как ГранПри Катара и Испании, результаты тестов которых хорошо известны, и условия проведения гонок близки к "боевым", команды сами принимают решение о выборе комплекта для квалификации и гонки. Но с гонками в Турции и Китае все совсем не так просто. Здесь требуется серьезная экспертиза лучших специалистов завода-производителя.
"Мы проводим много различных испытаний в ходе зимних тестов. Мы симулируем гоночный процесс на компьютере. Туда входит самая детальная информация о треке, погодных условиях, мотоцикле, стиле пилотирования и еще много чего," - продолжает Вебер, - "Для выбора покрышек в Шанхае мы будем пользоваться результатами гонки в Стамбуле. Ничего удивительного! Обе трассы новые, и они в чем-то похожи между собой. В Турции мы поняли, что Honda имела достаточно неплохой набор, но Yamaha M1 нуждается в большей нагрузке на заднее колесо. И здесь мы продолжаем работу."
"В Стамбуле у нас было пять различных наборов задних сликов, и в Шанхае потребуется не меньше. Например, два набора для резко меняющейся погоды. Нам сложно предугадать, как будет меняться погода в Китае и Турции. В Ассене или Донингтоне та же история, но здесь у нас есть данные по возможным ситуациям, и мы предлагаем командам заранее проверенные наборы резины."
"Многие пилоты одобряют новые правила: это упростило их работу во время тренировок и тестов! Когда количество наборов органичено, они будут не так сильно заморачиваться с выбором, так что в конфуз можем попасть мы - производители и разработчики. Теперь пилоты знают почти точно, на какой резине они поедут в тот или иной уик-енд, так что они могут сфокуссироваться на своей работе, а не на подборе покрышек. И это большой плюс." - говорит главный представитель Michelin в MotoGP.
Как дела у конкурентов?
Bridgestone настроен позитивно после супер-успешной гонки в Турции, где пилоты, использующие их покрышки заняли весь подиум и еще немного мест в TOP-10. Это был феноменальный успех для японской компании.
Bridgestone едет в Китай с настройкой на успех, но зная условия проведения гонок в Шанхае, японские шинники реалистично смотрят на вещи: это будет жестокая битва - битва технологий!
В прошлом году подиум Шанхая не был заполнен пилотами Bridgestone. Джон Хопкинс, квалифицировавшийся вторым, приехал на четвертом месте и возглавил список пользователей японских шин. Но в 2005 году, на иннаугурационном ГранПри Китая пилот Kawasaki Оливье Жак ярко дебютировал и вырвал второе место на подиуме в дождевой гонке. Его байк летел к финишу на крыльях успеха шинников, прежде всего. Да и в дождевых гонках прошлого года Bridgestone был стабильней.
"Мы не почиваем на лаврах после уик-енда в Турции," - говорит управляющий спортивного департамента Bridgestone Motorsport Хироси Ямада, - "Но нам конечно же очень приятно увидеть такой успех, такую конкурентоспособность и выносливость наших покрышек перед всегда непростой для нас гонкой в Китае. Мы отправляемся в Китай, чтобы принять новый вызов наших конкурентов. Сравнивая с Турцией, трек в Шанхае также является отличным дополнением к календарю MotoGP, но с технологической точки зрения, это будет гораздо более трудная гонка, прежде всего для разработчиков покрышек. Как все мы видим, климат в Китае таков, что погода очень быстро меняется. Поэтому мы привезем достаточно широкий выбор покрышек разных спецификаций - на все случаи."
Какие требования к покрышкам предъявляет Шанхайское кольцо?
"Там есть две длинных и чрезвычайно быстрых приямых, одна из которых является самой длинной в календаре - 1.2 км. Здесь будет иметь важнейшее значение мощность двигателя, но как результат такого разгона - резкое торможение в конце прямой, и выход на следующую прямую также предъявляет свои требования особенно к центральной части покрышки. Медленные повороты также требуют повышенной сцепки с асфальтом с обеих сторон, но правая сторона будет нагружена больше в ходе этой гонки, особенно при прохождении медленных связок в начале трассы." - говорит Хироси, - "Мы представили новое поколение компаунда наших покрышек в Турции, и он специально спроектирован для трасс с низким уровнем сцепления, таких как Istanbul Park. Выбор мягких, средних и жестких спецификаций в Китае мы обеспечим с учетом использования этого нового состава резины. Особенно это будет важно для победы при борьбе в поворотах, где четкое прохождение обеспечивает результат. Но учитывая опыт двух последних лет, китайская гонка будет проходить на совершенно иных покрышках, нежели стамбульская две недели назад. Мы надеемся, что год от года, наши покрышки увеличивают производительность пилотов."