МОТОГОНКИ.РУ, 29 июня 2021 - После официального подтверждения о досрочном расставании с Monster Energy Yamaha MotoGP в конце сезона, к Виньялесу воспросов больше, чем было из-за всех слухов о шансах перехода в Aprilia. Если с Aprilia это был некий шокирующий контент, странная идея, то досрочный разрыв с Yamaha - он реален, как никогда! Является ли одно следствием другого (или наоборот), до подтверждения Ноале списка пилотов 2022 года мы точно не узнаем.
Виньялес огласил свои претензии
На первом месте - чисто технические проблемы с мотоциклом. Маверик подтвердил уже дважды, что у него нет никаких проблем в общении с командой, менеджментом и инженерами YFR. Напряжение лишь в том, что он...
Виньялес с 2017 года борется за титул, но не может достичь желаемого результата, что его безмерно огорчает. Он назвал нестабильность результатов с YZR-M1 главной проблемой всего проекта. Если помните, до него то же самое в течение года говорил Росси, но его никто не слушал: мол, старый стал, ездить разучился и всё такое. Виньялес все эти годы «делал всё, что мог», но так и не добился эффекта. Пришел Куартараро, который в Moto3 и Moto2 был ничем, а в MotoGP вдруг стал всем - и буквально унизил обоих своих предшественников. Парадокс!

Виньялес хотел сделать Yamaha лучше, но пришел Куартараро и все опошлил
Проблемы Yamaha на МОТОГОНКИ.РУ были обозначены давно, и главной из них является явное нежелание руководства проекта идти на риск в плане инженерии. В проекте не хватает инициативы - искры, которая помогла Росси в кооперации с Масао Фурусавой в 2004 году сотворить из сырого и ни на что не годного прототипа - чемпионский байк. Этот вектор Yamaha Factory Racing взяла в 2012 году, когда чемпионат вернулся к использованию литровых двигателей.
Но само понятие «проблемы» имеет две стороны. Первая проста и понятна: пилот не может адаптироваться к конкретному набору шасси+покрышки+электроника, требует от завода инженерной поддержки. Но завод не ездит на мотоцикле, а лишь создает технические решения. О том, что двигатель, электроника и в целом - YZR-M1 стал лучше, мощнее и быстрее с 2013 года, никто спорить не будет. Об этом говорят все побитые рекорды круга, рекорды прохождения гоночных дистанций и прочие цифры. А также, вот это -
Куартараро, который может
Вторая сторона монеты - Фабио Куартараро, который может. Особенности Куартараро уже разжеваны 10 раз: его стиль пилотирования одновременно близок к идеальному (от Хорхе Лоренцо), но при этом полностью отличается. Смысл ездовых навыков Куартараро состоит в очень тонкой чуйке относительно перераспределения нагрузок между колесами на торможении и разгоне, а также входе в повороты. Француз, словно мартышка прыгает на мотоцикле, постоянно меняя свою позицию и смещая таким образом центр масс. Он, то загружает front-end, то отпячивается назад, загружая заднее колесо - 100500 движений на одном круге, и так всю гонку. Это требует от него невероятной выносливости и физических усилий. Фабио - может. Сегодня может. Сколько еще он так сможет, никто не знает.

Росси: как они все это делают?!
Ветераны MotoGP смотрят на новый подход к пилотированию и понимают, что они так не умеют. Вероятно, хотели бы научиться, но не получается. Ни Росси, ни Виньялесу не удалось. Морбиделли остается уникальным уникумом в этом плане по словам того же Росси: его стиль более классический, чем у Куартараро, но он умудряется ехать быстрее на более слабом моторе, чем у Росси.
Поэтому, интересы Виньялеса и Куартараро радикально различаются с точки зрения инженерии Yamaha, а как известно, завод ориентируется на лидера, а не на всех остальных. История с Honda повторяется в интерпретации с Yamaha - всё один к одному, как с Маркесом, только с Куартараро. И с точки зрения заводов, это оправдано: пока Куартараро будет возглавлять схватку за Triple Crown, вокруг него будет вертеться весь проект.
Путем Маркеса и Honda?
Проблема в том, что Фабио - новичок в большой игре под названием MotoGP, и он понятия не имеет, как вести разработку прототипа. И здесь точное повторение истории с Лоренцо: в отличие от Росси, Хорхе никогда не занимался именно инженерным совершенствованием байка, а лишь корректировал его параметры для себя. Остальные члены «семьи Yamaha» его не интересовали. И в этом заключалась главная ошибка Ducati, когда они решили похитить Хорхе у Yamaha: Лоренцо изначально не мог привнести в их байк ничего от себя!..

Эй, Фабио! Это твой приз, сынок!!!
Виньялес был в той же роли, что и Куартараро, как только вступил в Yamaha Racing, то есть, в 2017 году. Он выиграл первые три Гран-При сезона на удобных для Yamaha трассах, пытался добиться большего по ходу сезона. Росси уже в мае понял, что с мотоциклом что-то не так, но глядя на успехи его молодого партнера инженеры Yamaha просто качали головами (и вот это вот всё - «старый стал, ездить разучился»). Если помните, в августе 2017 года и Виньялес стал что-то подозревать. Он впервые подал голос, что не чувствует свой байк так же хорошо, как в Катаре. Ну, и так далее. Маверику пришлось заниматься разработкой шасси (не под себя, а вообще, в том числе, как тест-пилоту) в 2018 и 2019 годах. Ради него Yamaha даже устроила своеобразный «форк» - разделение двух путей разработки YZR-M1, когда Росси выдали одно шасси, а Виньялес работал совершенно с другим. Каждый развивал своё, что требовало и двойных усилий, и двойного инженерного состава. Но не стоит забывать, что Росси занимался разработкой Yamaha с 2004 года! Он хорошо помнит, как это было в 2004, а затем в 2007, наконец, он прекрасно помнит 2008, 2009 и 2010 годы. Это была - «его Эм-ка» на 100%.

Маверик Виньялес выиграл Гран-При Катара, установив новый рекорд круга
С Виньялесом происходит то же самое в 2021. Но он просто пилот. Он не является гениальным разработчиком чемпионских мотоциклов, как и Жоан Зарко. Он только знает, что с этим прототипом он не станет чемпионом MotoGP, потому что не имеет стабильности. Он понимает, что это ЕГО ЛИЧНАЯ ПРОБЛЕМА, в которой ему не поможет Yamaha: круг замыкается, решение невозможно.
Пилот имеет большее значение, чем мотоцикл?
И да, и нет. Прямо сегодня - да, пилот имеет значение. Поэтому селекция быстрых и выносливых начинается с Moto3, и на таких, как Педро Акоста очередь стоит за 3-4 года до их созревания.

Андреа Довициозо обозначил главную проблему Desmosedici еще в июне 2019 года
Конкуренты признают, что прототип Yamaha гораздо стабильнее остальных, в том числе, Ducati. И это так, поскольку идеи, заложенные в шасси YZR-M1 де-факто не менялись последние 5 лет. Инженеры Yamaha использовали наработки прошлых лет, стараясь не нарушать принципа «работает - не трогай». Но с приходом Michelin нужно было создать радикально новое решение, а его не случилось. В отличие от Desmosedici, который с 2017 года поменялся полностью уже дважды, YZR-M1 испытывает примерно те же проблемы, что и 3-4 года назад. У Ducati осталась только одна: чрезвычайная жесткость передней части рамы - главная сила и главная слабость Desmosedici, которая делает его таким быстрым на разгоне и резким на торможении, но создает недостаточную поворачиваемость в скоростных дугах. Даже Баньяя уже говорит во весь голос, что Ducati на этом проигрывает Yamaha.
На разных трассах преимущество, в итоге, получают, то пилоты Ducati, то Yamaha, что создает некий баланс в чемпионате и Кубке производителей, но не позволяет строить никаких прогнозов и просто бесит пилотов и разработчиков
Виньялес чувствует, что все эти 5 лет с Yamaha он делал что-то не то. В интервью DAZN в Барселоне он прямо это и сказал: ему не следовало уходить из Suzuki, а надо было довести дело до конца - улучшить байк, выиграть титул, что сделал за него Жоан Мир. Но и в Yamaha он пошел по тому же пути, поэтому у него всегда было то самое «незаконченное дело». Как Валентино Росси, Маверик разочаровался в возможности получить от инженеров Yamaha техническое решение, на которое он рассчитывал. Но он не может его четко сформулировать, поскольку не является выпускником Токийского Политехнического Университета и гением ощущений, каким был Валентино в 2004 и 2007!..

Жоан Зарко - полное разочарование в работе с KTM
Жоан Зарко оказался в абсолютно такой же ситуации в 2019: он потерял веру в себя, пытаясь обуздать «мустанга» RC16 с принципиально иным шасси и динамикой, чем Yamaha. Осознав, что KTM технически никак не поможет ему побороть свою неспособность, Жоан пережил серьезную психотравму. Будучи более чувствительным, чем Виньялес, Зарко пошел на разрыв с KTM Factory Racing, даже не дожидаясь окончания сезона (на этом он потерял 1.8 млн евро, кстати). Зарко никогда не признавался, был ли у него на самом деле план «Б» (то есть, запасной аэродром - Honda или Ducati, где он в итоге оказался). Возможно, у него были мысли на эту тему. Но скорее всего, не у него, а у его менеджера...
Знал ли Жоан Зарко о том, что Хорхе Лоренцо в эти же самые даты ведет переговоры с Honda Racing о досрочном расторжении контракта по завершении сезона-2019?
Эта история совсем не такая, как выглядит на первый взгляд! Получив травму спины во время инцидента на Гран-При Каталонии, Хорхе Лоренцо уже знал, что его карьера в MotoGP завершена. Через месяц после Барселоны он сделал звонок Альберто Пучу, в котором назвал условие своего возвращения после реабилитации. Это условие заключалось... в разрыве 2-летнего контракта с HRC, поскольку Лоренцо уже принял решение - уйти. Но это решение неверно интерпретировали в Honda, поэтому Пучу пришлось сломя голову искать замену для Хорхе в Валенсии.
Куда направит стопы Виньялес - интрига
Aprilia? После Yamaha - в Aprilia... Это рискованный ход. Виньялес, как и Довициозо рассчитывает на хороший контракт с суммой гонорара, может быть, и чуть меньшей, чем в Yamaha, но несущественно меньшей. Довициозо предлагали 1.5 млн евро на сезон, и он посчитал это унизительным для себя. Сколько предложат Маверику?
Единственное, что вселяет надежду в Виньялеса, это совершенно новая обстановка, достойный по его мнению байк - Aprilia RS-GP и соседство давнего друга, Алеша Эспаргаро, с которым они уже работали вместе в Team Suzuki Ecstar.
Варианты? Их два, но это только предположение.
Первый будет зависеть от решения Валентино Росси о своей собственной карьере: Росси либо примет предложение саудовского принца и пересядет на собственный Ducati в VR46 Racing, либо завершит карьеру и предложит это место другому пилоту. Кому же? Вдруг, на горизонте появляется свободный от обязательств Виньялес, человек уже проверенный, с которым у Росси отличные отношения. Но VR46 Racing - это итальянская команда, рассчитанная на итальянских пилотов.
Второй может быть связан с возвращением Виньялеса Suzuki. У Алекса Ринса и Жоана Мира контракты подписаны сроком на 2 года (2021-2022), разрывать их никто не планирует. Правда, до понедельника и у Виньялеса был такой же!
Определенно, Виньялес не планирует переходит в Petronas. Его ждали в Ducati, но теперь там нет свободных мест (кроме VR46). Tech 3 KTM? Нет, это совсем другая история - это история неуспеха для Маверика. Все другие двери закрыты.
P.S. Слухи о возможном переходе в Aprilia могут быть подтверждены буквально на днях, как только Виньялес заключит предварительное соглашение с Массиво Риволой. Но впереди еще 4 недели каникул, достаточно времени для всех сторон, чтобы решить свои вопросы.