МОТОГОНКИ.РУ, 28 ноября 2005 - Все, что остается в MotoGP - это Япония и ее мотоциклы
О чем я все это говорю ... не о слухах из паддоков и итальянской независимой прессе.
Я верю в пару очень японских штучек и в одну очень испанскую. Испанская штучка легка для понимания. Антонио Ломбарда, директор Telefonica-Movistar по маркетингу и рекламе, который и привел компанию в MotoGP, очень зол, потому что HRC увела у него всех гонщиков в Repsol. Менее замороченный на своей работе чиновник мог бы найти компромисс, проглотив все и забыв о гордости, просто оставшись в деле. На деле, Ломбарда разозлился так сильно потому, что ранее он отклонил предложение от конюшни Yamaha и лично Валентино Росси. Дело о переводе спонсорских договоров на Yamaha, и в частности на команду одного гонщика Yamaha-Росси в 2006 году закончилось ничем: "У нас есть обязательство перед Дени Педроса," - заявил тогда Ломбарда. - "Без Дени и без мотогонок Telefonica все равно останется самой большой и наиболее успешной коммуникационной компанией в Европе. Но без Дени это будет уже не та компания, что прежде. Мы не пойдем на этот шаг, даже с переходом к Росси, потому что мы вырастили этого гонщика, 100-процентного гонщика Telefonica-Movistar. Honda украла его у нас, вот почему мы покидаем MotoGP. И не будет никаких соглашений о спонсорстве с командами-соперниками Honda. Мы не ищем мести. Что касается Росси, он по-видимому, не задержится в мотогонках - у него уже есть годовой контракт с Marlboro-Ferrari.”
Слова Ломбарда накрепко закрывают 15-миллионную дверцу для Чемпионата Мира.
Но японская штучка, которая произошла недавно - далека от понимания.
Еще легко понять, почему японские производители могут манипулировать гонщиками без сожаления потерять большие спонсорские контракты. В каждом случае, с Росси и Педросой, заводские команды подписывая контракты, автоматически раз и навсегда ставили крест на отношениях со спонсорами.
Японцы сказали, что им все равно, сколько денег они потратят на разработку и продвижение своих прототипов в MotoGP, тестирование техники, доведение технологий и промоушн, плюс имена гонщиков ... при всем этом, 15-20 миллионов спонсорских контрактов "подобны чаевым".
В результате, все что мы видим - это битву за контроль над гонками, не более того. Битву между спонсорами и производителями. Причем, производители хотят видеть спонсоров, но, как в том анекдоте: молча подписывающих чеки.
Европейские законы запрещают рекламу табачных изделий, и спонсоры смирились с этим - им достаточно видеть своих гонщиков в своих цветах на подиуме, чтобы удовлетворять маркетинговые амбиции. Но можно предположить и другое: когда все команды Большой Четверке практически одновременно отказывают двум крупным спонсорам - Camel и Gauloises, все это напоминает сговор. Если боссы Большой Четверки решают, что зрителями MotoGP пора бросать курить, потом они решат, что европейцам пора прекращать ездить на Ducati ... только это приходит мне в голову. У вас есть своя теория? Хотелось бы ее выслушать.
Чтобы окончательно осознать все словеса, написанные выше, задайтесь двумя вопросами: Кто рулит на этом шоу? Какой продукт продает MotoGP?
Лучшие ответы в студию! Разумеется, это - Япония и мотоциклы.
И где в всем этом Dorna? Устанавливает набортные камеры на Титаник?
В отличии от Формулы-1, где Берни Эккстоун кажется держит все под контролем, и не допустит серьезного давления на себя со стороны производителей, MotoGP - это свободный, открытый рынок, не имеющий защиты от потенциальных бедствий. Все, что вы видите - свободный рынок в работе ... в том числе и панику на Уолл Стрит.
Возможно, я не справедлив к Dorna. Dorna великолепно делает свою работу, ее продукт - великолепен. Это - заполненные трибуны гоночных треков, отличное покрытие на ТВ и никаких проблем с шоу! То, за что вы и платите.
Если Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki и Ducati выставят по паре команд в 2007, как планирует Dorna, это будет отличное шоу двадцати уважаемых гонщиков и их мотоциклов. Добавим к этому изюминку в виде нового байка Кенни Робертса и его команды, пару мотоциклов Сито Понса (пока Сито удавалось, подобно коту, всегда приземляться на ноги) -- все, шоу гарантированно удастся.
И даже без табачных спонсоров, найдутся компании, готовые вложиться в то, чтобы по ТВ показывали их логотипы. Может быть в этом и есть великий план, и в борьбе за контрольный пакет все-таки победят не те, кто платит, а те, кто производит.
Только я знаю одно: с вероятностью, близкой к 100%, при таком раскладе в 2007 году в этом шоу не будет ни одной частной команды.
Я лично знаком с владельцами частных конюшен (Pons, Tech3, dAntin, WCM и KR), они не согласны с положением дел в Чемпионате. Без спонсоров у их гонщиков нет шансов в борьбе с заводскими конюшнями. Dorna заявляет, что готова поддерживать частные команды. Ситуация с Эллисоном наглядно показывает, на сколько это серьезно и на что готов пойти промоутер ради лояльности публики одной из самых мотоциклетных стран, Великобритании. Но хватит ли испанской фирме сил и средств, а главное политической воли для поддержки всех частных команд?
P.S. Недавно Росси, напрочь отказавшийся от Gauloises, тестировался как пилот Marlboro Ferrari в Мужелло. Так, если за всем этим стоит некий грандиозный план, посмотрим, на какую орбиту выйдет MotoGP после ухода Росси из Чемпионата. А вот станет ли эта орбита новой высотой или кривая приведет нашу орбитальную станцию (motoGP + Dorna) к затоплению в Тихом Океане - вопрос открытый.
Dannis Noyes, SpeedTV Commentator & Expert