МОТОГОНКИ.РУ, 22 июля 2023 - История отношений Стоунера с Ducati и Honda очень сложная. Несмотря на то, что австралиец принес заводам Тройные Короны в 2007 и 2011, вернул Honda славу триумфатора, на самом деле, тенденция к потере главным гонщиком Repsol Honda интереса к происходящему в MotoGP наметилась сразу. Еще в конце 2011 года Стоунер дал ряд откровенных комментариев на тему того, что чемпионат из спортивного события, в котором участвуют истинные энтузиасты, превращается в «шоу для спонсоров» Dorna. Собственно, на своей знаменитой пресс-конференции в Ле-Мане, где он заявил о намерении завершить карьеру в конце 2012 года, Стоунер об этом всем и доложил. Уже тогда у него не было мотивации для новых спортивных свершений, а усталость от постоянного присутствия на увеселительных мероприятиях для партнеров достала семейного парня. Желанием чаще видеться с женой и дочкой Кейси и мотивировал намерение выйти из игры. Но всё это была, конечно, только видимая часть айсберга.
Honda вернулась к битве за титул после многолетнего провала в 2007-2010 годах
Марк Маркес пришел в Repsol Honda сразу после выхода Стоунера, но должен был вступить в MotoGP на год раньше, в LCR Honda, чтобы на следующий год присоединиться к Кейси в Repsol. Два выдающихся пилота с особенным чутьем и стилем пилотирования, которые могли бы в 2013 году составить«команду мечты» Honda. Но всё сложилось именно так, а не иначе - Кейси завершил карьеру, Марк пришел на его место, - и поэтому мы никогда не узнаем, кто из них на самом деле круче в схватке один на один. Так, сезон 2013 года стал водоразделом между двумя эпохами - Росси-Стоунера и Маркеса.
Пятилетка Росси-Стоунера (2007-2012) была отмечена противостоянием Ducati и Yamaha с малозначимым участием Honda вначале и ярким финалом в конце. Стоунер открыл Honda путь к доминированию в MotoGP, и Маркес подхватил тренд в 2013 и оставался абсолютным фаворитом до 2019 года. Но в 2020 все резко остановилось. Почему так произошло? Ответы известны уже давно.
Кейси Стоунер на Фестивале Скорости в Гудвуде 2023
«Популярным» ответом считается теория о снижении HRC интереса к гонкам в целом и концентрации всего проекта на Маркесе. К «непопулярным» относится фактическая ситуация в Японии весной 2020 года и последствия пандемии. И хотя это ключевой фактор наряду с травмой Маркеса, мало кто в среде сторонних наблюдателей воспринимает эти аргументы всерьез. А напрасно, о чем Стоунер и акцентировал внимание в своей речи в Гудвуде.
Прежде всего, Стоунер отметил, что в провале Honda в MotoGP, который мы наблюдаем с 2020 года, виноват не сам завод. Очевидно, что воздействие последствий пандемии на японскую промышленность было сильнейшим. Все же, Япония закрыла почти все промпредприятия на месяц: заводы Honda не работали с апреля по конец мая, не производили и не экспортировали технику, а значит, и не получали плановую прибыль. В Yamaha из-за нарушения логистических цепочек потеряли несколько месяцев активного сезона и тоже попали на серьезные незапланированные расходы.
Став чемпионом MotoGP с Honda в 2011 году, Стоунер утратил мотивацию и решил уйти в отставку
Honda Racing как одно из предприятий в структуре компании, было блокировано. И если команды инженеров и продолжали работать каким-то образом, они не могли реализовать наработки на треке и, тем более, передать их гоночной структуре: еще три месяца страна была закрыта на карантин для въезда и выезда, Европа «открылась» для них только в июле. В общем, до августа 2020 года проект HRC стоял на паузе. А когда упал Маркес, это нанесло непоправимый удар по планам Honda. Если с Маркесом у HRC был шанс пережить паузу в делах, то без Марка вылезли все недоработки.
В то же время, в Ducati продолжали работу над своими проектами. И Стоунер был вовлечен в это по самые уши! Клаудио Доменикали вызвал своего чемпиона и внештатного тест-пилота, предложив ему стать советником Ducati Lenovo Team. Стоунер согласился. В 2021 году его видели в боксе заводской команды и на тестах IRTA. Пекко Баньяя признался, что Стоунер дал ему пару чрезвычайно ценных советов, благодаря которым Франческо сумел ухватить за хвост удачу и раскрыть силу Desmosecidi.
Стоунер консультирует Пекко Баньяю в Ducati
«Проблемы японских заводов в MotoGP - это не только проблемы Honda! В прошлом году Фабио был в пол-шаге от защиты титула, проект Yamaha мог стать чемпионом второй год подряд и подтвердить свой уровень. Защита титула - это ключевой момент для доказательства превосходства, но они упустили эту возможность. А доминирование Ducati сильно демотивировало их всех, Yamaha прежде всего. Вернуть мотивацию всегда сложнее, поскольку это нарушает баланс сил. Последствия потери такой мотивации на уровне заводского проекта всегда ощущаются много лет» - сказал Стоунер.
Кейси напомнил, как всё произошло в 2007 году. Honda вступила в новый сезон с 800-кубовым прототипом с «1» на пластике у Хейдена и потерпела фиаско в схватке с Ducati и пытающимся вернуть себе корону Валентино Росси на Yamaha. Юный Стоунер на борту Desmosedici GP07 был быстр с самого начала, но одного этого для схватки с «японцами» было недостаточно.
С технической точки зрения, у Repsol Honda был неплохой байк, но ряд инновационных решений, внедренных именно в 2007 году, потребовал времени на обкатку. А Никки Хейден требовал готовый для битвы мотоцикл, который в тот момент ему дать не могли - и американец разочаровался. Дани Педроса занял его место и стал звездой MotoGP в Испании №1, что, кстати, спасло проект Honda от ухода из MotoGP после мирового финансового кризиса 2008-09. К 2010-му у Honda был готовый для схватки за титул байк, и переход Стоунера в Repsol в 2011 стал кульминацией цикла.
Битва Yamaha и Honda - Гран-При Франции
С Yamaha в 2007 году история была иной: инженерный дом Иваты был готов к битве с первой же гонки в Катаре, но в Ducati подготовились к новой 800-кубовой эре чуть-чуть лучше. Разница в производительности и эффективности двух прототипов составляла порядка 5-7%, но эти проценты дали Стоунеру на Ducati преимущество. В основном, оно проявлялось во второй половине заездов, а также в финальной части гонок. Эффективность и потребление топлива у нового двигателя Desmosedici GP07 оказалась незначительно выше, чем у YZR-M1. Валентино Росси не смог вести борьбу, как привык, растягивая схватку на все 20 кругов. Ему приходилось атаковать агрессивно с самого начала гонок, чтобы захватить лидерство и сдерживать конкурентов (в основном, Стоунера), тратя больше сил, резины и бензина. И чаще, ему этого сделать не удавалось. Однако инженеры Yamaha сделали нужные выводы, поняв, где именно проигрывали Ducati, и в 2008 году Росси вернулся, став 8-ми, а затем и 9-кратным чемпионом мира. В 2010 эстафету принял Лоренцо...
Иными словами, победа Ducati в 2007 году не была демотиватором, а напротив, подстегнула японцев к активному развитию. И это вернуло Yamaha и Honda в ТОП MotoGP на следующие 10 лет!
Собственно, это и подчеркивает Стоунер: «Никогда нельзя списывать со счетов Honda и Yamaha, поскольку они всегда возвращаются на вершину - таков японский менталитет»
Решение о судьбе всего проекта Honda в MotoGP зависит от Маркеса
Ситуация с Маркесом сейчас напоминает ему ситуацию с Хейденом, который после двух совершенно провальных сезонов после взятия титула в 2006 году разочаровался и ушел в заводскую команду Ducati.
«С моей точки зрения, решение сейчас целиком и полностью зависит от Марка, - говорит Стоунер. - И еще от того, на какие уступки Honda сможет пойти ради него. Я не знаю подробностей. Так что с моей точки зрения, от его решения зависит больше, чем от Honda. Никто, кроме не него не знает правильного решения. Но оно будет судьбоносным, как для него самого, так и для Honda в целом».