МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
34620
21 марта 2023 в 12:41
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Новая эра MotoGP 2023: Инновационная система безопасности гонок - в чем идея и когда заработает

Одной из ключевых инноваций, не видимой извне, но очень важной в целом, в 2023 году должна стать автоматизированная система сигнализации опасности на гонках MotoGP. В чем ее суть, техническая концепция и какие подводные камни оголились еще до начала сезона?

МОТОГОНКИ.РУ, 21 марта 2023 - MotoGP вступает в новую эру в 2023 году. Еще в середине прошлого лета участники чемпионата и зрители свято верили, что перемены наступят в 2024, но в Dorna Sports и FIM решили ускорить процесс. Перемен в новом сезоне - масса, часть из них стали известны уже в августе, когда контракты с пилотами и командами были оформлены, что привело к паре недоразумений. Но похоже, что все вопросы с участниками Dorna удалось решить кулуарно, не вынося сор из избы. В этой серии публикаций на МОТОГОНКИ.РУ мы рассмотрим все самые важные перемены, которые ждут нас в сезоне-2023.

Управляющая электроника MotoGP
Управляющая электроника MotoGP

По планам Dorna, новая система детекции аварий должна быть внедрена в 2023 году в MotoGP и расшириться на все классы, включая Red Bull Rookies Cup и Talent Cup

Система автоматической сигнализации падений была анонсирована Директором технологий MotoGP Коррадо Чеккинелли летом 2022 года. С тех пор прошло более полугода, Техническая Дирекция чемпионата не стояла на месте, в процесс были вовлечены и технические партнеры Dorna, в частности, разработчик и поставщик единой системы управляющей электроники и сбора данных - Magneti Marelli: ведь только эта электроника способна связать в единую сеть всех участников гонок - мотоциклы, Дирекцию, команды и гонщиков.

Массовый завал на Гран-При Каталонии MotoGP 2019 года
Массовый завал на Гран-При Каталонии MotoGP 2019 года

Cуть системы - в мгновенной или близкой к мгновенной реакции электроники на критическое изменение динамики движения мотоцикла (падение/столкновение) и выдача предупреждения на контрольные панели всех, кто находится непосредственно за местом крушения по ходу пелетона.

Очевидно, что предотвратить массовые завалы, какие случались последние 3-4 года в Барселоне, предотвратить не удастся.

Падение Такааки Накагами под колеса Алексу Ринсу
Падение Такааки Накагами под колеса Алексу Ринсу

Речь идет о создании системы, которая успеет предупредить уже сформированный и набравший скорость, чтобы избежать наездов на упавших пилотов и мотоциклы, особенно, в зонах с ограниченной видимостью, как было в Муджелло. Наиболее типичной подобная ситуация является в младшем классе Moto3, и не только в Гран-При, но и в Кубках Талантов, а также в FIM Junior GP (CEV Moto3), где падение пилота на асфальт часто приводит к наезду сзади, как было в случае гибели 14-летнего Андреаса Переса из Reale Avintia Racing в июне 2018 года, а затем и Джейсона Дюпаскье на квалификации Гран-При Италии в 2021.

Типичная ситуация с наездом на упавший мотоцикл в FIM CEV Moto3 (Junior GP) в Каталонии
Типичная ситуация с наездом на упавший мотоцикл в FIM CEV Moto3 (Junior GP) в Каталонии

Система состоит из основного блока ECU (управления двигателем), системы сбора телеметрической информации (дата-логгера) и IMU (инерциальной платформы), которые вместе и каждый по отдельности собирают данные с датчиков, сохраняют, а затем, через систему беспроводной связи отправляют телеметрию в дата-центр Dorna по шикорополосному каналу в сети беспроводной связи, которую Техническая Дирекция возит с собой и устанавливает на каждом автодроме MotoGP. Эта та же сеть, которая позволяет дополнять прямую ТВ-трансляцию сотнями гигабайт бортового видео. Данные телеметрии, которые идут в эфир вместе с картинкой, составляют лишь 0.01% информационного потока, поэтому новая система безопасности не может "нагрузить" общую сеть больше, чем есть сейчас. По расчетам Дирекции, время распространения тревожного сигнала по всей сети с "доставкой" на каждый байк, не должно превышать 0.5 секунды.

Введение такой системы во всех трех классах Мото Гран-При, включая Moto2 и Moto3, стало теоретически возможным после обновления Технического Регламента, в котором в младшем классе Moto3 (а также RBRC и Кубках Талантов) также вводится обязательное использование IMU и смена блоков управления (ECU) на более современные версии.

Блок IMU Magneti Marelli, единый для всех прототипов MotoGP
Блок IMU Magneti Marelli, единый для всех прототипов MotoGP

IMU (Инерциальная система) - это маленький черный блок, в котором спрятаны миниатюрные гироскопы, позволяющие определять физическое положение мотоцикла в пространстве: тангаж и рыскание, углы наклона относительно горизонта по 6-ти осям, а также определять динамику движения с помощью двух акселерометров. Сам по себе блок IMU не производит никаких расчетов, он только собирает данные и отправляет их в ECU, где они используются при коррекции стратегий.

Благодаря наличию IMU и блоку GPS, ECU может с точностью до сантиметра рассчитать положение мотоцикла, его реальные скорости и ускорения, сравнить данные со скоростями вращения колес и скорректировать работу таких систем, как анти-вилли, трекшн-контроль и торможение двигателем. Карты питания и зажигания прописываются под конкретные трассы с привязкой к конкретным поворотам и зонам торможения, так что прототипы (и не только - это доступно даже командам Российского Кольца, использующим профессиональные системы ECU и сбора данных) в зависимости от сектора или даже конкретного поворота, могут реагировать на сброс газа или выжим тормоза по-разному, как задано в выбранной пилотом карте.

Коррадо Чеккинелли: «Зная четкое место падения, мы можем предупредить гонщиков, следующих за упавшим, что они в опасном секторе еще до того, как маршалы достанут желтые флаги»

На контрольной панели у тех, кто следует за упавшим, должна загореться предупреждающая надпись «rider down».

Коррадо Чеккинелли, Директор MotoGP по развитию технологий
Коррадо Чеккинелли, Директор MotoGP по развитию технологий

«Мы уже пришли к необходимости такой системы. Гонки становятся быстрыми и плотными, пилоты уже получают сведениях на свои дешборды о желтых флагах, но они не знаю, что именно произошло - просто кто-то выехал за пределы трека или упал. Мы хотим обезопасить их, сообщив конкретную информацию».

«Введение во всех классах унифицированной системы, способной мгновенно зафиксировать падение и сообщить об этом на уровне железа и ПО - это большой прорыв и должно сделать реакцию Race Control еще более адекватной реальной ситуации. Race Control и Дирекция получат информацию об аварии немедленно, они будут знать точное место падения - всё это сообщит электроника, возможно, быстрее, чем маршалы. Маршалам же останется только подтвердить информацию и оценить риски визуально».

Блок IMU знает четкое положение мотоцикла по 6-ти осям
Блок IMU знает четкое положение мотоцикла по 6-ти осям

Отдельного блока, способного зафиксировать падение, не существует. Но у отдела R&D MotoGP есть огромная база сценариев падений в цифровом виде, чтобы создать каталог математических моделей. Они называют это «virtual drop switch», т.е. виртуальная аварийная кнопка - программное решение, во многом основанное на тех же принципах, по которым работает блок управления подушки безопасности в гоночных комбинезонах Alpinestars Tech-Air и Dainese.

Подробнее: Alpinestars Tech-Air: данные телеметрии пятничной аварии Марка Маркеса на ThaiGP MotoGP

Показатели телеметрии Alpinestars Tech-Air из MotoGP
Показатели телеметрии Alpinestars Tech-Air из MotoGP

Блоки управления подушками безопасности имеют свои собственные IMU и ECU и следят за динамикой движения пилотов в пространстве без привязки к электронике мотоциклов. А системы контроля экипировки не подводили гонщиков последние 5 лет! Подушки безопасности должны сработать ДО ТОГО, как пилот коснется асфальта, иначе в системе не будет никакого смысла. По статистике Alpinestars, их аирбэги успевают полностью раскрыться за 0.7-0.5 секунды до момента касания упавшим пилотом асфальта.

Правда, зафиксированы 2-3 случая «фальшивого» срабатывания: падение по мнению электроники было уже неизбежным, но пилоту чудом удалось спасти ситуацию. Кстати, многочисленные «super save» Марка Маркеса его Alpinestars отработал идеально - не произвел ни одного холостого выстрела! Существующую математическую модель аварии уже можно считать качественной.

MotoGP-2022 - SpanishGP - Гран-При Испании
MotoGP-2022 - SpanishGP - Гран-При Испании
перейти в фотогалерею

Чеккинелло уточняет: «Мы учитывали в разработке своей модели все показатели - позицию байка и динамику падения. Иногда, сам процесс падения длится достаточно долго: маршалы вынуждены ждать, когда мотоцикл окажется на земле и прекратит свое движение, прежде, чем заявить об ситуации в Race Control. Нам же нужно предупредить пилотов до того, как байк окажется на земле».

«Это не система предсказания падения, а система распознавания реальной аварийной ситуации - до того, как байк примет неподвижное горизонтальное положение. Это то же самое, что делают системы аирбэгов. Но если в случае с аирбэгами их срабатывания касаются только отдельных пилотов, нашей системе нельзя допускать "холостых" выстрелов».

В работу хронометристов входит отслеживание аномальных ситуаций со сменой динамики в движении мотоциклов
В работу хронометристов входит отслеживание аномальных ситуаций со сменой динамики в движении мотоциклов

В данный момент функцию "детектора аварий" выполняют хронометристы. Они мониторят ход пелетона вместе с маршалами и сразу видят, если у какого-то мотоцикла нарушилась динамика. К нему тут же приковывается внимание. Часто, падение оказывается в слепой зоне, которую маршалы не видят или они уже переключили внимание на другие объекты. Так работают и на Moscow Raceway, и на Igora Drive, и на Circiuto de Jerez - система контроля везде одинакова, принципы аналогичны: это многоуровневая система мониторинга безопасности, не только в гонках, но и на трек-днях.

Но сезон 2023 года вряд ли не станет революционным с точки зрения автоматизации контроля за падениями

Magneti Marelli BAZ-340, новое поколение ECU MotoGP (AGO-340)
Magneti Marelli BAZ-340, новое поколение ECU MotoGP (AGO-340)

Незадолго до старта тестов IRTA MotoGP Portimao, Magneti Marelli презентовала новое поколение блоков ECU BAZ-340 (подробности презентации), где производитель и Техническая Дирекция MotoGP подтвердили, что весь функционал новой системы безопасности зашит в новых блоках. Но есть проблема: Marelli не успели произвести достаточное количество новых блоков ECU, чтобы оснастить все 44 прототипа Королевского класса. BAZ-340 на тестах в Портимао получили только заводские коллективы, которые должны были опробовать их и дать технический анализ по итогам тестов. Частные команды получат апгрейд не раньше Гран-При Испании.

Подробнее: У поставщика ECU в MotoGP - Magneti Marelli возникли проблемы с готовностью к сезону 2023

Наезд Андреа Довициозо на упавший байк Фабио Куартараро
Наезд Андреа Довициозо на упавший байк Фабио Куартараро

По этой причине, испытать новую систему безопасности и срабатывание "виртуальной аварийной кнопки" пока не удалось. Насколько откладывается внедрение, Чеккинелло сказать не может. Возможно, это будет объединено с вводом новых "степеней защиты". Дальнейшая цель - уточнение работы системы и расширение ее функционала. Это работа на ближайшие 2-3 года:

«Главный принцип системы - помочь гонщикам в избежании наезда на упавшие байки и пилотов. Думаю, мы могли бы в будущем добавить вторую часть системы в комбинезоны гонщиков, чтобы система могла мониторить отдельно позиции байка и пилота, сообщать о них другим, говорить, где на треке расположен упавший объект».

«Нам важно расположение упавших - он на треке или уже в зоне вылета, например. Байк может оказаться в 100 метрах от пилота, который распластался посреди траектории. Поэтому, необходимо введение такого понятия как "опасная зона". Думаю, что это неплохой фронт работ для нашего отдела на ближайшие пару лет».

Момент наезда соперника на упавшего Джейсона Дюпаскье, квалификация Гран-При Италии Moto3 2021
Момент наезда соперника на упавшего Джейсона Дюпаскье, квалификация Гран-При Италии Moto3 2021

Как собираются предупреждать пелетон и начнет ли действовать система в ближайшее время?

«Кроме сообщения на контрольной панели, было бы здорово привлечь внимание гонщиков любыми способами. Например, звуковыми сигналами или морганием стоп-сигналов, которые используются в дождевых заездах. Мы можем задействовать и цветовые табло, например, заставлять их мерцать в зоне опасности - любой способ хорош. У нас много идей, как сделать наш спорт более безопасным. Но и чрезмерно драматизировать ситуацию мы не хотим. Очевидно, что система будет GPS-ориентированной, она будет действовать именно в "опасной зоне", области, четко привязанной к координатам инцидента. После ликвидации угрозы на месте, сигнал опасности должен отключаться вручную. Это всё еще в процессе формализации, в Регламенте и инструкция для маршалов таких сценариев пока нет» - уточнил Коррадо Чеккинелли.

Важные новости
 
iMed QTM и «Роллинг Мото» представят публике Zontes на чемпионате России по кольцевым мотогонкам на Moscow Raceway
iMed QTM и «Роллинг Мото» представят публике Zontes на чемпионате России по кольцевым мотогонкам на Moscow Raceway

Компания «Роллинг Мото» стала эксклюзивным техническим партнером чемпионата России по кольцевым мотогонкам A5Motors Motoring и представит новинки Zontes в рамках масштабного фестиваля, который пройдет 4-6 июля 2025 года на Moscow Raceway. iMed QTM выступит одной из ключевых площадок как партнер и амбассадор Zontes.
Диого Морейра открыл Бразилию для MotoGP: сенсация на Гран-При Нидерландов
Диого Морейра открыл Бразилию для MotoGP: сенсация на Гран-При Нидерландов

Бразилия войдет в календарь чемпионата мира по MotoGP в 2026 году. Автодром в Гойянии еще не готов к этому, но есть надежда, что его успеют реконструировать к следующей весне. Тем временем, Диого Морейра, единственный бразилец в Moto2 открыл счет, выиграв Гран-При Нидерландов. Сенсационный результат, который оказался очень кстати: обзор DutchGP и комментарии виновника торжества.
Тест-драйв: скутер двойного назначения Zontes ZT368-G - Ядерная табуретка
Тест-драйв: скутер двойного назначения Zontes ZT368-G - Ядерная табуретка

Еще одна интересная новинка в модельном ряду Zontes 2025 года - скутер двойного назначения или приключенческий скутер Zontes ZT368-G оказался настоящей зажигалкой! Команда QTM Motorsport эксплуатирует его уже больше месяца как разъездной или для поездок за бензином на трек-днях. Но не только! Вот, к какому выводу мы пришли за это время.
Российский Супербайк: Расписание 2 этапа чемпионата России A5Motors Motoring, Moscow Raceway
Российский Супербайк: Расписание 2 этапа чемпионата России A5Motors Motoring, Moscow Raceway

В эти выходные на Moscow Raceway состоится долгожданный 2-й этап Чемпионата России по шоссейно-кольцевым мотогонкам - A5Motors Motoring 2025 года. Расписание на 4-6 июля. Первая версия.
Новое изменение в календаре кольцевых мотогонок 2025 года: Кубок ШОС не состоится в июле
Новое изменение в календаре кольцевых мотогонок 2025 года: Кубок ШОС не состоится в июле

Очередное изменение в календаре событий российского кольцевого мотоспорта: Кубок ШОС, организатором которого являются компания Yakhnich Motorsport и МосКомСпорта, и ранее планировавшийся на Moscow Raceway 27 июля, не состоится в эти даты. Новая версия общего календаря чемпионатов и кубков 2025 года.
Знать как 11 пальцев на руке: путеводитель по контролю над прототипом MotoGP 2025 года
Знать как 11 пальцев на руке: путеводитель по контролю над прототипом MotoGP 2025 года

Мэт Оксли представил самый подробный путеводитель по контролю над прототипом MotoGP образца 2025 года на примере пультов и рычагов, имеющихся в распоряжении у пилота Ducati Lenovo Team: их сильно больше, чем пальцев на руке у гонщика... даже больше, чем пальцев на обеих руках!
Технологии MotoGP в повседневной жизни: что такое квикшифтер, как он работает и сколько стоит
Технологии MotoGP в повседневной жизни: что такое квикшифтер, как он работает и сколько стоит

Большинство современных технологий управления мотоциклами - все родом из чемпионата мира по MotoGP. Суть Мото Гран-При всегда и сводилась к тому, чтобы стать испытательной площадкой для инноваций, которые затем выходили бы на дороги общего пользования. Одна из самых доступных и распространенных таких технологий - система быстрого переключения передач Quickshifter («квикшифтер»).
Технологии MotoGP в повседневной жизни: приборка в стиле Гран-При и дата-логгер - это нужно!
Технологии MotoGP в повседневной жизни: приборка в стиле Гран-При и дата-логгер - это нужно!

Цифра правит сегодняшним миром. Даже на простом мотоцикле давно есть свой "черный ящик". Не на каждом. Не у всех. Но есть. Называется он дата-логгер. Придумали это устройство в Мото Гран-При еще в середине 90-х. А сегодня такое можно поставить на любой мотоцикл. Буквально, на любой!
Марк Маркес раскрыл базу успеха своей кампании в MotoGP 2025 года: Алекс не нужен
Марк Маркес раскрыл базу успеха своей кампании в MotoGP 2025 года: Алекс не нужен

После оформления шестого победного дубля в гонках Гран-При Нидерландов (DutchGP), Марк Маркес раскрыл главный секрет, который в сегодняшнем MotoGP гарантирует победу лидеру пелетона. Итак, зачем нужно вырываться вперед с первого круга? В чем "помощь" Алекса Маркеса? Была ли она? И почему Алекс так и не атаковал Марка в Ассене? Ответ очень четкий и ясный - разбивает все теории заговора!
DutchGP 2025: Маркес одержал 68-ю победу в MotoGP и догнал Божественного Аго
DutchGP 2025: Маркес одержал 68-ю победу в MotoGP и догнал Божественного Аго

Тяжелая и очень напряженная гонка за Большим Призом Нидерландов в юбилейнный, 100-й гоночный уикенд в Ассене принесла Марку Маркесу первый матч-поинт чемпионата мира по MotoGP 2025 года: TT Circuit Assen стал очередной "землей Маркеса", где он взял 100% результат, выиграв и спринт, и главную гонку. Но также, это событие дало ему значительное преимущество над ближайшими преследователями. Результаты, видео обзор и ключевые моменты DutchGP 2025.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 21 марта 2023
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


5.13 МЛН
годовая
аудитория
714165
посетителей
в месяц
115041
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island