МОТОГОНКИ.РУ, 18 января 2022 - На протяжении 15 лет поражение Росси в дуэли с Никки Хейденом за титул MotoGP 2006 года было главной темой для предположений и сплетен.
Как все выглядело со стороны
Тот чемпионат начался для Валентино просто катастрофой, но затем 5-кратный чемпион доказал, что он действительно лучший, полностью изменив ситуацию в свою сторону, на что ему потребовалось 6 месяцев. Всё должно было решиться в Валенсии, на самой последней гонке сезона, куда Росси прибыл с 8 очками чистого преимущества над Хейденом.
Валентино Росси упал на 5-м круге Гран-При Валенсии в 2006 году и потерял титул
Но на 5-м круге заезда Валентино нелепо упал - и тут же откатился на последнее место, автоматически став 2-м в генеральной классификации.
Сторонники теории заговора сразу связали в единую теорию последствия поражения Росси и придумали ряд причин, которые могли бы привести к нелепому падению Валентино на финальной гонке. Последствия были такими: хотя в чемпионате уже участвовал Колин Эдвардс, именно победа всеобщего любимца - Хейдена воодушевила большую американскую аудиторию и позволила Dorna Sports незамедлительно вернуться в США после многолетнего отсутствия. То есть, пожертвовав титулом, Росси оказал Dorna просто неоценимую услугу, на два десятилетия определив ход развития чемпионата и его географию. Согласитесь, идея не лишена логики и здравого смысла.
Теория заговора заключалась в том, что Росси намеренно упал в гонке, чтобы пропустить Хейдена вперед - гарантировать ему победу в чемпионате, не вызывая подозрений. Падение действительно было странным и неуместным, потому что Росси никогда не допускал подобных ошибок именно в Валенсии. Одновременно, лоусайд был очень безопасным - в одном из самых медленных поворотов Ricardo Tormo Circuit, что позволило Валентино незамедлительно вернуться в заезд, не получив ни царапины, но уже лишь 2-м в чемпионате.
Победа в чемпионате глазами Honda
В 2006 году Никки Хейден явно шел наверх. Он изменился психологически в конце 2005, окреп и обрел уверенность.
Никки Хейден против Валентино Росси, 2006
В нескольких гонках Росси и Хейден боролись один на один, но чаще они просто встречались на подиуме. Либо не встречались вовсе, потому что начало сезона для Росси и Yamaha выдалось ужасающим. Хейден вышел в лидеры после Гран-При Турции, когда Росси занимал ужасающе низкую, 5-ю позицию. Американец после Laguna Seca достиг преимущества на ближайшим преследователем в 50 очков - невероятный отрыв для середины сезона! В целом, в том сезоне Никки допустил гораздо меньше ошибок, а его байк работал стабильнее, что позволило ему занять позицию лидера чемпионата и удерживать ее до предпоследнего этапа, Гран-При Португалии.
Хейден мог поставить точку уже в Эшториле, если бы в дело не вмешался новобранец Repsol Honda Дани Педроса. Весь сезон Дани сидел тихо и никогда не лез в атаку без нужды. Но в Эшториле произошло нечто: Хейден и Педроса заняли 3-4 позиции на первых кругах (гонку возглавил Росси), но на 5-м круге Дани вдруг решил подвинуть напарника, пошел в атаку в самом неудачном месте, не рассчитал, попал передним колесом на поребрик, подскользнулся и влетел прямо в Никки, который в этот момент шел параллельным курсом менее, чем в полуметре. Росси стал вторым на финише после Элиаса, но тут же вырвался в лидеры чемпионата и прибыл в Валенсию с 8 очками преимущества над Хейденом. Кстати, если бы Росси выиграл дуэль с Элиасом, то даже упав в Валенсии, он бы взял титул...
Старт Гран-При Каталонии MotoGP, 2006
Кстати, тот финиш в Эшториле стал самым близким в истории MotoGP: Элиас пересек линию финиша всего на 0.002 секунды раньше Росси, победителя определяли по фотофинишу. Но Росси стал только 2-м, что породило невероятную интригу.
Важный момент по Валенсии: падение Росси в Валенсии на самом деле напрямую не влияло на позицию Хейдена, но счет реально шел на 1-3 очка, которые могли изменить всё. Там не было однозначной ситуации, что Росси безоговорочно стал бы чемпионом, если бы не упал. Да, на момент, когда произошло падение, Валентино шел 7-м, а Хейден боролся за 2-3 место, и их разделяли 7-11 очков. Хейден мог стать 2-м и опередил бы Росси на 2 очка, а если бы стал 3-м, то проиграл бы титул с минимальным отставанием от Валентино.
Никки Хейден, чемпион MotoGP 2006 года
Хейден финишировал 3-м после Троя Бейлисса и Лориса Капиросси из заводской команды Ducati. Если бы Валентино приехал на финиш 7-м, он был стал чемпионом с преимуществом в 1 очко. Но Росси этого не знал наверняка в тот момент.
Росси уже пару раз весьма эмоционально рассказывал о своих переживаниях по поводу Гран-При Валенсии 2006 года на различных итальянских ток-шоу. Причем, выглядели его признания весьма убедительно, тем более, что Валентино уже нечего было скрывать - он уже завершил свою карьеру...
Поражение глазами Yamaha и Валентино Росси
Тот чемпионат был мысленно «списан» заводской командой Yamaha еще в апреле, и только усилиями Валентино ситуация была почти спасена.
Сезон 2006 года начался с неудачного старта в первой же гонке - Гран-При Испании, где Тони Элиас вынес Росси в первом же повороте. У Росси были многочисленные проблемы на торможении из-за чаттеринга. Столкновение с Элиасом тоже связывают с этим. Бессменный шеф-механик команды Росси - Джереми Бёржесс говорил, что с самого начала были большие проблемы с шасси, слишком много вибраций и жуткий чаттеринг, с которым они ничего не могли поделать несколько месяцев. Перенастройка геометрии и развесовки не слишком помогли, напротив, в Шанхае у Росси из-за перегрузки просто разорвало переднюю покрышку (расследование установило, что шина была бракованной и не выдержала жестких торможений Валентино). В общем, сезон складывался крайне нестабильно. А в Ле-Мане за 6 кругов до финиша у Росси сломался двигатель. Произошло еще много небольших неприятностей, которые просто выбивали Росси из колеи: он выиграл 5 титулов подряд, три на Honda и два на Yamaha, и тут, впервые с 2001 года он не чувствовал себя уверенно за рулем YZR-M1.
Вот, что он говорит в документальном сериале Dorna: «На самом деле, в 2006 году [мотоцикл] Yamaha был хуже Honda. Вообще, сезон складывался крайне неудачно, потому что в самом начале года байк явно уступал [Honda]. В Ле-Мане, когда остановился мотоцикл, я сказал - "вот и все, я проиграл этот чемпионат!.." Такое чувство у меня было в тот момент. А это был, наверное, ключевой момент года».
Валентино Росси смог переломить ход чемпионата после Гран-При Италии и отыграл 50 очков отставания от Хейдена
«Нам удалось побороть пессимизм в Муджелло. Во второй половине сезона мы вернулись. Я пытался изо всех сил, к тому же, мы решили часть проблем с байком. После Эшторила надежда вновь зародилась в наших сердцах. И... я выиграл квалификацию! Я должен был стартовать с поул-позиции в этой решающей гонке».
Фан-клуб Валентино Росси приготовил для празднований 8-го титула целую церемонию: члены фан-клуба должны были нарядиться в Мерлина и его свиту, а сам Росси должен был предстать в образе Короля Артура и на круге почета достать из импровизированного камня меч. Все было спланировано и даже отрепетировано заранее, согласовано с Дирекций MotoGP и телевизионным отделом Dorna. Мало у кого были сомнения, что Росси выиграет гонку и титул с поула.
Росси продолжает: «Но... у утром воскресенья, на warm-up я отметил, что покрышки перестали работать, как накануне - у меня полностью пропало чувство обратной связи с передним колесом. И это за пару часов до решающей битвы!!! Уф-ф-ф...»
Старт был проигран вчистую. Трой Бейлисс вырвался в лидеры незамедлительно, вперед прошли Лорис Капиросси, Марко Меландри, Кейси Стоунер, Дани Педроса и Никки Хейден. Дани Педроса после фиаско в Эшториле, больше не испытывал судьбу - он просто пропустил партнера по Repsol Honda вперед и стал оказывать ему поддержку, пытаясь сдерживать Меландри и Стоунера. Вскоре, Хейден уже сражался с Капиросси за 2-е место, но итальянец в этой дуэли одержал верх. Хейден же финишировал на подиуме. Битва была очень серьезная.
Джереми Бёржесс вспоминает: «Когда Валентино грохнулся, итальянцы просто... застыли от шока. Несмотря на бурный романский темперамент, они не проронили ни слова, так были поражены увиденным - они даже представить себе не могли, что Росси проиграет самую важную гонку в своей жизни вот так, нелепо. Кто-то сказал: "спокойно, у него еще 22 круга, он исправит ситуацию!" Я ответил: да вы что, чудес не бывает...»
Финиш Гран-При Португалии 2006 года: всего 0.002 секунды между Элиасом и Росси решили судьбу титула MotoGP!
Финиш в Эшториле во-многом определил исход схватки за титул. Но был бы сегодня Росси 10-кратным чемпионом мира, если бы опередил Элиаса на финишной линии в Португали? Это еще один вопрос на миллион...
Много лет подряд Валентино задавали вопрос о том, что же произошло в Валенсии, но он старался уходить от разговора, что лишь подогревало идеи о неком сговоре: с точки зрения фанатов Росси было невозможным, чтобы он упустил титул таким образом - не по своей воле.
Но истина была следующей: это действительно было стечение обстоятельств, следствие слабого сезона для Yamaha; Валентино, который, как казалось, совершил невероятное, вернувшись к борьбе за титул после того, как проигрывал лидеру 50 очков, и сам был настолько шокирован инцидентом в Валенсии, что негатив засел в его голове на годы, и он просто пытался избежать воспоминаний о том дне. Уччио рассказывал: «Он был настолько подавлен в воскресенье вечером, что просидел в своем моторхоуме молча и тупя в стену до ночи. Начал разговорить с нами только в понедельник. Ну... а что он мог сказать?»
Валентино Росси: это был самый трудный день в моей карьере
В ноябре 2021 года Росси впервые заговорил об этом инциденте более-менее открыто, не уклоняясь от обсуждения. И он назвал эту ошибку, вероятно, самой большой и досадной за всю свою карьеру.
В документалке Dorna он повторил свои слова: «Это был один из самых трудных дней в моей карьере, потому что после подобного, обычно, ты понимаешь: это - конец. Ты шел наверх, а теперь твое восхождение прекратилось. Я выиграл 5 титулов подряд, а затем проиграл 6-й вот так. Я был уверен, что моя карьера завершена в тот момент. Я не мог представить, что после этого выиграю еще два раза, а затем буду бороться за победу 15 лет. Я был подавлен, но теперь понимаю, что это лишь придало мне сил».
Бывший менеджер Валентино Росси и менеджер Yamaha Racing Давиде Бривио отметил, что именно это поражение, вероятно, помогло Валентино стать по-настоящему взрослым и принять, что выигрывать вечно невозможно, но можно и нужно бороться. И это помогло ему выиграть в 2008 и 2009, грело его душу следующее десятилетие.