МОТОГОНКИ.РУ, 17 июня 2022 - Первым вызовом, с которым организатору чемпионата, компании Dorna Sports пришлось столкнуться в 2022 году, стал логистический кризис из-за нехватки транспорта: не удалось вовремя доставить почти 20% грузов из Индонезии в Аргентину, задержка привела к отмене первого дня Гран-При в Термас-де-Рио-Ондо.
Кармело Эспелета: «Думаю, что мы смогли справиться с этим кризисом и усвоили уроки. Кроме того, что в этом году резко и существенно выросли цены на логистику, на фрахт, в остальном всё в порядке, мы не испытываем никаких проблем».
Во второй половине чемпионату еще предстоит полетать по миру, и тогда Dorna сможет поставить галочку - «вопрос решен» в своем чек-листе... если проблема не возникнет повторно. И даже несмотря на это, план Dorna - продолжать расширять календарь в ближайшие годы.
Кармело Эспелета: «У меня на столе [лежит] предложений от партнеров - на 26 этапов: есть новые страны, которые хотят войти в календарь в ближайшие годы. Думаю, MotoGP ждет стремительный глобальный рост. Чемпионат, в котором побеждают разные бренды, а не доминирует один-два».
Доминирование одного супер-бренда - большая проблема?
Кармело Эспелета: «Я через это проходил дважды - да, это проблема, если другие начинают чувствовать свою неполноценность. Я помню период, когда доминировал Дуэйн - вот это была головная боль! Все говорили: что же будет с чемпионатом, когда Мик уйдет? Бум! У народился Валентино Росси, суперзвезда на десятилетия. И вдруг, появилась "проблема": этот Росси выигрывает всё! Это тоже проблема? Да, потому что все начали говорить: что же будет, когда уйдет Росси? Маркес! А теперь нет Маркеса. Мир быстро меняется, и сегодня флагманом является Фабио Куартараро, который с гордостью несет знамя Франции. Но мне всё равно, какую страну представляет лидер чемпионата. С точки зрения промоутера, конечно, лучше, если у тебя есть 2-3 равноценных претендента на титул, представляющих разные бренды и страны. Но мы к этому идем. Я вообще считаю, что MotoGP сейчас переживает в этом плане бурный рост и развивается именно в этом направлении».
Honda всегда имела очень большой вес в MotoGP, известно, как они накладывали вето на некоторые вопросы... Сейчас Корпорация по-прежнему сильна и ее слово решающее?
Кармело Эспелета: «Вес Honda по-прежнему большой. Был период, когда в чемпионате были только японцы, затем, японцы и немного европейцев. Но теперь европейцев будет гораздо больше, чем японцев. И только. Уверяю, весь каждого члена Ассоциации Производителей для нас велик, потому что каждый для нас ценен одинаково».
Далее, после Гран-При Испании Dorna столкнулась с неожиданным демаршем Suzuki: японский завод, несмотря на подписание в прошлом году нового 5-летнего контракта с MotoGP, заявил о закрытии своей программы и уходе (вероятно, навсегда) по окончании 2022.
В 2010 году уже была подобная ситуация, и тогда все разрешилось более-менее гладко для всех сторон...
Кармело Эспелета: «Нет, ситуация была иная. В тот раз я хотел, чтобы они продолжали каким-то образом, сохраняли свое присутствие, не участвуя в гонках. У нас была негласная договоренность о возвращении. На этот раз я не предпринимал таких попыток. Когда кто-то хочет выйти, мы всегда ищем новых участников, и раньше их было достаточно. Но в этот раз это стало серьезным вызовом, потому что у нас нет выбора - нет заводов, готовых пойти в MotoGP прямо сейчас. И мы ни в коем случае не хотели плодить частные команды. Пусть лучше будет 22 байка на старте, чем 24, но мы будем следовать нашей стратегии - место Suzuki займет новая заводская команда. У нас есть стратегический план до конца 2026 года, и мы будем следовать ему - 6 заводов, 24 мотоцикла. Мы предлагаем 4 года стабильности, постоянства регламента. В ситуации с Suzuki мы пытались найти какое-то решение: вы уходите, но оставьте команду, мотоциклы, назовите их Hayate [как было в случае с Kawasaki, прим. МОТОГОНКИ.РУ], но нет, они просто уходят. Наши предложения даже не стали рассматривать».
В Suzuki хотя бы попытались как-то объясниться?
Кармело Эспелета: «Нет. Правда в том, что не до Хереса не было никаких намеков на возникновение этого кризиса. Очевидно, они приняли решение, полагая, что могут это сделать в одностороннем порядке, как часто случается в крупных компаниях. Но когда у нас есть контракт, это так не работает. Есть определенные процедуры его разрыва. Я уведомил их об этом, сказал, что они не могут так поступить - я немедленно подам в суд. Мы договорились, что сюда [в Испанию, в офис Dorna] приедет член совета директоров, и мы договоримся о ряде условий их ухода. Думаю, что через несколько дней мы сможем сделать заявление об этом. Мы уладим этот вопрос, чтобы выход Suzuki не стал таким жестким».
Кто в действительности может заменить Suzuki? Ведь в случае их ухода, на старте останется только два японских завода. Мы слышали, что на их место может вступить еще один европейский. Не нарушит ли это баланс сил в чемпионате?
Кармело Эспелета: «Не существует никакого «баланса сил» и противостояния между Европой и Азией - это то, что вы [журналисты] придумали для красного словца. Японцы не выступают вместе против европейцев. В реальности - все вместе и каждый сам за себя. Как бы это объяснить... Каждый отстаивает свой интерес, но в MSMA сегодня царит дух абсолютной открытости между участниками чемпионата, они общаются и обмениваются информацией. В целом, мы все заодно - за развитие мотоиндустрии, которая сейчас также стоит перед рядом серьезных вызовов».
Посещаемость гонок MotoGP в этом году кажется низкой даже в сравнении с 2019 годом. Особенно заметен спад в Муджелло. Совпадение этапа с Формулой-1, Гран-При Монако - это серьезная проблема? Как это вообще произошло?
Кармело Эспелета: «F1 в Монако традиционно на протяжении всей истории проводилась в день Пятидесятницы [традиционный христианский праздник, пятидесятый день после Воскресения Христова, когда на апостолов снизошел Святой Дух, прим. МОТОГОНКИ.РУ], то есть через несколько недель после пасхального воскресенья. По расчетам, этот день должен был приходиться на Гран-При Каталонии, что также не очень хорошо для нас, поскольку в этот день в Каталонии выходной - понедельник. Были варианты переиграть календарь, чтобы этот в день провести гонки в Портимао и Муджелло, где посещаемость традиционно ниже Барселоны. Так или иначе, в Барселоне зрителей тоже оказалось меньше. Сказали, что Маркес отсутствовал, поэтому это произошло, не так ли? 67000 зрителей. Много это или мало? Я не хочу ориентироваться на Формулу-1. Мы уже видели несколько случаев, когда на Ф1 приходило меньше зрителей, чем в MotoGP, но они никогда не говорили, что "мотоциклы дали нам пощечину". Но СМИ раздули новость о том, что "Гран-При Каталонии посетили только 67000 человек". Ну, во-первых, мы никогда не пытались обогнать Формулу-1. Я всегда говорил, что MotoGP - второй чемпионат в мире моторного спорта, и он продолжает расти. Я считаю, что сравнивать с Ф1 нашу посещаемость и вообще ситуацию - некорректно. MotoGP гораздо эффектней, а у них гораздо больше влияние на многомиллионную аудиторию автолюбителей».
Портимао и Муджелло - ОК. А как расчет Гран-При Германии, гонки, которая пройдет в это воскресенье? Какие ожидания?
Кармело Эспелета: «По моим сведениям, билеты в Sachsenring были практически распроданы уже в мае, и их было продано больше, чем в 2019 году. Подождем воскресенья! Мне интересно, что напишут тогда. Я также смотрю, кто пишет. Самые красивые новости с заголовками про "грандиозное падение посещаемости" были на сайтах в тех странах, где не было испанских и итальянских рекламодателей. Появятся ли они в немецких СМИ, если в воскресенье придет меньше зрителей, чем в 2019 году?»
Про «эффект Росси»... как может повлиять его слово на посещаемость гонок? Присутствие Валентино в паддоке Муджелло помогло?
Кармело Эспелета: «Мы увидим этот "эффект" в Мизано. В Муджелло мы действительно плохо использовали наши инструменты для продвижения и раскрутки события, это наш косяк. Но честно говоря, я признаю, что [уход Валентино заставил людей] перевернуть страницу... Мы пока не ощущаем отсутствие Валентино в полной мере, но через пару лет это скажется. В Италии еще очень сильно влияние Росси. У нас есть специальная служба, которая мониторит трибуны. Я просматривал их отчеты: в Муджелло было очень много людей, одетых в цвета VR46. Как и в Хересе, в Ле-Мане. Они еще с ним, хотя самого Росси нет на решетке. У Валентино есть команда, но они с ним, а не с ней. Он много выигрывал и хорошо работал с аудиторией, но через пару лет "эффект Росси" пройдет. Посмотрим. Наша работа в том, чтобы люди обратили внимание на других звезд. Aprilia и Ducati ждут своего часа».