МОТОГОНКИ.РУ, 17 июня 2021 - Изначально было известно, что 2-тактный GP250 будет заменен на 4-тактную категорию для 600-кубовых двигателей, что было в тренде после перехода MotoGP на аналогичную платформу. С одной стороны, FIM и Dorna Sports хотели привлечь многих производителей мотоциклов. С другой, по ходу подготовительного сезона была изменена концепция и появился регламент с правилом единого поставщика двигателей: один двигатель, но много разных шасси.
Двигатель Honda CBR600RR, подготовленный Geo Technoligy для Moto2
Honda Motor Co. выиграла тендер на поставку серийных двигателей CBR600RR и управляющей электроники. Но японский завод был только поставщиком, а подготовкой моторов к гонкам занималась тюнинговая компания Geo Technology, принадлежащая известному тюнингеру Формулы-1 Осаме Гото.
Осаму Гото демонстрирует Кармело Эспелете подготовленные двигатели Honda для Moto2
Смысл подготовки моторов Honda к Moto2 был в усреднении показателей мощности и скорости каждого из них. Dorna Sports ввела правило выдачи двигателей со склада Технической Дирекции «анонимно»: все моторы имели мощность порядка 124 л.с. (+/- 2 л.с.) и обеспечивали одинаковый гарантированный пробег в условиях жесткой эксплуатации в Мото Гран-При; и они были идентичными для всех и каждого.
Moto2: официальные тесты IRTA (Jerez de la Frontera) - Володя Иванов в боксе Gresini Racing
перейти в фотогалерею
В 2014 году, по истечении первого 4-летнего контракта с Honda, Dorna Sports снова задумалась об открытии Moto2 для разных производителей двигателей и шасси, что могло бы привлечь в чемпионат KTM, Yamaha, MV Agusta и другие заводы. Но в последний момент правило моно-постащика было сохранено, и контракт продлили с Honda до конца 2018 года. А место Geo Technology по подготовке двигателей заняла испанская компания, базирующая в технопарке Motorland в Арагоне. В 2018 году, когда Honda Motor Co. закрыла производственную программу CBR600RR, она вышла и из участия в Moto2.
Тони Элиас на тестах Moto2 с Moriwaki MD600
Новый тендер на поставку двигателей и управляющей электроники для чемпионата выиграла британская Triumph, взявшая за основу 3-цилиндровый двигатель Daytona и создавшая на его базе полупрототипный мотор 765R. Кстати, этот спортбайк в гражданской версии до сих пор не существует в массовой серии. Но он должен появиться, поскольку с 2022 года Triumph намерен вступить в World Supersport с этим мотоциклом. В качестве базовой версии мотоцикла с мотором, почти как в Moto2, заявлен нейкед Triumph Speed Triple 765RS.
Moto2: официальные тесты в Jerez de la Frontera - суровые парни - это представители IRTA
перейти в фотогалерею
Отличия мотора нейкеда от прототипного заключаются в специальном Racing Kit′е, разработанным Triumph и официальным тюнингером Moto2 из Арагона. Купить этот набор на свободном рынке невозможно, что делает его поистине прототипным. Мощность прототипа Moto2 с 3-цилиндровым 765-кубовым двигателем Triumph выше, чем была у 600-кубового мотора Honda. Точных данных о производительности нет. Есть сведения о том, что она находится в диапазоне от 135 до 145 л.с.
Прототип Triumph на базе Daytona и двигателя 765R
Ключевым изменением при переходе с Honda CBR600RR на Triumph 765R стало введение в эксплуатацию полного набора современной контролирующей и управляющей электроники, чего не было в Moto2 с 2010 по 2018 год. Это позволило пилотам проще переходить из класса Moto2 в MotoGP, уже имея в своем арсенале знания о работе со стратегиями и настройке мотоцикла.
Что касается производителей шасси, то в первые 4 года между ними шла поистине ожесточенная схватка за лидерство, которая была выиграна вчистую немецким Kalex
Сражение производителей
В 2010 году шасси Kalex было самым дорогим из представленных на рынке, и его могли себе позволить лишь 2-3 команды. Кроме Kalex, в чемпионат вступило швейцарское ателье Suter Racing Technology, также куда более доступные - британская FTR, Speed Up, Motobi, Moriwaki, BQR, Proharris, Bimota, RSV и другие.
На фото один из немногих Bluesens FTR, представленный в первый сезон Moto2. Недолго эти красивые испанские мотоциклы с британскими рамами и японскими двигателям бороздили просторы вселенной: уже через год чемпионата наметились явные лидеры в технологии производства. Первый Кубок производителей забрал себе Suter, но после 2011 года, когда чемпионом стал Штефан Брадль, баланс стал смещаться в сторону Kalex.
Эскиль Сютер и его детище - прототипы Suter на пит-лейне MotoGP
История этой быстрой смены лидера такова: Марк Маркес всегда выступал на Suter, Штефан Брадль также начал свою карьеру в Moto2 с Suter, но сменил шасси по ходу сезона 2011 года. Как известно, Маркес получил травму головы на FP1 Гран-При Малайзии и не взял титула в том году, и в отсутствие каталонца Большой Приз перешел в руки Брадля.
Гран-При Германии, Sachsenring, 17/07/2011 - Moto2: дуэль между Маркесом и Брадлем на исходе
перейти в фотогалерею
На пресс-конференции в Валенсии новоиспеченный чемпион Moto2 заявил, что решающую роль в его победе сыграла смена шасси - на Kalex. Почему-то, именно этот месседж был услышан паддоком, и в 2012 Suter оказался в меньшинстве. А в 2013 году практически весь паддок пересел на шасси Kalex. Большинство других игроков покинули рынок.
Штефан Брадль, Гран-При Валенсии, 2011 - официально чемпион Moto2
По той причине, что с 2013 года 80% пилотов Moto2 использовали Kalex, на счету этой марки подавляющее большинство побед - 132. Suter выиграл Кубок производителей Moto2 в 2010 году, а всего пилоты Suter взяли 32 победы.
Но самый первый титул чемпиона Moto2 в личном зачете был взят ни на Suter, и ни на Kalex, а на прототипе Moriwaki MD600
Самым первым чемпионом Moto2 стал испанец Тони Элиас, представлявший команду Gresini Racing. А его напарником был россиянин Владимир Иванов. Дебют в Мото Гран-При в 2009 году совершил также и другой российский мотогонщик - Владимир Леонов, который вошел в состав Kiefer Racing Team, сначала в GP250, а затем вместе с Брадлем перешел в Moto2 в 2010.
Владимир Иванов, напарник Тони Элиаса в Gresini Racing Moto2
Kiefer Racing использовала шасси Suter в те годы, а Gresini Racing - Moriwaki. На мотоциклах Moriwaki было взято 8 побед - все на счету Элиаса, но задержаться на рынке японской компании не удалось. Гораздо дольше продержалась SpeedUp, которая и сегодня представлена в чемпионате.
Владимир Леонов на борту прототипа Moto2 в цветах Vector Racing
На два сезона в Moto2 вошел и KTM. Пилоты KTM выиграл 14 гонок, но унизительная позиция для большого бренда - нести в своем шасси мотор прямого конкурента, да еще и обязательный стикер на борту «Powered by Honda», вынудила руководство KTM выйти из игры.
С 2010 года гонки Moto2 выиграли 44 разных гонщика, и самым успешным из всех является Марк Маркес, на счету которого 16 побед
Moto2 всегда был классом для команд, а не для гонщиков. Так было, как минимум, с 2010 по 2016 год, когда 100% коллективов в этой категории брали с пилотов деньги за предоставление услуг. Только появление в паддоке заводских проектов изменило ситуацию.
Тони Элиас - первый чемпион мира в категории Moto2 (2010)
Для гонщиков Moto2 был площадкой, на которой они могли показать себя будущим работодателям из Королевского класса - и за это они были готовы платить много и безотказно! Тони Элиас был, наверное, первым и едва ли не единственным, кто вступил в 2010 году в Moto2 с хорошим контрактом и гонораром от спонсоров, что и привело его к уверенной победе в чемпионате. Вторым таким после Тони был Марк Маркес.
Рейтинг самый успешных пилотов Moto2 в истории:
1. Марк Маркес - 16 побед
2. Жоан Зарко - 15
3. Тито Рабат - 13
4. Томас Люти - 12
5. Пол Эспаргаро - 10
Moto2 - Grand Prix of Valencia, Ricardo Tormo: Тито Рабата приветствуют фанаты из Валенсии
перейти в фотогалерею
История Moto2 - это история выдающихся частников. Самым ярким персонажем паддока Moto2 всегда был Тито Рабат. Семья Рабатов владеет в Испании сетью престижных ювелирных и часовых салонов, что делает Тито, вероятно, самым богатым (в абсолюте) участником чемпионата мира. Но он не любит часы, он любит мотоциклы, и постоянно тренируется. В MotoGP он вступил за свои кровные. И хотя потом несколько раз пытался это опровергнуть, ссылаясь на то, что выступает за деньги спонсоров, суть остается прежней. В 2014 году Рабат выиграл титул чемпиона мира Moto2, прежде чем попытать счастье в MotoGP.
Еще один ветеран Moto2 - Томас Люти является самым продуктивным пилотом Moto2 с 53 подиумами в копилке. Том вступил в Moto2 с первого же дня и выступает в категории сегодня. Он предпринимал попытку перехода в MotoGP, но она оказалась неудачной, и швейцарец вернулся назад. Но Люти, в отличие от Рабата, никогда не подбирался к титулу вплотную, хотя 2-3 раза у него были шансы, упущенные в конце сеона.
Единственным в истории 2-кратным чемпионом Moto2 является француз Жоан Зарко.
Гран-При Германии, Sachsenring, 17/07/2011: Moto2 - Брадль впереди, Де Анжелис и Маркес - все скоро поменяется
перейти в фотогалерею
В отличие от Moto3, Moto2 - истинно «международная» категория: нельзя сказать, что какая-то из стран действительно преобладает в ней. Хотя у испанцев по-прежнему солидное преимущество по победам. Но Италия быстро догоняет! Немаловажную роль в этом сыграл проект Валентино Росси - VR46 Riders Academy и его команда Sky Racing VR46, благодаря которым в Moto2 попали многие сильные итальянцы. Сейчас большинство из них распределились по разным командам, а многие уже перешли в MotoGP.
Grand Prix of Valencia, Ricardo Tormo: чемпионы мира 2014 года - Тито Рабат (Moto2), Марк Маркес (MotoGP) и Алекс Маркес (Moto3)
перейти в фотогалерею
И все же, испанцы рулят, благодаря очень развитой системе тренировок и обилию доступной техники. В национальных сериях RFME и CEV в заездах с Moto2 участвуют и классы Superstock 600, что считается равноценным по производительности классом. В отличие от Гран-При Moto2, в испанских чемпионатах по-прежнему используют серийные моторы объемом до 600 куб.см., которые не мощнее 115-120 л.с. По этой причине класс Supersport 600 подразумевает уже более заряженные двигатели мощностью более 140 л.с.
Количество побед по нациям:
1. Испанцы - 73 победы
2. Итальянцы - 45
3. Французы - 17
4. Швейцарцы - 13
5. Британцы - 11
6. Южноафриканцы - 8
7. Немцы - 8
...
Фото: Кирилл Чернышев и из архива МОТОГОНКИ.РУ 2010-2018 г.