МОТОГОНКИ.РУ, 14 декабря 2023 - Aprilia считает, что в целом заводской проект MotoGP на верном пути. Исключая чисто технические проблемы, которые лишили Алеша Эспаргаро и Маверика Виньялеса шансов на битву за подиум и победу, сезон прошел именно так, как запланировала команда Массимо Риволы.
«Прямо сейчас мы довольны составом пилотов: у нас четыре очень сильных гонщика, у каждого есть перспектива для схватки за Большие Призы, - считает Ривола. - Наш байк не так просто довести до предела возможностей, за которым он начинает подводить пилота. Алеш оформил две победы. Виньялес близок к реальному прорыву, он был лучшим в Валенсии. Я считаю, что Маверик - наш будущий флагман, но Эспаргаро по-прежнему наш Капитан. Наш мотоцикл пока больше подходит Алешу, но мы стараемся делать RS-GP комфортным для всех».
Главный конкурент Aprilia - это Ducati, но борьба идет не слишком чисто, благодаря великому превосходству Красной Армии : «Я считаю, что Dorna допускает большую ошибку, прямо разрешая Ducati иметь 8 мотоциклов на старте, но ограничивая экспансию [других заводов]. Я говорю это публично, потому что уже высказывал это мнение на заседаниях MSMA, и промоутер знает мою точку зрения. Ducati совершила такой большой скачок, благодаря большому объему данных, которые заводу обеспечивают 8 гонщиков. У нас только четверо, двое из которых в этом году были несколько ограничены в своих возможностях. У некоторых заводов только по 2 пилота, что сдерживает их. Раньше подобные перекосы [в присутствии на старте разных заводов] случались, но из-за обособленности заводских команд от частных, это не давало преимуществ одним заводам над другими. Теперь же, когда Ducati действует единым фронтом, это дает им необоснованное конкурентное преимущество. Мы намерены продолжать политику на сокращение присутствия Ducati в паддоке, либо на открытие стартовой решетки для новых команд. Но Aprilia было бы выгодней просто сократить количество Ducati, хотя бы до 6-ти».
Мнение KTM Пит Байер уже озвучивал многократно: если бы Dorna позволила Маттигхофену реализовать свой план и запустить еще одну саттелитную команду, хотя бы с одним пилотом, причем, за свой счет, а не за счет промоутера, напряжение в паддоке снизилось бы. Но отрицательный ответ Dorna создал угрозу для развития проекта KTM, теперь Pierer Mobility AG пересматривает свою стратегию в чемпионате Мото Гран-При и явно идет на сокращение вложений в младшие классы.
Байер считает - и он солидарен с Риволой, - что Ducati достигли успеха, благодаря комплексному развитию: это и командная стратегия, и инженерная унификация, и инновационные решения, и "наказывать" их за это глупо. Но присутствие 8-ми мотоциклов одного производителя на старте при запрете другим расширять группировку - вот, что создает напряжение в отношениях внутри MSMA.
«Три частные команды выбрали Ducati добровольно, мы поздравляем наших коллег, они проделали выдающуюся работу за последние 5 лет. Теперь у Ducati 8 пилотов на старте, и очевидно, что им больше не нужны wildcard на гонках, так что подобное ограничение в новом Регламенте логично. Вряд ли они каким-то образом пострадают от этого, я не согласен с комментариями Джиджи, что их права в чем-то ущемлены новой системой концессий».
«Впервые после вступления в MotoGP и потери нами концессий мы получим возможность тестировать RC16 на нашем базовом треке Red Bull Ring, мы уже забронировали трассу на май. Но не думаю, что это даст нам какие-то преимущества, хотя позволит лучше понять, в каком направлении мы движемся. Логичнее со стороны Dorna было бы дать нам возможность выставить еще одного пилота в MotoGP. Но мы трижды получили отказ, чем были озадачены. В этой связи, вижу вполне реальным коллегиальное решение [MSMA] о ручном балансировании присутствия заводов в чемпионате в будущем, возможно, уже в 2025 году мы придем к этому».
Видя ситуацию в MSMA, Dorna Sports и так уже действует. Трудно скрыть желание промоутера - вернуть Yamaha саттелитную команду, но Dorna лишает себя такой возможности, ограничивая стартовую решетку 22 мотоциклами. Единственное решение в рамках собственной концепции - всеми возможными средствами гарантировать переход VR46 Racing Team из лагеря Ducati под знамена Yamaha в 2025 году. Заставить или принудить Валентино Росси и Ко. к этой сделке Dorna и FIM не могут, но способны использовать всё свое влияние, чтобы сделка оказалась выгодной для VR46.
P.S. В 2018 году Кармело Эспелета объявил о концепции развития MotoGP, которую можно было бы назвать «22-22-22»: к 2022 году - 22 этапа и 22 мотоцикла на старте, а к 2024 году - 24 этапа и 24 мотоцикла на старте. Изначально, идея включала в себя четкий контроль над составом прототипов: не более 4 байков (2 заводских + 2 саттелита) каждому заводу = 24 мотоцикла. Но из-за пандемии план развития сорвался.
В 2020 году Dorna отказалась от контроля над стартовой решеткой, позволив частным командам самим выбирать себе технику. В результате этого и сформировалась группировка в 8 пилотов Ducati. Yamaha никогда не планировала запускать больше 4-х мотоциклов. Honda RC213V слишком дороги для прямого лизинга; LCR Honda может позволить себе только 1 мотоцикл, второй оплачивается на 100% из бюджета HRC.
У Aprilia на тот момент не было конкурентоспособного прототипа, а KTM только-только вышли на уровень борьбы за место в ТОП-5. Но затем ситуация стала быстро меняться, особенно, когда оба завода выделили большие бюджеты на поддержку и развитие саттелитов. Из-за этого, Yamaha Racing потеряла двух партнеров за 5 лет: в 2018 в лагерь KTM ушла Tech3 Racing, а в 2022 (достаточно неожиданно для всех) RNF ушла к Aprilia. Сложность чисто японских отношений внутри Yamaha так же сказалась на решении RNF. Так что здесь винить в чем-то Ducati нельзя: Борго-Панигале просто предложила потенциальным клиентам лучший пакет и условия, а также ценник. Не стоит забывать, что Dorna Sports компенсирует 3 млн евро из собственного бюджета, оплачивая частным командам лизинг заводских прототипов. Таким образом, стоимость Ducati Desmosedici оказалась подъемной для всех частников, а уровень техподдержки превзошел предложения конкурентов. Вот весь секрет успеха Ducati!
В этой связи логичным шагом Dorna было бы открыть доступ на старт команде с двумя пилотами, чтобы довести решетку до 24 мотоциклов, дать возможность KTM расширить свой лагерь за счет завода, как в данный момент происходит с GASGAS Tech3. Но этого не происходит.