МОТОГОНКИ.РУ, 12 декабря 2023 - KTM может урезать свои программы поддержки и развития в Moto3, Moto2 и MotoGP в следствие возникшего в 2023 году острого конфликта интересов между заводом и промоутером Мото Гран-При. Несмотря на то, что в 2022 году после выхода из Королевского класса заводской программы Suzuki, именно в KTM пришли на помощь Dorna Sports, объявив свой саттелит Tech3 Racing квази-заводской командой GASGAS, следующего шага боссу Pierer Mobility Штефану Пире сделать не дали: Dorna однозначно отказала KTM в расширении стартовой решетки MotoGP, даже когда появилась острая необходимость. Конфликт между промоутером и заводом вынудил KTM идти на жертвы, отменяя действующий контракт Пола Эспаргаро ради вступления в Королевский класс новобранца, чемпиона Moto2 Педро Акосты.
GASGAS Factory Racing была представлена в августе 2022 года как комплимент KTM - Dorna
В прошлом, подобные инциденты случались несколько раз, все - в группировке Ducati: по инициативе завода были отменены уже подписанные контракты с пилотами-частниками. Самым запоминающимся эпизодом было увольнение Карела Абрахама из Avintia Racing в ноябре 2019 года, когда Ducati Racing пришлось "расчистить" место для только что нанятого Жоана Зарко. Чешский гонщик оказался в нетривиальной ситуации: по контракту с командой он мог оплатить ее услуги в течение 3 месяцев после продления договора (до февраля), однако, уже 23 ноября 2019 года команда в одностороннем порядке расторгла договор, мотивировав это отсутствием оплаты со стороны клиента. Абрахам ничего не подозревал до момента прибытия на частные тесты в Испании, где его просто поставили перед фактом, что он больше не работает с Avintia. Карел не стал оспаривать решение команды в судебном порядке, просто объявив о завершении карьеры в MotoGP. Кстати, за этим последовало и расторжение контракта Dorna Sports с Automotodrom Brno, Гран-При Чехии в последний раз состоялось в 2020 году и перестало существовать после 30 лет непрерывного присутствия в чемпионате MotoGP. Отец Карела, совладелец и гендиректор автодрома - Карел Абрахам-старший просил прессу не связывать два этих эпизода. Но...
За KTM Factory Racing стоит Red Bull Ring, домашний трек заводского проекта. И Red Bull как ключевой стратегический партнер KTM и всего дома Pierer Mobility. Благодаря вовлечению Red Bull в программы KTM, MotoGP получает огромные дивиденды. Многолетнему контракту MotoGP с автодромом ничего не угрожает. Пока.
Кармело Эспелета и Штефан Пире: сотрудничество KTM и Dorna пока ничего не угрожает
«Это событие [отказ Dorna в сотрудничестве] нанесло непоправимый ущерб мотивации нашей группы, потому что мы действительно прикладываем невероятные усилия для развития Мото Гран-При, - заявил Пит Байер в интервью для The Race. - Мы являемся поставщиками новых звезд во всех три класса Гран-При. 28 сильнейших гонщиков в паддоке - выпускники Rookies Cup. 18 из них в Moto3, шестеро в Moto2. И мы хотели бы получать от промоутера определенную поддержку, когда возникают "ситуации", подобные нашей».
«Нам нужно было всего одно место на стартовой решетке в 2024 году, чтобы все прошло идеально, и никто не остался в накладе. И вдруг нам достаточно жестко отказали. Трудно было смириться с этим решением [Dorna], и за ним пришлось принимать жесткие решения уже нам самим [с увольнением Пола Эспагаро]».
«Мы оказались в уязвленном положении, ситуация стоила нам массы времени, энергии, усилий, в конце концов, денежных потерь. Ни одна наша инициатива, как разрешить ситуацию, не была принята. И сейчас всё кончено, пришлось рубить концы».
Босс Pierer Mobility AG Штефан Пире
В конце концов, KTM Factory Racing получила от Dorna небольшой "бонус" в виде включения завода в программу концессий. Согласно ей, у KTM будет преимущество перед главным конкурентом (с точки зрения Dorna) - Ducati, но в KTM считают, что ключевой конкурент компании - Honda и Yamaha, которые на самом деле не нуждаются в таких невероятных привилегиях, которые получили по новой программе.
Но Пит Байер попросил не увязывать эти факты.
В то же время, KTM оказалась в сложной ситуации из-за «перепроизводства звезд»: развиваться дальше некуда, и до 2026 года на стартовой решетке MotoGP никак не образуется 2 новых места. А если и да, то их Dorna готовит не для KTM, а для MV Agusta. Но пока это только проект.
«Если Ducati сократит свое присутствие до 6-ти байков, или нам позволят запустить 6 байков - это существенно облегчит конкурентную среду для KTM. В любом случае, мы вынужден резко менять стратегию развития на ближайшие годы. Мы обогнали ситуацию в паддоке и оказались в дурацком положении» - добавил Пит Байер.
Какие шаги предпримет группировка из Маттигхофена, увидим уже в ближайшие полгода.