МОТОГОНКИ.РУ - ВЕСЬ МОТОСПОРТ: MotoGP, Супербайк, Мотокросс, FMX, Фристайл, Супермото, Кросс
Новости Сюжеты Фото Тэги Календарь Контакты РЕКЛАМА В СМИ
Миланский Мотосалон EICMA 2025

Ключевые новинки мотоиндустрии и живые фотографии

MotoGP
Публикации на тему
Новости за этот день
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Лента новостей
»
Реклама
13285
12 мая 2016 в 17:23
 
Кирилл Чернышев, редактор, тест-пилот © MOTOGONKI.RU

Лоренцо Бертолоццо: Brembo - об эволюции систем торможения в MotoGP

Пять этапов MotoGP сезона 2016 года позади и можно сделать первые промежуточные выводы. Год назад, когда FIM разрешила применение больших 340-миллиметровых карбоновых тормозных дисков на всех гоночных треках, сняв ограничение в техническом Регламенте, часть команд осталась верна принципам использования дисков 320 мм. Но сегодня все едут только 340 мм. Почему? Ведущий инженер Brembo в MotoGP Лоренцо Бортолоццо рассказал во всех подробностях.
Реклама

МОТОГОНКИ.РУ, 12 мая 2016 - Первый фактор, который побудил инженеров перейти на больший диаметр - это быстрое изменение мотоциклов, увеличение их мощности и момента инерции, как следствие. Чтобы замедлить прототип MotoGP с 340 до 100 км/ч нужно преобразовать кинетическую энергию в тепловую, именно это и делают тормозные системы: синтетические колодки трутся о карбоновый тормозной диск, в результате соприкосновения образуется много тепла. Вырабатываемся тормозами Brembo энергия за одну гонку Гран-При, преобразованная в электрическую, могла бы питать небольшую деревню целые сутки!

Лоренцо Бертолоццо, Brembo MotoGP
Лоренцо Бертолоццо, Brembo MotoGP


"Еще три года назад можно было использовать диски максимальным диаметром 320 мм, но с увеличением скорости и массы мотоцикла мы подошли к пределу производительности этого типа диска, - говорит Бертолоццо. - Карбоновое волокно работает очень хорошо при высоких температурах, но до определенных пределов. Если эти пределы превышаются несколько раз за гонку, начинается окисление. Производительность падает, хотя и не слишком резко, и одновременно происходит быстрое истирание колодок и дисков, приводя к снижению безопасности. Пилот замечает уменьшение эффективности торможения, при этом, резкое увеличение износа, которое может даже привести к выскальзыванию колодки из суппорта".

Переход на 340 мм позволил значительно снизить давление на рычаге и колодке из-за увеличения площади прилегания колодки к диску, статистика, собранная за 2015 год, показала, что и средняя температура на диске уменьшилась.

Лоренцо перегревает тормоза в Twin Ring Motegi. Ему повезло, что это были 340-мм диски!
Лоренцо перегревает тормоза в Twin Ring Motegi. Ему повезло, что это были 340-мм диски!


Многие, вероятно, помнят Гран-При Японии, где Хорхе Лоренцо буквально раскалил свои передние тормоза так, что они стали источать красное свечение - это же +1100 градусов! Однако, если бы там же пилот Yamaha использовал тормоза диаметром 320 мм, в этот момент он бы уже не контролировал свой мотоцикл.

"Между дисками 320 мм и 340 мм разница в рабочей температуре составляет 100 градусов, - отмечает Бертолоццо. - Если учесть, что пиковое значение [для 320 мм] - около 800 градусов, можно понять, что в результате резко повысилась безопасность мотоциклистов".

Тормоза Brembo на заводском Ducati GP15
Тормоза Brembo на заводском Ducati GP15


Brembo поставляет тормозные системы, как в MotoGP, так и в Формулу-1. Но принципы применения их в авто- и мотоспорте радикально отличаются. Например, команды Формулы-1 используют специальные кожухи на тормозных дисках, чтобы передавать полученное в результате трения тепло на покрышки - и греть их во время гонки. В MotoGP тоже стали устанавливать кожухи пару лет назад. Но! Совершенно для другого, прямо-таки обратного эффекта:

Реализация воздухозаборников на Yamaha YZR-M1 MotoGP (Лоренцо)
Реализация воздухозаборников на Yamaha YZR-M1 MotoGP (Лоренцо)


"Это воздухозаборники! И они предназначены для охлаждения суппортов и дисков. Да, функция прямо обратная формульной, но это здорово повышает безопасность использования тормозов на треке".

Пилотов MotoGP можно условно разделить на "мясников" и "аккуратистов". Мясники ведут байк агрессивно, используют двигатель и тормоза с большой амплитудой, буквально врут их на части. Другие едут плавнее. Лоренцо Бертолоццо отметил пилотов, по телеметрии которых можно четко разделить их на группы:

Традиционно жесткое торможение Марка Маркеса перед первым поворотом Sepang International Circuit
Традиционно жесткое торможение Марка Маркеса перед первым поворотом Sepang International Circuit


"Есть гонщики, которые в начале тормозной фазы сильно давят на рычаг, например, Кэл Крачлоу, а затем резко опускают тормоз; в то же время, есть и другие – те, кто, выжав рычаг с максимальным усилием, затем плавно ослабляет хватку, к примеру, Андреа Довициозо, Валентино Росси и Марк Маркес. А есть пилоты, тормозящие более мягко, допустим, Даниэль Педроса и Хорхе Лоренцо - оба проходят повороты с большой скоростью, мало используя тормоза перед входом, больше полагаясь на работу шасси на дуге".

Трудно сказать, чья техника работает лучше, поскольку все пилоты разные и у каждого есть собственный стиль. Но "мягкая" техника, конечно же, безопасней и позволяет избежать внезапных эксцессов. Кэл Кратчлоу часто падал на Ducati, и многие из падений стали последствием его агрессивной работы рычагом тормоза.

Довициозо на тестах Desmoseidici: этот мотоцикл реагирует резче на рычаг тормоза, легко потерять контроль
Довициозо на тестах Desmoseidici: этот мотоцикл реагирует резче на рычаг тормоза, легко потерять контроль


"Да, это правда: шасси Ducati Desmosedici наиболее требовательно к торможению, потому что у этого мотоцикла больше нагрузка на переднее колесо. В то же время, Honda RC213V - самая деликатная система двигатель-шасси и, следовательно, тормоза меньше нагреваются. Вероятно, еще и потому что у Honda лучше сама система торможения двигателем - пилоты используют ее более эффективно и часто. По этой причине можно отметить, что на некоторых треках пилоты Repsol даже сейчас используют диски диаметром 320 мм, нежели 340. Тогда как Ducati первыми перешли на большой диаметр. Можно сказать, что Yamaha и Suzuki находятся где-то посередине, но теперь все используют 340 мм".

Игра на торможение: в Техасе это не прошло - Росси и Педроса теперь грустят, а Довициозо зализывает раны
Игра на торможение: в Техасе это не прошло - Росси и Педроса теперь грустят, а Довициозо зализывает раны


Когда в MotoGP стали доступны 340-мм диски, гонщикам пришлось приноравливаться к характеристикам новой системы, поскольку она не позволяла так же легко модулировать работу рычагом - тормоза "схватывали" лучше сразу.

"У диска 340 мм сильнее начальный отклик, чем у диска 320 мм. Это, конечно, не проблема, но потом, после первого «укуса», пилоты, как правило, дотормаживают двигателем и в процессе поворота. Они входят в поворот, продолжая давить на рычаг, а затем постепенно его отпускают - до тех пор, пока снова не начинают ускоряться, - уточняет Бертолоццо. - Я это к тому, что в фазе модулирования, которая представляет собой не максимальное торможение, а некую "фазу контроля", и именно в этот момент любое чуть-чуть более агрессивное давление на рычаг может привести к полной блокировке переднего колеса. Гонщикам, таким образом, пришлось приспосабливать манеру вождения и чувство торможения к характеристикам 340 мм".

Фотографии из архива MOTOFOTO.RU
Яркие кадры, способные украсить ваш дом, офис и гараж

Важные новости
 
Рынок MotoGP: Марк Маркес получил от Ducati предложение на 2027 год - какие варианты?
Рынок MotoGP: Марк Маркес получил от Ducati предложение на 2027 год - какие варианты?

Ежегодное празднество чемпионов Ducati - Campioni in Festa 2025 года состоялось в Болонье. Многое было сказано со сцены, но еще больше - за сценой, когда с пилотами MotoGP уединились итальянские журналисты. И вот, первая бомба наступающего сезона: Рынок MotoGP открыт - Ducati Corse сделала предложение Марку Маркесу! Что он сказал об этом?
Уфимский клуб Башкортостан возглавил командный чемпионат России по мотогонкам на льду 2025/26
Уфимский клуб Башкортостан возглавил командный чемпионат России по мотогонкам на льду 2025/26

Разыгран первый комплект наград нового ледового мотогочного сезона Чемпионата России 2025/26 года! На стадионе «Металлург» в городе Каменск-Уральский доминировали уфимцы. Результаты 1-2 этапов КЧР 2026 по мотогонкам на льду (ледовому спидвею).
Представлено на EICMA 2025: адаптивный круиз-контроль на мотоцикле Yamaha Tracer9 GT+
Представлено на EICMA 2025: адаптивный круиз-контроль на мотоцикле Yamaha Tracer9 GT+

Yamaha запускает в серию обновленную версию своего флагманского спортивно-туристического мотоцикла Tracer9 GT+ Y-AMT, оснащенного самым полным на данный момент электронным пакетом поддержки пилота, в который входит технология адаптивного круиз-контроля. Представленный на Миланском Мотосалоне EICMA 2025, мотоцикл выйдет в тираж в феврале 2026 года. Как это работает и какие модули задействованы?
Интервью с Клаудио Доменикали: Ducati предстоит тяжелый юбилейный год - индустрия вступает в период естественного отбора
Интервью с Клаудио Доменикали: Ducati предстоит тяжелый юбилейный год - индустрия вступает в период естественного отбора

Легенда итальянской промышленности, производитель мотоциклов Ducati вступает в 100-й год существования компании. Торжественные празднования выдающейся победы в MotoGP 2025 года - «Campioni in Festa. Home edition» прошли в Болонье. Однако, президент холдинга Клаудио Доменикали говорил не о победах, а о предстоящих трудностях.
Болонья вновь приветствовала героев MotoGP - Ducati: фото и отчет с Campeoni in Festa 2025
Болонья вновь приветствовала героев MotoGP - Ducati: фото и отчет с Campeoni in Festa 2025

Вечеринка началась в Борго-Панигале утром субботы, 20 декабря и переместилась в Болонью, где пилотов Ducati Corse приветствовали толпы итальянских фанатов. «Campioni in Festa, Home Edition» 2025 года - это особое празднество, поскольку завод оформил «Тройную корону» в MotoGP, выиграв буквально все титулы, благодаря саттелиту Gresini Racing. И всё это накануне старта 100-летнего сезона знаменитой итальянской компании. О чем там говорили?
Шесть мотоциклов, которые легко дернут любой супербайк в гонке на 400 метров
Шесть мотоциклов, которые легко дернут любой супербайк в гонке на 400 метров

Супербайк (Superbike) - мотоцикл, ориентированный на участие в гонках. Но мы также привыкли называть так дорожные мотоциклы в пластике с двигателями объемом более 1000 куб.см. и мощностью свыше 160 л.с. Обычно, на них используются особенные сочетания передаточных отношений, чтобы делать стремительный старт с места, и с 0 до 100 км/ч они могут разгоняться за 3.2-3.4 секунды. Но есть ряд мотоциклов чисто дорожного назначения, которые легко уделают любой супербайк в гонке на 400 метров!
Хорхе Мартин - Из рая в ад: самый драматичный инсайд MotoGP на русском
Хорхе Мартин - Из рая в ад: самый драматичный инсайд MotoGP на русском

Документальный фильм «Из рая в ад» Dorna Sports о конфликте, возникшем между чемпионом MotoGP 2024 года Хорхе Мартином и его новой командой Aprilia Racing, раскрыты самые неожиданные подробности того периода, когда Массимо Ривола пытался удержать испанца от совершения ошибки. Весь фильм с полным русским переводом.
Грозный как новая спортивная традиция
Грозный как новая спортивная традиция

Чемпионат России по кольцевым мотогонкам довольно скоротечен. Это яркое событие, которого ждут 9 месяцев, но лето пролетает стремительно. Впрочем, с 2019 года мы знаем, как продлить мотосезон, не выезжая за пределы России - начать его весной на 2 месяца раньше и завершить осенью на 2 месяца позже. Появление автодрома «Крепость Грозная» в столице Чеченской Республики изменило ритм жизни не только для мотогонщиков, но в самом Грозном. Расскажу, как город постепенно превращается в настоящий спортивный курорт.
Шеф команды Марка Маркеса в Gresini Racing уверен: он не выкладывался в гонках MotoGP 2024
Шеф команды Марка Маркеса в Gresini Racing уверен: он не выкладывался в гонках MotoGP 2024

Бывший шеф технической команды Марка Маркеса в частной Gresini Racing - Френки Карчеди провел сравнительный анализ доступной ему телеметрии и пришел к выводу, что Марк мог выиграть гораздо больше гонок MotoGP, только пересев на Ducati GP24. Но не делал этого.
Давиде Тардоцци развеял слухи о том, что намерен покинуть Ducati Corse после сезона MotoGP 2026
Давиде Тардоцци развеял слухи о том, что намерен покинуть Ducati Corse после сезона MotoGP 2026

Фигура менеджера заводской команды MotoGP Ducati Lenovo Team Давиде Тардоцци так же неразрывно связана с легендарным проектом, как и традиционный цвета Rosso Corse.
 
ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Все публикации за 12 мая 2016
Directlink:
При цитировании необходимо указывать прямую активную ссылку на оригинал публикации!
Все права защищены © 2003-2025 Любое копирование и тиражирование данной публикации, содержащихся в ней изображений и фотографий запрещено без письменного согласия автора и владельцев МОТОГОНКИ.РУ.

Все содержащиеся на cайте сведения носят исключительно информационный характер. Информация о товарах не является публичной офертой. Указанные цены являются ориентировочными и могут отличаться от действительных цен на конкретные единицы продукции.

Подробнее о правах на распространение и правилах пользования СМИ МОТОГОНКИ.РУ
MotoGP
MotoGP - зарегистрированный торговый знак Dorna Sports S.L. | Copyright © 2025 Dorna Sports S.L. All rights reserved
МОТОГОНКИ.РУ


7.71 МЛН
годовая
аудитория
254226
посетителей
в месяц
15860
прочитано статей
сегодня

РЕКЛАМА В СМИ
Новости Фото Календарь Энциклопедия Поиск Контакты Карта сайта | Sitemap | Sitemap (XML)

Новости индустрии ТЕСТ-ДРАЙВЫ MotoGP Супербайк Мотокросс и Суперкросс Эндуро и Ралли Российское кольцо Мировой мотоспорт Спидвей Супермото Фристайл EXTRAS!

Сетевое издание МОТОГОНКИ.РУ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.12.2016 св-во о регистрации ЭЛ № ФС77–67891). Учредитель: ИП Чернышева Е.В. Главный редактор: Чернышева Екатерина Валерьевна. E-mail редакции: go@motogonki.ru Тел: +79ОЗ577З4O7

Материалы СМИ МОТОГОНКИ.РУ предназначены для пользователей старше 16 лет. Исключительные права на контент принадлежат МОТОГОНКИ.РУ, защищены Законом РФ и не могут быть использованы каким-либо образом без письменного согласия владельца.

Copyright by MOTOGONKI.RU / MOTOFOTO.RU © 2003-2025

Политика конфиденциальности
О правах на распространение
Welcome message
motogp чемпионат мира результаты мотокросс wsbk world superbike мото гран-при worldsbk видео большие призы mxgp марк маркес комментарии квалификация валентино росси интервью repsol honda гонка moto2 мотогп moto3 тесты ducati motogp23 mx2 травма мотогонки суперкросс авария сезон-2024 ktm motogp24 хорхе лоренцо ama supercross трансляция honda чемпионат россии circuito de jerez misano world circuit гран-при катара hrc aprilia racing yamaha евгений бобрышев qatargp fp2 world supersport honda racing sepang international circuit phillip island